Восстановление после болезни, школа, ну и все "прелести" переходного возраста
Я ТЕБЯ НЕ ПОНИМАЮ (конфликты, проблемы характера)Восстановление Артёма идет тяжело... не физически, тут вроде бы не все так ужасно, как могло бы быть после менинго-энцефалита. А вот психическое, эмоциональное состояние просто пипец. Как только началась учеба, все его стало раздражать - и постель убирать он не хочет, и уроки делает через раз, и школьная форма - "отстой", носить не буду, классная пытается в душу залезть; учебники раскидал в местах досягаемости Денисом, тот их естественно "прочитал" (а они, между прочим, из школьной библиотеки) - "чё он лезет везде!". Я уже не требую от него порядка, просто иногда спрашиваю - убрал ли в комнате, т.к. решили, что заходить к нему буду только в случае крайней необходимости. Но и на эти вопросы возникает бурная реакция - психует, кричит: "надоело все!". Пытаюсь спросить - что именно надоело, что не устраивает? говорю: попробуй выписать все те факторы, которые тебе нравятся/ не нравятся. В ответ -
- не хочу, я не знаю, что писать. И вообще - я же плохой!
- С чего ты решил, что ты плохой, кто тебе это сказал?
- Все, весь мир, все окружающие!
Дальше пытаюсь выяснить, может я что-то неосторожно ляпнула, обвинила в чем-то. Но не могу вспомнить, он помогает:
- Заставляешь постель убирать, а я не убираю, значит я плохой!
- Мы же договорились, что я не заставляю и в комнату не хожу, даже уроки не проверяю (до первой жалобы от учителей)..., доверяю...
пауза...слезы...взгляд в пустоту. сам себя накрутил, теперь варится в этом и не может отпустить. Пробую с другой стороны подойти:
- Может в кино с тобой сходим в выходные? Посмотри расписание, выбери фильм.
- Не знаю, ничего там интересного.
- А что бы ты хотел?
- Не знаю.
снова пауза...слезы...взгляд в пустоту... и вдруг:
- хочу, чтобы меня не было, под машину броситься...
надо ли описывать мое состояние при этих словах?
- И что тогда? кому будет хорошо?
- Мне!
- А мне?
- Не знаю!
Итак, он сомневается в моей любви к нему, ему не хватает моего внимания, участия, любви. Это подтвердил сегодня школьный психолог (я сама просила с ним побеседовать), он чувствует себя одиноким. Он ревнует меня к младшему брату, папе, ко всем окружающим. Может вспоминает то время в больнице, когда мы были вдвоем, я была только его мамой, а тут надо еще и с братом делиться. Последние месяцы я только и делаю, что советуюсь с ним, прошу помочь, даю понять, что он нужен, постоянно обнимаю, говорю, что люблю, ну, естественно, одновременно с младшим сыном, куда ж без него. Видимо все-таки мало... Вчера маленького бабушка забрала на пару дней, Тёма от телефона не отходит - все время хочет с Дениской поговорить, скучает, домой зовет. Потом снова замыкается, снова мрачнее тучи, воткнется в телевизор и молчит. Я уже лишнее слово сказать боюсь, чтобы бурю не вызвать. Понимаю, что иду так на поводу, но если честно, боюсь за его нервную систему, да и за свою (тоже чувствую, что на грани уже, еще немного и взорвусь).
Вот и в раздумьях вся - это поведение вызвано приемом фенобарбитала, переходным возрастом, или я действительно упустила что-то в отношениях со старшим сыном? Психолог пообещала с ним поработать, но необходимо и мое участие дома, т.е. как-то "вернуть в семью". Блин, ну я даже советуюсь что на обед приготовить, какую картину куда повесить, настройками техники он вообще сам занимается. Что еще предпринять? Подкиньте идеи, мой взбудораженный мозг отказывается мыслить конструктивно.