Ребенок и деньги — а как в вашей семье складываются их отношения?
Деньги в жизни ребенкаВ нашей стране до недавнего времени разговаривать с ребенком о деньгах было не принято. Однако времена изменились, и теперь даже трехлетние малыши бойко рассуждают о том, «что почем» и заводят личные копилки, а многие родители склоняются к выводу о том, что чем раньше к ребенку придет осознание роли денег в его жизни, тем лучше.
Например, уходит в прошлое табу на обсуждение с детьми финансового положения семьи и особенно материальных трудностей. Так у маленького человека не вырабатывается стойкое ощущение, что деньги — это некая «манна небесная», которая возникает сама по себе исключительно ради обеспечения его желаний и сиюминутных прихотей. К чему может привести подобная иждивенческая позиция во взрослой жизни, описывать излишне: наверняка многие из нас знакомы с тридцати-сорокалетними «детками», которые продолжают уютно сидеть на шее у родителей, так и не найдя другого, более надежного источника дохода. Чтобы подобного не случилось в вашей семье, начинайте поэтапное знакомство ребенка с деньгами еще в самом нежном возрасте.
Знакомство с миром товарно-денежных отношений
Уже в 5-6 лет до ребенка нужно донести простую истину о том, что деньги — ресурс ограниченный, а количество товаров и услуг, которые мы хотим приобрести, в тысячи раз больше. Вместе с ребенком составляйте список необходимых покупок, говорите ему, какой суммой располагаете, и отправляйтесь по магазинам. Анализируйте, что выгоднее приобрести, активно включайте в этот процесс своего помощника, а затем, на сэкономленные деньги, не забудьте купить ему небольшой поощрительный приз. Кроме того, играйте с детьми в настольные игры вроде «Монополии», которые наглядно показывают социальную роль денег.
Чего делать не рекомендуется. В процессе познания ребенком такой нужной вещи, как управление денежными потоками, зацикливаться на тотальной экономии, все же, не стоит. Не зря же говорят, что богат тот, кто живет в гармонии со своими деньгами, а тот, у кого просто много денег, — это коллекционер. Вспомните историю мальчика Бобби из культового советского мультфильма («Имел Бобби хобби — он деньги любил, любил и копил»), и не заставляйте ребенка копировать эту модель поведения.
Карманные деньги
Имеет смысл начинать выдавать ребенку карманные деньги с 6-7 лет. Причем следует заранее объяснить чаду открывающиеся перед ним возможности: например, свою «зарплату» ребенок может регулярно тратить на покупку лакомств, а может и откладывать на велосипед, о котором мечтает. Специалисты советуют выдавать деньги детям помладше раз в неделю в какой-либо определенный день, а подростки могут получать их раз в месяц.
Чего делать не рекомендуется. Не ставьте размер оговоренной суммы в зависимость от поведения или оценок ребенка. Такой «финансовый рычаг» может лишь обозлить его — позитивных изменений нужно добиваться другими методами. Также нельзя увеличивать сумму из-за того, что «ребенок уже все потратил»: карманные деньги — это не игра, и относиться к ним надо серьезно и взрослым, и детям.
Платить или не платить?
В нашей системе ценностей платить ребенку за то, что он убрался в своей комнате, помыл посуду или погулял с собакой, считается несколько аморальным. Хотя многие российские родители все чаще сейчас прибегают именно к такой «мотивации». А вот американские детские психологи считают это правильным, но не за «помощь по дому вообще», а за какую-то определенную и не всегда легкую работу. Хрестоматийный пример — стрижка газонов. Известно, что многие подростки США стригут за плату не только соседские, но и родительские газоны, и это никого не шокирует.
Чего делать не рекомендуется. Решать, поощрять ли чадо рублем за полезные действия, только вам. Однако учтите, что именно к такому методу, как правило, прибегают те родители, которые просто не в состоянии по-другому воздействовать на собственного отпрыска. То и дело «распахивая кошелек», вы лишаете ребенка естественной гордости за его самостоятельные действия и поступки, за проявленную лично им инициативу.
Умение разумно распоряжаться деньгами — вовсе не врожденный навык, его нужно и можно воспитывать. Например, если вы хотите донести до ребенка, что средства тратить следует с умом, то помогите ему разложить карманные деньги по трем коробочкам с надписями: «На самое нужное», «На мечту», «На неожиданные подарки себе и близким». Пускай из первой коробочки используются деньги, к примеру, на тетрадки с изображениями любимых героев мультфильмов. Во второй пусть аккумулируются средства на какую-либо крупную покупку, о которой мечтает ребенок (сюда же можно добавлять денежные подарки от вас и ваших родственников, например, ко дню рождения ребенка). Ну а содержимое третьей посоветуйте тратить на подарки друзьям, на покупки в путешествиях, на «личный вклад» к какому-либо большому семейному празднику. Заодно ребенок поймет, что просто копить ради того, чтобы копить, не имеет смысла, а деньги — это та сила, которую можно и нужно использовать во благо.
А как приучаете (или собираетесь приучать) своего ребенка к
товарно-денежным отношениям лично вы?