4 способа подружить ребёнка с прописями
Здравствуй школа (начальная 1-4 классы)Лепим петельки, рисуем рожицы, пишем книги и гордимся успехами!
Не стоит скандалить из-за криво написанных страниц, вырывать листы из тетради и заставлять переписывать - это портит отношения, но не улучшает почерк. Попробуйте ребёнка с прописями подружить. Как - рассказывает игровой педагог Женя Кац.
Если вы, взрослые, думаете, что писать ровные крючочки - просто, попробуйте взять карандаш не в ту руку. Если вы правша, то в левую, и наоборот. Или зажмите карандаш зубами, или пальцами ноги. Получилось? И как, красиво? При этом вы знаете, какую букву вы хотите изобразить!
А ребёнку надо сперва образ нужной буквы сформировать, а потом уже её нацарапать. Неудивительно, что многие в первом классе страшно устают от прописей, сжимают карандаш изо всех сил, до боли в пальцах, высовывают язык от усердия…
Как помочь первокласснику с прописями
1. Надо понять образ буквы
Чтобы написать крючок или петельку, надо хорошо понимать, как эта петелька устроена, какие у неё пропорции. Чтобы это понять, хорошо бы эти крючки полепить из пластилина, порисовать огромного размера (например, мелом на асфальте или палочкой на песке), выложить из верёвочки.
Игры, которые помогут понять и запомнить образ буквы
- Писать огромные буквы мелом на доске или на асфальте;
- Лепить буквы из пластилиновых колбасок;
- Писать букву в воздухе с закрытыми глазами;
- Писать букву пальцем на спине;
- Выкладывать буквы из счётных палочек, верёвочек, камушков, каштанов, пуговиц;
- Писать буквы мокрой губкой (или пальцем) по доске или по стенке в ванной;
- Рисовать буквы пальцем по слою соли или манки на противне;
- Рисовать буквы по слою пены для бритья.
Можно взять лист ватмана или рулон бумаги и на нём писать буквы от огромной до крошечной, можно от маленькой - всё больше, больше.
А можно писать одну и ту же букву, вписывая её в разные рамки, - широкую и узкую, более длинную, круглую и даже треугольную.
2. Любоваться и гордиться прописями вместе с ребёнком
Какой крючок красивее, узкий или широкий, гладкий или с уголком? Какой крючок мы считаем удачным, а какой - нет?
Зафиксируйте успех - отметьте (выделите, обведите) самую красивую закорючку, а не самую кривую, как это делают в школе!
3. Научиться рисовать буквы
На своих занятиях я рассказываю детям, что для того, чтобы научиться рисовать красивые буквы и цифры, надо научиться запоминать, какого размера у буквы элементы и как они расположены. Но тренироваться можно не только на буквах, но и на других картинках. И мы сегодня будем копировать смешные мордочки.
В центре стола я выкладываю несколько листов, на каждом из которых по шесть смешных «портретов». Дети должны тихо, никому не говоря, выбрать себе одного персонажа. И на отдельной карточке с шаблоном (овал лица и шея) нарисовать его портрет. Закончил - выбираешь нового героя и его тоже рисуешь.
Кто-то забывает про нос или уши, кому-то сложно соотнести размеры…
Дети сосредоточенно работают, а я подхожу, заглядываю, говорю: «О, я знаю, ты вот этого рисовал!» И дети очень гордятся тем, что вышло узнаваемо.
4. Сразу писать слова, стихи, книги, письма, имя ребёнка!
Многие дети хотят сами научиться писать. Что любят писать дети? В первую очередь, своё имя. Имена мамы, папы, братьев-сестёр и прочих родственников. Подписи к своим картинкам, свои книжки и истории, дневники.
Всё это наполнено для ребёнка глубоким смыслом. Если он сам пишет, по собственной инициативе, пусть печатными буквами, не обращайте внимание на то, что он пропускает часть букв и зеркалит те, что написал! Если вас смущает неправильное написание букв, можно сказать, что взрослые это слово пишут так: не «ПNРОГ», а «пирог». А когда пишут это слово письменными буквами, тогда оно выглядит вот так: «пирог».
Когда ребёнок сам хочет научиться писать письменными буковками, «как в школе», то можно спросить у него, какие слова он хочет написать, и написать ему образцы. Рядом слово печатными буквами, которые ребёнок уже может прочитать или просто разобрать, понять, и письменными - пусть срисовывает.
Если вы смогли понять то, что он написал, это уже круто, и его надо поощрять и хвалить. А самыми красивыми надписями и фразами - украшать класс и комнату, дверь и стены. У меня есть и другая статья про прописи, более подробная.
Светик
Сегодня сын делал уроки в прописях в гостях. А за ним с интересом наблюдал друг-ровесник, но который в школу еще не ходит.
- Дааа, сложно. Я даже прочитать это не могу, вообще не понятно. - Сказал друг. А читает он, надо сказать, довольно бегло. И по прописям я с ним занималась, печатно пишет хорошо.
И потом попросил моего сына написать его имя, имя сестры и др. Они увлеклись и дошли до слова "ж@па". Вот где внутренний стимул-то!
21.10.2020
Ответить
MarinaZmeyka
Спасибо за идеи! Насчёт письменных буковок есть нюансы. Каждый педагог учит писать по-своему, и ребенку, гордому от того, что он умеет писать по-взрослому, приходится переучиваться 🙈
21.10.2020
Ответить
Светик
Да, соглсна, родителям не надо учить письму, достаточно печатных букв и прописей дошкольника.
21.10.2020
Ответить