За год до школы или чему нужно уделить внимание до школы.
Детский сад. Готовимся к школе
Сегодня решила написать о детях которые уже через год пойдут в школу. Многие переживаю и водят ребенка на курсы подготовке к школу, а что действительно должен знать ребенок к школе? Если говорить о навыках, которые помогут будущему первокласснику, то их можно разделить на пять основных пунктов:
1. Социальная готовность
Это готовность ребенка к новому формату общения. Навыки знакомства, делится, просить об одолжении и правильно реагировать на отказ, извиняться, благодарить и т.д.
2. Волевая готовность
Это готовность сосредоточится, управлять эмоциями и контролировать свои действия.
Умение работать по заданному правилу учителя (пример: откройте 5 страницу и выполняйте упражнение №20), умение жить по правилам в повседневной жизни (подъем, еда, безопасность, отношение с окружающими, отношение с родителями, игры, сон).
Спорт, как одно из средств формирования характера, повышения самооценки, подготовке к умению слушать учителя (наставника) и находить свое место в коллективе.
Важно, что бы дети помогали родителям. Это может быть эпизодическая помощь или вроде мастер класса (давай я научу тебя резать салатик). Но детям дошкольникам нужны настоящие дела и в основном они учат, формируют умения и навыки (выносить ведро или поливать цветы).
3. Интеллектуальная готовность.
· Очень важно - Уметь составлять рассказы по картинкам и пересказывать сказки.
Этому навыку в обычном саду почти не уделяют внимания, поэтому его может сформировать только дома.
· Очень важно - Формировать красивый почерк (в дальнейшем аккуратно, красиво и разборчиво писать)
Этому навыку в саду не учат, поэтому его может сформировать только дома.
Это формируется благодаря прописям с элементами и тренировкой мелкой моторики
Прописи которые мне больше всего нравятся из серии "умный мышонок"
Так же есть прописи от 4 лет.
Мелкая моторика лучше всего тренируется, благодаря висам и хватам на турникете (кольцах), лепке из глины, оригами и рисованию.
· Очень важно - Читать, чтобы быстрее усваивать информацию, меньше тратить времени на понимание написанного.
Этому навыку в саду не учат, поэтому его может сформировать только дома.
Большинство читает детям много книг - это замечательно, но так же необходимо, что бы ребенок сам читал, хотя бы по несколько предложений в день. Стоит постоянно читать книги разных авторов, так как разные писатели имеют разный стиль в написании произведений.
· Считать в пределах 20.
· Развивать память, мышление, речь и внимание
· Развивать навыки рисовать, вырезать и клеить
· Для тех, кто уже все вышеперечисленное знает, но хочет заниматься - купите сборник олимпиадных заданий по математике, русскому, информатике и занимайтесь по ним дополнительно. Олимпиадные задания сильно отличаются от школьной программы, а олимпиады теперь с первого класса. Это будет и интересно, и полезно.
4. Сон, отдых
Для успешной учебы в школе ребенок должен иметь привычку соблюдать режим, вовремя ложится спать. Должен уметь расслабится и осознавать потребность в отдыхе.
5. Переход от детства к школе
Нельзя резко обрывать детство. Переход должен быть плавным, постепенным.
Если ребенок хочет взять в школу игрушку, не стоит ему препятствовать. Стоит лишь договориться, что недопустимо доставать игрушку на уроке.
*
Если уже осталось только лето до школы, то отличное пособие - "За 3 месяца до школы", которое скомпонует все интеллектуальные знания.
*
Итого: В идеале ребенок должен осознавать, что уроки это его ответственность и он должен сам планировать время для домашней работы! Это связано с тем, что именно в 5 классе дети скатываются на плохие отметки, из-за того, что родители уже не могут помочь, а ребенок так и не научился за начальную школу сам заниматься и думал, что учеба это ответственность родителей.
Всем успехов в подготовке к школе!
КакоеНебоГолубое
По п. 3:1) НЕ надо учить писать письменно ДО школы! Формировать тонкую моторику (рисованием, фортепиано, вышивкой, пластилином и т. п.) СПОСОБСТВУЯ в дальнейшем постановке почерка — ДА!. А как в посте — "...аккуратно, красиво и разборчиво писать..." — НЕТ! 2) Бегло читать (даже просто читать) будущему первокласснику обычной школы совершенно НЕ обязательно (если только это не суперэлитная школа)! P. S.: я — от имени учителей начальных классов обычных школ страны, в которых довелось работать, кочуя по гарнизонам.
