Наш планшет =)
Здравствуй школа (начальная 1-4 классы)В ЖЖ одна из мам поделилась своими наработками http://freeedu.livejournal.com/637711.html. Мне очень понравилась идея лэпбука, тем более что она пришлась как нельзя во время. Мы с День проходим имя существительное.
Пока готовила материал нашла много для себя интересного. Вот сколько Вы знаете родов? Я думала что их три - мужской, женский и средний, а оказывается - больше.
Приглашаю под кат
Общий вид внутри:

Двигаясь против часовой стрелки, совершаем морфологический разбор существительного.
В центре записываем определение, что такое существительное. День не удержалась и с утра, пока я спала, вписала вопросы =).

С левой стороны блоки
1. Начальная форма. Слово в именительном падеже и единственном числе. Внутри написано предложение "Угощу ежа грушами". Нужно написать начальную форму слов "ежа" = "ёж" и "грушами" = "груша".
2. Одушевленное/неодушевленное. Внутри книжечек примеры тех и других. Постарались вспомнить разные типы. Животных, имена, персонажи сказок. Географические названия, растения, предметы, явления природы. Деня сказала, что записала бы растение в одушевленное, ведь оно растет и дышит. Я согласилась, но объяснила, что тут идет речь о душе, что хоть и нет четкого определения, что такое душа, люди еще в древности решили у кого она есть, а у чего - нет, от этого мы и "пляшем".
3. Род существительного. Как и дети мамы-изобретательницы, Деня, увидев 4-ре бумажки, стала меня донимать, а почему их больше. Но я держала интригу =). Сначала вписали существительные женского рода, выделили окончания, посмотрели какие они бывают. Потом мужской и средний род то же самое. Наконец, дошли до 4-й бумажки. Я предложила ей определить род существительного - умница. Она, конечно, сказала - женский. Я привела ей пример: "Влад (племянник) помыл посуду, какой он умница". Так вышли на понятие "Общий род". Придумать еще примеры оказалось затруднительно. Вписали пьяница =). Полезли вдвоем в интернет, дописали Женя Саша, Пикассо, молодец. День вписала "фея". Ведь "фей" мужского рода - это разговорная форма. Сомнения по этому поводу у меня, но пока оставили, будем разбираться.
Позже, разбирая числа, мы вышли еще и на неопределенный род. Например, ножницы или штаны.
По центру внизу
1. Книжечка "Нарицательные" и "Собственные". Писали парами Мальчик - Ваня, Девочка - Марина, пёс - Бобик, страна - Австралия, фамилия - Сыроежкин (да, читаем сейчас про Электроника), поэт - Пушкин, магазин - Орхан, картофель - Глория (это сорт такой), томат - Ду-корао (тоже сорт).
2. Книжечка Склонения. Ее пока не делали. Там 1,2,3 склонение и несклоняемые. Подписать рода и окончания для каждого склонения.
Слова подсказки рука-плечо-грудь. Например, облако 2 скл. подсказка "плечо", говорим о плече, окончание е, значит говорим об облаке.

С правой стороны блоки
1. Падежи. Напомнила Дене поговорку "Иван рубит дрова, Василиса топит печь". Еще рассказала другой смешной вариант "Иван родил девчонку, велел тащить пеленку". На открывающихся половинках снаружи написаны названия падежей. Внутри - написаны слова помощники "это, нет, даю, виню, творю, говорю" Деня дописала вопросы к падежам. Просклоняли слова лиса и дом. Обратили внимание, что у 1-го склонения окончания схожи в Дательном и Предложном падежах. А у 2-го склонения - в Именительном и Винительном падежах.
2. Число. Единственное и множество, украсила яблочками =). Внутри написали в две колонки примеры. Каждую колонку еще разделили по горизонтали. В нижней части прописали слова к которых только единственная форма (человек, Москва, какао) или только множественная (ножницы, брюки, люди), сюда вписали виски, но сейчас посмотрела что это несклоняемое, завтра вычеркнем.

В самом центре гармошечка "Порядок морфологического разбора существительных". Там отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Предлагается разобрать слово "коврами". Смотрим по блокам и отвечаем. Тоже пока не делали.

Дене очень понравилось. Наглядно получилось, сжато и систематизировано. Будем потом еще разные слова разбирать, чтобы закрепить материал.
Очень благодарна за идею
taksahobbyru
