Детский сад для зверят
Сомневающимся: наши аргументы о жизни без садаДетский сад для зверят?
- Для зверят!
Детский сад для птенцов?
- Для птенцов!
Кто же нянчить их готов?
- Я готов!
Тоненькая детская книжечка Н. Поляковой, в которой описывается, как мальчик Андрей и его мама открыли детский сад для животных, - давно уже хит у Агаты. Она вообще обожает играть в воспитателя, представлять себя ребенком, посещающим детский сад, но сама ни разу в этом местечке не была. И, надеюсь, никогда не будет.
Далее немного моих воспоминаний о том, как мы пришли к жизни без детского сада.
Помню, незадолго до рождения Агаты я вела разговор со своей сестрой: "Конечно, после полутора лет дочка пойдет в садик. Нет-нет, а как же моя работа, ну, да, ребенок маленький, но, что делать, у меня серьезная должность, выигранный научный грант, а еще я только-только защитила диссертацию, планов и перспектив много..." Помню, сестра убеждала меня, воспитывая тогда 4-летнюю дочку (в возрасте, как сейчас моя Агата), что садик не нужен, что ребенку лучше дома с мамой, ведь моя племянница была именно таким домашним ребенком. Прошли годы. Дочка сестры все же успешно пошла в садик, а затем и в школу, хотя родители, помнится, иногда при нас обсуждали вопросы ее возможного домашнего обучения, повергая меня в ужас: как так, ребенок без школы!!! И только лишь, став мамой Агаты, я убедилась, что "никогда не говорить никогда" - очень справедливое замечание.
Помню эти большие темно-синие глаза, глубокие, бездонные, этот запах от детской макушки, первую улыбку. До года малышки мы были с ней единым целым, не расставаясь больше чем на 2 часа. Когда Агате стукнуло целых 11 месяцев, мне предложили выйти на работу. Я, бившая себя пяткой в грудь, доказывавшая, что пропаду без любимого дела, не смогла оторваться от дочки и ... отказалась даже преподавать, не то что выйти на полный рабочий день "управлять наукой". Мне вполне хватало удаленки по гранту, для того чтобы занять ночами голову, а на большее я не была согласна.
2013 год. Агате уже почти два. Она готова идти со мной на край света, безгранично доверяя. Ростовые куклы - да, бежим вместе! Фейерверк - да, с тобой, мама! Выключаем свет в квартире и играем весь вечер в темноту - да, как здорово! Она ничего не боится. Все, что угодно, но ... со мной :) Или с папой, или с бабушкой, или с дедушкой - с теми, кого знает и любит.
Агата родилась осенью, для меня осень - это время принятия решений, всю мою жизнь осенью начиналось самое интересное: учеба, аспирантура, новая работа, рождение ребенка, знакомство с мужем, учебные года моих студентов... Вот и тогда я все-таки решилась выйти на 0,25 ставки на кафедру. Агата на несколько часов оставалась с бабушкой, пока я вела занятия, ни о каком садике речь, естественно, не шла.
2014 год. Повинуясь моде, в 2 с небольшим я потащила малышку на детские развивашки с песнями и прибаутками. Полгода мы прекрасно проводили там время вдвоем, пока весенней ночью не накрыла Агату температура 40С и отек гортани со скорой и всеми сопутствующими обстоятельствами. Это была ее первая болезнь, вообще-вообще единственная на тот момент, поэтому мое душевное состояние лучше не вспоминать. Выкарабкались - там и лето, переезд в новое жилье, друзья, море. Наконец-то завершили долгосрочное кормление. И тут нежданно звонок: вам путевка в сад.
Пожалуй, именно этот период я бы назвала самым трудным, определяющим мои дальнейшие позиции. В сад или не в сад. Быть или не быть. Три года Агате, но без хорошо знакомого взрослого она нигде не желала оставаться, даже в условиях самой доброжелательной анимации. На всех мероприятиях она вставала и выходила из кабинета/зала/студии следом за мной (как только я пыталась переместиться в коридор к другим родителям) со словами: "Все, пока, мы с мамой уходим!" Тогда мне казалось, что дочь никогда не сможет нигде с удовольствием без меня заниматься (вот правда, всего год назад я именно так считала). Я искренне расстраивалась, строчила посты в любимое ЖЖ-сообщество "Заботливая альфа" с вопросами, как приучить ребенка оставаться без мамы, ведь практически все вокруг уже пошли в сад. Я не могла представить, КАК я должна отцепить от себя Агату и затолкнуть в группу, если она даже на полчаса не желает выпускать меня из виду. Путь через истерики никогда мною не рассматривался. Мои отношения с дочерью строились и будут строиться на доверии, поэтому "поорет и привыкнет", "поплачет и перестанет" - не наш формат. Вывод напрашивался сам собой: если спокойно оставить ребенка без мамы не получается, значит, еще не время. Но осознать и принять этот факт было непросто, тем более что все вокруг постоянно подогревали эту тему своими расспросами и советами.