05.07.2015
Ответить
Татьяна
Спасибо за комментарии. Про пункт 3 я видимо не точно выразилась, конечно нужно готовить руку к письму, что бы в дальнейшем был аккуратный подчерк.Про беглое читать — это просто очень поможет ребенку.
06.07.2015
Ответить
КакоеНебоГолубое
Хорошо, когда родители занимаются детьми, но многих из них такие строчки со словами "должен уметь читать/писать" очень пугают, а, пугаясь, они заражают своей боязнью школы детей, в итоге плохо всем — и родителям, и детям, и педагогам.Умение бегло читать при поступлении в 1 класс обычной массовой школы имеет столько же шансов навредить, сколько и помочь. Что бегло читающий ребёнок будет делать до апреля (до конца азбучного периода), пока его одноклассники учат буквы и читают по слогам? Скучать и баловаться? А если привыкнет скучать и баловаться? (Тестирование для определения уровня подготовки/распределения детей по силам сейчас в обычных школах запрещено). Хорошо, если попадётся учитель, который будет поддерживать интерес ребёнка дополнительными заданиями.К 1 классу достаточно (НЕ обязательно!) знать буквы, читать по слогам. Специалисту нетрудно научить читать. В умении читать задействованы всего ДВА познавательных процесса: ПАМЯТЬ и ОБЪЁМ ВНИМАНИЯ (даже полтора, а точнее 1,2, т. к. функция внимания, кроме объёма, предполагает ещё устойчивость, концентрацию, переключение, распределение). Объём внимания — умение схватить одним взглядом несколько предметов/букв — хорошо тренируется, а память - вообще ведущий (самый успешный) познавательный процесс дошкольного детства. Игры "Что изменилось?" на 4-6 игрушках/картинках и таблицы Шульте, популярные в детских садах и в первые дни ребёнка в школе быстро подтягивают объём внимания, а в силу возрастных особенностей хорошая память позволяет обычному дошкольнику без особого труда запоминать буквы и осваивать слоги. И всё — он зачитал! Подтянуть беглость чтения домашними тренировками+профессиональными "фокусами" здоровому ребёнку без органических нарушений мозга/психики тоже несложно — месяц, не больше. Переучивать ("рваное" чтение, например) сложнее, чем учить. Не стОит гнать и нагнетать, культивируя поголовную сейчас ненависть к школе и учёбе. На мой взгляд, не стоит даже заниматься обучением чтению буквально с пелёнок по модой современной методике. ЗАЧЕМ? Что за самоцель продолжительными годами дошкольного детства развивать всего лишь полтора (1,2) познавательных процесса? Лучше учить рисовать, петь, двигаться в танце/спорте, играть на фортепиано, в игры с правилами, в т. ч. командные (=социализация)... Например, рисование тренирует ВСЕ познавательные процессы + моторику; занятия музыкой (игра на фортепиано) тренируют ВСЕ познавательные процессы+ моторику +волевую регуляцию + межполушарное взаимодействие (ссылка). К старшему дошкольному возрасту голова ребёнка, которого занимали по возрасту хотя бы классическими детсадовскими программами, созреет для того, чтобы освоить навык чтения за пару месяцев, а не за 5 "спелёночных" лет.
06.07.2015
Ответить
Татьяна
Большое спасибо за развернутый ответ, очень близка ваша позиция, но что-то узнала впервые. Про рисование, что оно тренирует все знала и постоянна применяла. А можно уточнить, "рваное" чтение это как? У меня кресник в 5 лет сам научился читать, ему были интересны все вывиски, мне кажется у него нормальное чтение, хотя я могу ошибаться (Видио примерно через месяц как он научился читать) http://www.youtube.com/watch?v=pmQsgbsQoVE
06.07.2015
Ответить
КакоеНебоГолубое
(Ограничение на просмотр видео стоИт).Рваное/побуквенное, когда ребёнок самостоятельно не может выделять слог-слияние (согласный+гласный=МА, ТЕ...), анализирует слово (делит на части для прочтения) неправильно, читает по буквам (резкие, оторванные назЫвания букв без плавности), не понимая прочитанного; слушающего при этом не покидает ощущение, что читающему не хватает кислорода, что он задыхается :). Здесь помогут дуги-пометы под слогами-слияниями, как в Букваре Жуковой, которые она заимствовала из "Спутника Букваря" 70-х годов.
