Маленькие детки - маленькие бедки, или пост о том, как нелегко ладить с большими детьми.
Отцы и дети - взаимоотношенияМоему старшему сыну 8, точнее почти 9 лет. Немного, но и немало. И можно смело отнести его в категорию сложных больших деток.
Возможно, у кого один ребенок в семье, или же идеальные условия и возможности для воспитания и развития всех деток, тому будет не так актуален поднятый мной вопрос. Но так уж сложилось, что изначально, практически с рождения моему первенцу досталось по первое число. Тут и неблагопрятный микроклимат в семье (неудачный брак, который долгое время трещал по швам), и рождение брата (сильные переживания и жуткая ревность), и гибель биологического отца (страх смерти), и появление в жизни нового папы (тут скорее положительные эмоции, эта перемена принесла радость всем), но в связи с этим переезд в Москву и в результате рождение малышки-сестренки.
Тут и не каждый взрослый человек в состоянии переварить все эти жизненные перепитии, а что уж говорить о ребенке. И вот настал тот момент, когда я устала бороться и искать методом тыка всевозможные пути ршения наших с сыном постоянных конфликтов. А их у нас не мало и по любому поводу! Да еще с истериками, слезами и гневными криками. И у меня ведь тоже психика не железная, все чаще стала срыватся, переходить на крик, а в результате - взаимная обида. Хорошо еще, что мы отходчивые и быстро остываем, целуемся и обнимаемся все-таки чаще, чем ругаемся. Но так ведь быть не должно и что же ждет нас дальше? Как научиться правильно общаться с ребенком, обходя стороной эти мрачные сцены взамной перепалки, оставаясь при этом авторитетом и другом в одном лице?
И я собралась с мыслями и духом и направилась к школьному психологу. Да, для многих это сейчас уже в порядке вещей принятие психологической помощи, но только не для меня. Мне тяжело делиться вживую с человеком наболевшими проблемами и я скептически отношусь к данного рода специалистам. Но мне повезло! беседа получилась очень даже непринужденной, из меня как из рога изобилия полилась вся моя боль и переживания из-за сына. Психолог задавала разумные вопросы, наметила план наших действий и в конце встречи дала прочесть книгу. Замечательную книгу!
Удивительно, как я раньше ее не встречала?!Настолько доступно и просто все расписано. С примерами, заданиями и правилами. И я была поражена, что правила эти работают!
Вот, например, самое основное, чему следует научиться - это активно слушать ребенка. Прочитала я об этом и тут же стлкнулась с конфликтом: забираю сына с площадки со словами *пора идти на занятия по анлийскому!* Он, как обычно, в слезы *не хочу, почему ве гуляют, а я должен идти, ненавижу этот английский!* и пр. и пр. Как я реагировала раньше на такие вспышки? Сначала спокойным тоном повторяла, что надо идти, потом переходила сама на гневный окрик, типа *догоняй, опаздываем!*
Что было в этот раз. Я ненавязчиво отвела сына в сторонку и по-тихоньку направляясь в сторону занятий, глядя в глаза плачущему ребенку, сказала: *тебе обидно, что надо уходить с прогулки* (дала понять, что я сопереживаю и понимаю обиду) Сын, продолжая еще плакать, с удивлением поднял на меня голову! ему было настолько непривычно это слышать именно в таком виде. Потом у меня не хватило опыта правильно подобрать слова *активного слушания*, а оказывается и не надо было! Сын увидел, что его понимают, а не одергивают, и постепенно успокоился и к занятиям мы подходили шутя и веселясь!
Сегодня была еще одна житейская конфликтная история, очередная истерика сос тороны сына, поводом к которой послужило то, что у него не получалось выполнить домашнее задание - слепить лошадь! Может показаться смешным, но лепили мы эту несчастную дымковскую лошадь всей семьей - сначала я пыталась помочь (но у меня руки растут не из того места) и потом присоединился папа, на которого в результате посыпались обвинения, что он все испортил и жуткие рыдания. И знаете, какой гневный ком подступает к горлу при виде орущего благим матом из-за лошади ребенка! Тут уж не до активного слушания! Я просто взяла ребенка за руку, отвела на диван, усадила рядышком с собой и стала гладить, укачивать и успокаивать. И в первую очередь себя. Потому что работу над ребенком надо начинать с себя, со своих эмоций. И опять подействовало! Все! через 5 минут это был уже совершенно адекватный ребенок, который по картинке из интернета слепил сам замечательную лошадку!
На самом деле многие вещи, прочитанные мной, элементарные, и все мы об этом знаем. Но в силу разных причин не применяем на практике. И нужен хороший толковый пинок, чтоб перестать вести разрушительные войны с детьми (у некоторых ведь и до рукоприкладства доходит, а это вообще дорога в никуда!), а разумными и твердыми шагами ступить на мирный путь.
Поэтому всем советую прочитть эту книгу! И хотелось бы услышать мнения и истории, как у других складыватся взаимоотношения со своими большими детками.