В продолжение темы "Есть ли решение?.."
Дом, семья, бытКак же приучить ребенка к порядку... Вопрос, который, как оказалось, волнует многих мам. Сама тема: http://www.babyblog.ru/community/post/bolshiedeti/1695122
Так вот, наткнулась я тут в интеренете на статью о поощрениях за хорошие оценки, поведение, поддержание чистоты и порядка в комнате и т.п. Статья, на мой взгляд, полеззная, но спорная. Смысл в том, что необходимо разработать систему поощрений ребенка за его хорошее поведение.
В свое время, когда сыну было лет 6, мы придумали что-то наподобие этой системы. Закрепили за ним несколько обязанностей: заправить постель, покормить кошку, убрать со стола за собой. За выполнение обязанностей рисовали на холодильнике (бумага) рожицы: грустные, если не выполнил, веселые - за выполнение. Загорелся он, как и обычно загорается на что-то новое и интересное, но хватило его буквально на 2 недели, а потом и кошку уже не стал кормить, забывал, и все остальное в таком же духе. Получается, что не действует, или надо каждый раз придумывать, заинтересовывать и т.п. Уж и не знаю, есть ли решение?!. Судя по откликнувшимся на мою тему, можно всю жизнь бороться с этим, ждать, когда повзрослеет))))
"Хорошее поведение ребенка всегда радует родителей. Мы стремимся достичь этого разными способами: убеждением, наказаниями, поощрениями. Один из способов – стимулирование правильного поведения с помощью денег или их эквивалентов (баллов, магнитов, наклеек). Как правильно применять этот метод?
Спорный вопрос
Вопросы материального поощрения детей, особенно в дошкольном возрасте, вызывают споры как среди специалистов, так и среди родителей. Одни говорят, что ребенок должен слушаться родителей и помогать по дому бескорыстно, другие – что с помощью системы поощрений деньгами ребенку за хорошие оценки или их эквивалентом, малыш вовремя адаптируется к взрослой жизни. Все системы поощрения ребенка чем бы то ни было связаны, прежде всего, с культивированием желательного поведения, а уже во вторую очередь – с наказаниями за нежелательное. Именно в этом их сильная сторона. Слабой же стороной является то, что чрезмерное их использование способно развить у ребенка позицию ни шагу без поощрения". Но ведь речь идет о чрезмерном использовании, а в разумных пределах эти системы работают хорошо и позволяют достаточно эффективно привить нужные нормы поведения детям дошкольного возраста.
Кофейные зернышки
Никита, 6-летний сын Светланы, – своевольный ребенок, которого трудно заставить придерживаться принятых правил. Понимая, что пора принимать меры, Светлана придумала систему кофейное зерно и вместе с сыном разработала список, в котором значилось следующее: все съел на завтрак (обед, ужин) – 1 зерно"; аккуратно сделал задание – 3 зерна"; убрался в комнате – 2 зерна"; и т.д. Список был вывешен на видном месте, а у Никиты появилась банка-зернонакопитель.
Также был составлен список привилегий, на которые можно обменять зерна: поход в детский центр развлечений – 70 зерен", дополнительные 20 минут компьютерных игр – 20 зерен", и т.д. Была и система наказаний: нагрубил взрослому – отдай 15 зерен", соврал – 30 зерен". Светлана скоро увидела результаты: Никита стал придерживаться правил. Но маму беспокоило, не сделает ли это сына неуправляемым в отсутствие поощрений? Когда речь идет о системах стимулирования, то, как правило, используется система баллов, о которой взрослые договариваются с ребенком. Такие системы рекомендуется применять, когда ребенку исполнится 5 лет, потому что до этого возраста система будет слишком сложна для понимания малыша. За каждое желаемое действие назначается определенное количество баллов, а за плохое поведение баллы отнимаются. Определенную сумму баллов можно обменять на привилегии, которые заранее определены.
За что стоит поощрять?
У каждого ребенка есть свои проблемы в поведении. Для одного – это соблюдение режима, для другого – поддержание порядка в комнате, и т.д. Список поощряемого поведения должен быть написан (если ребенок умеет читать) или его позиции должны быть нарисованы (картинки, обозначающие желаемое поведение), причем, пунктов должно быть немного – максимум пять. Можно вносить позиции, связанные с режимом (вовремя и без капризов лег спать, утром спокойно встал и оделся), а также с домашними обязанностями (сам аккуратно повесил свою одежду, убрал свои игрушки перед сном и т.д.). На определенный период можно выбрать для стимулирования 2-3 обязанности. Но это не означает, что от других обязанностей ребенок будет освобожден. Для поощрения других дел применяйте похвалу (как приватную, так и публичную, высказанную при других людях), иные поощрения (ты мне поможешь, а потом пойдем играть"). Это необходимо, чтобы избежать у малыша формирования позиции ни шагу без баллов".
Аккуратное выполнение задания (например, по подготовке к школе) поощрять можно, но осторожно, чтобы не закрепилась позиция, я делаю уроки только за поощрение".
Поэтому стимулируйте только одно действие, самое важное на данный момент, и периодически меняйте эти действия. Не забывайте о словесной похвале, она для ребенка бывает поважнее, чем баллы!
Что выбрать мерой поощрения и в каких объемах?
Можно выбрать любые предметы, которые могут обозначать баллы:Важна наглядность и доступность для пересчета. Проследите, чтобы баллы, заработанные ребенком, можно было потратить разумно. Нужно, чтоб за 7-10 дней ребенок имел возможность обменять баллы на одну из крупных привилегий и у него оставались бы баллы для 2-3 небольших. В этом случае система будет работать эффективно. Ошибка – излишнее премирование, когда ребенок имеет возможность за 2-3 дня заработать баллы на крупное поощрение. Также ошибкой может быть недостаточное премирование, когда баллы набираются слишком медленно, и малыш теряет интерес.
Что выбрать в качестве поощрения?
Посещение вместе со взрослым интересных мест: кинотеатров, парков аттракционов, театров и музеев; покупка долгожданной игрушки и т.д. Рекомендуется включить позицию Сюрприз!". Взрослый задумывает какое-то развлечение, но не говорит ребенку до прибытия на место. Не стоит использовать в качестве поощрения шоколад и компьютерные игры. Потребление сладостей нужно ограничить другими способами, а что касается компьютера, ограничения должны исходить из здравого смысла и рекомендаций врачей. Обязательно придумывайте и организовывайте сюрпризы, которые малыш не заработал". Но в этом случае лучше не предлагать ему, то развлечение, на которое он в данный момент копит баллы (родители об этом, как правило, знают). Необходимо сохранять мотивацию ребенка." (Источник )