06.07.2015
Ответить
КакоеНебоГолубое
По видео: ребёнок владеет механизмом правильного послогового чтения, беглость — дело наживное. Такой уровень чтения достаточен (но не обязателен) для поступления в школу. Чаще всего здоровые, развивающиеся в хорошем социальном окружении, дети сами начинают читать раньше, чем идут в школу, с ненавязчивой первоначальной помощью родителей/ровесников/родственников. Когда мой пупс, знающий буквы, глядя в окно автомобиля, спросил: "Мама, а что такое АПЭТЭЙЕКА?", я поняла, что сын сам созрел для чтения, и показала мальчику, знающему буквы, как их правильно соединять в слова, хотя не хотела вмешиваться до школы.
06.07.2015
Ответить
Анастасия
1 и 2 — индивидуальные особенности ребенка, 3 — вообще необязательно, как и 4, 5 — никакого отношения к тому, что должен уметь ребенок не имеет. Короче, пункты ни о чем.
05.07.2015
Ответить
Татьяна
Анастасия, про 1 и 2 — это все таки необходимые навыки, тут
безусловно много индивидуальных особенностей, но в обычной школе навыки необходимые.
В пункте 3 есть три первых подпункта, которым в саду не учат, но они помогут
ребенку в школе и жизни (сейчас почерк не формируют в школе, а изложения
необходимо писать с первого класса, как вы наверно уже знает) 4 — это режимный
момент, без умения соблюдать который, будет сложно учится в обычной школе. 5 -
это конечно, не то что должен уметь ребенок, это скорее пункт для родителей. Это конечно мое мнение на основе знаний из педагогического колледжа, у вас может быть другое мнение.
05.07.2015
Ответить
Анастасия
Готовность к сосредотачивание и контролю эмоций невозможно натренировать. К этому должен дозреть мозг. Он или дозревает к школе или нет.Изложения писать в первом классе не приходилось ребенку. Чтение, счет, а тем паче письмо — это то, чему обучают в первом классе. Модно натаскать ребенка до школы, но что он будет делать в школе? Скучать? Тем более и читать и писать можно научить неправильно и ребенка придется переучивать. Так для чего гонка?Ребенок не живший по режиму до школы может без проблем перейти на школьный режим. Зачем озадачивать со заранее?
05.07.2015
Ответить
Татьяна
Думаю спорить не о чем, через год я проанализирую статью и возможно что-то добавлю или уберу.
06.07.2015
Ответить
КакоеНебоГолубое
Татьяна, Ваш интерес к развитию детей и профессии радует (я понимаю, Вы воспитатель?), во многом Вы правы, статья дельная, прописи приведены в образец достойные, ссылки на хорошие пособия, развивающие познавательные процессы... Единственное, что хочу пожелать — не пугайте родителей школой. С детьми, ещё не знающими страха, можно свернуть горы. Но, если их заразили своим страхом школы напуганные родители, в дальнейшем плохо всем.Родители, не бойтесь! В программе 1 класса самой популярной//многочисленной программы "Школа России" изложений нет, т. к. только в апреле заканчивается период обучения чтению и письму. Но моторику развивайте предложенными здесь способами :) !
06.07.2015
Ответить
Татьяна
Спасибо, я старалась не напугать, а проинформировать. Я аналитик, но сейчас учусь на воспитателя. Не то что бы я хотела сменить карьеру, просто дети это для души, а текущая работа для зарабатывания денег.
06.07.2015
Ответить
КакоеНебоГолубое
Воспитатель с аналитическим мышлением, предлагающий, как Вы в своём посте, в качестве подготовки к школе не столько математику с чтением, сколько определение и подтягивание проблемных зон в развитии познавательных процессов (внимания, мышления/речи, памяти, восприятия, воображения), которые, как следствие, "заведут/включат" нужные учебные умения (и чтение, и математику, и т. п.) — вполне себе может иметь профессиональный успех в массовом образовании и материальный в частой практике :).
08.07.2015
Ответить