А дочка становилась все взрослее, разговаривала она к тому времени прекрасно, с ней было необычайно весело играть и общаться. Агушины ролевые игры и по сей день не дадут никому скучать))) Необходимость в постоянном контакте со взрослым, в разговорах, желание услышать мнение того человека, к которому обращаешься каждую минуту, - как реализовать эти потребности ребенка в стенах садика, когда вокруг воспитателя не менее 15 человек? Вариант "играть с ровесниками" в 2-3 года подходит слабо, поскольку это игры рядом, но не вместе. Тогда Агата очень обижалась, если с ней не общались в течение какого-то времени, если ее вопросы не находили ответов (а такое всегда случалось даже в ходе обычных занятий, когда преподаватель видел перед собой 5-7 малышей). Ни один воспитатель не стал бы возиться на таком уровне с моим ребенком: вникать в проблемы, объяснять и рассуждать. Это сейчас, в 4 года, я могу в некоторых ситуациях попросить дочь помолчать и не отвлекать меня, могу сказать, что пока не время для долгих разговоров, что надо подождать. И я вижу разумное понимание, а не обиженное подчинение. Мое решение созрело: написать отказ от сада на год и заявление на отпуск без содержания на работе. Многие уже тогда меня не поняли. Но сегодня я оглядываюсь назад и вижу, насколько я была права.
Немного "доброжелательных" цитат: "Ну, конечно, вам денег на все хватает ....", "Да, бабушка же может посидеть с ребенком, все понятно...", "А как вы потом в школу пойдете???", "Нет, мои к детям тянутся, без сада не могут!", "Детский сад - это школа жизни", "Да ну, целый день дома сидеть, ей же скучно...", - и еще много чего полезного я слышала и продолжаю слышать в адрес своей семьи. У нас в стране детскому саду приписывается чуть ли не ключевая роль в воспитании детей 2-7 лет, и конечно, хоумскуллеры (те, кто обучается и воспитывается дома) у большинства вызывают недоумение.
Сейчас Агате почти 4 года. Она невероятно контактная и общительная. Совсем недавно начала заниматься фигурным катанием и плаванием. Она спокойно ведет себя на занятиях, понимает правила, любит своих преподавателей, очень доброжелательна к детям. Вопрос с садом мне кажется почти решенным: функций социализации я от него не жду, а функцию присмотра за ребенком пока выполнять с бабушкой пополам мы в состоянии. Конечно, ни о какой серьезной работе мне пока мечтать не приходится, но не терять квалификацию и развиваться в других сферах деятельности, к счастью, удается. Время покажет.
Почему-то первые два вопроса, которые всегда задают дочери при встрече малознакомые люди: "Как тебя зовут? В садик ходишь?" Мне всегда любопытно, неужели у маленького человечка больше нечего узнать? В его жизни нет ничего примечательного? Агата уже привыкла и отвечает всем вопрошающим, что в сад она не ходит и не собирается, а пойдет сразу в школу. Странно, но это действительно ЕЕ точка зрения, не навязанная нами. Ведь я обычно на такие вопросы отвечала более расплывчато "позже пойдет", но дочь, видимо, считает иначе)))
Теперь, по прошествии двух лет "садиковского возраста", проведенного дочкой вне дошкольного учреждения, анализируя опыт окружающих, наблюдая, как все-таки происходит процесс взросления, если в него не вмешиваться и не форсировать ситуацию, я могу с уверенностью сказать: детский сад абсолютно ничего не решил бы в деле становления моего ребенка как личности. Я воспринимаю это заведение как хорошую камеру хранения детей и никак иначе. Те плюсы, которые большинство видят в детском саду, для меня ограничиваются только возможностью для матери зарабатывать деньги на хлеб, когда жизнь не позволяет поступить по-другому. Все остальные преимущества вполне реализуются за пределами садика, причем каких-то особенных ресурсов для этого не нужно: прогулки в парках и на детских площадках, общение с родными и друзьями, походы в кино/театры/музеи, подвижные игры и спорт, развитие, чтение книг, участие в семейных делах, - этого перечня дошкольнику хватит с головой. А вот минусы сада для меня существенны, и, пожалуй, их знают лучше меня те, кто там находятся...
Жду с огромным нетерпением, когда эта злободневная тема перестанет для меня быть таковой, ведь школьные годы не за горами. Находясь по другую сторону баррикад, я никого не осуждаю и не призываю бросать сады, тем более, что я в меньшинстве :) Это мой опыт, мои выстраданные решения, которые давались нелегко. Но, может быть, мои мысли будут полезны тем, кто сомневается и так же борется, постоянно доказывая, что он не верблюд, что дети дома - это не дикость, а норма. Пусть в вашей семье будет всегда тепло и солнечно!
Вот и все про детский сад
Для птенцов и для зверят.
День за днем они взрослели.
Дружно вместе песни пели
И водили хоровод. Вот.
П.с. заходите знакомиться в мой блог об Агате, ее играх, занятиях, книгах и просто буднях - Пупоксик и ее мир