Детский сад или мама. Часть 2. Социализация
Сомневающимся: наши аргументы о жизни без садаP.S. Моя цель - не агитация против детского сада. Потому что ситуации у всех разные, и иногда у мам просто нет выбора. Скорее речь о понимании потребностей и личностных особенностей ребенка, и помощи в адаптации в связи с этим. Потому что одно дело, когда ребенка отдают в сад с установкой, что все сложно адаптируются, пусть привыкает к трудностям жизни, поплачет и привыкнет и т.д. И тогда ребенок, возможно, получит меньше поддержки и принятия своих чувств. А если мама понимает, с какими переживаниями сталкивается ребенок и с чем это связано, то она может помочь в адаптации и проживании ребенком своих эмоций. Также нужно понимать, что все детки разные и не стоит пытаться вписать ребенка в усредненные общепринятые стандарты.
Учитывая возрастную психологию, в среднем до 4 лет дети играют рядом, а не вместе. Поэтому до этого периода не стоит отдавать ребенка в детский сад. К тому же, ребенка социализируют люди, с которыми он общается, семья дает опыт взаимоотношений в доверительной и безопасной обстановке, мы же в семье не изолированы от окружающего мира.
В этот период для ребенка важна не социализация, а родительская любовь, поддержка, уважение, принятие его как личности, ощущение защищенности и безопасности в семье. Это про умение слушать и слышать своего ребенка, быть последовательными и предсказуемыми в своих решениях и требованиях, понимать нужды и потребности ребенка, быть на его стороне, не уходя в крайности авторитарного воспитания или вседозволенности. Обеспечивая чувство защищенности, как на физическом, так и на эмоциональном уровне, мы формируем у ребенка базовое доверие к окружающему миру. И до определенного возраста это чувство защищенности формируется внутри семьи, а не за её пределами.
Не стоит опасаться излишней привязанности ребенка, того, что он будет слишком домашним или приученным к рукам. Разве любить - это плохо? Любви не может быть слишком много.
Избалованным ребенка делает отсутствие границ и правил, а не любовь и частые объятия.
Если подталкивать ребенка к независимости раньше времени, до того, как он будет психологически готов к этому, из соображений «чтобы отвыкал от мамы», он наоборот будет цепляться за нее еще сильнее.
По модели привязанности Гордона Ньюфелда, стремление к независимости у ребенка возникает тогда, когда его потребность в привязанности к родителю полностью удовлетворена. На 5 году жизни формируется привязанность через эмоциональную близость, когда ребенок готов расставаться с близкими людьми на продолжительное время. Ему не нужно уже физическое присутствие привязанности, чтобы сохранить ощущение близости и защищенности. И тогда он сам сможет сделать шаг к дальнейшему развитию и взрослению.
«Правильно развивается только тот ребенок, который чувствует себя в безопасности. Его потребности в защищенности и безопасности должны быть удовлетворены в первую очередь» Абрахам Маслоу.
Если обратить внимание на пирамиду потребностей Маслоу, то потребность в безопасности идет раньше, чем социальная или познавательная потребность. Это говорит о том, что если у ребенка сформировано чувство защищенности внутри семьи, то он сможет учиться и развиваться, не будет бояться проявлять инициативу или совершать ошибки.
Также важно, чтобы ребенок имел возможность довериться вам и рассказать о том, что происходит. Чтобы ребенок понимал свои чувства, желания и потребности и осознавал, что правильно, а что нет. У ребенка должна быть возможность обсудить с вами любую ситуацию, не боясь осуждения или непринятия. Иногда дети не знают, что можно рассказать о чем-то, нужно дать им это понять. Скажите ребенку о том, что вы всегда на его стороне, выслушаете и поможете. Заведите традицию ежедневных разговоров по душам, когда можно поделиться какими-то событиями, переживаниями и чувствами. Покажите на своем примере, словами доступными для понимания в дошкольном возрасте, как это делать.
В дополнении к вышесказанному, социализация хороша в рамках свободного, а не шаблонного или искусственно созданного взаимодействия. Социализация - это про активность, а не про пассивное погружение в коллектив.
Если ребенка вынужденно поместить в большой коллектив раньше времени и сказать «дружи», вряд ли это даст нужные вам результаты.
Представьте себе взрослого человека в коллективе до 25-30 человек, где не всегда благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера, возможен повышенный нервный фон. И так целый день, 5 дней в неделю. Можно устать? А что же в такой ситуации происходит с не сформировавшимся ребенком, особенно, если он не готов психологически.
К тому же, общительность ребенка зависит от темперамента и личностных особенностей, а не от посещения детского сада. Можно скорректировать, развить, усилить какие-то качества, но не поменять на кардинально противоположные.
В последней части рассмотрим вопросы воспитания, развития и формирования иммунитета.