мамам невротикам как я)
КНИГИ! Что читают наши детиНебольшое наблюдение. Будет любопытно тем мамам, кто, как я, все время думает, что с ребенком "надо заниматься". Беру в кавычки, потому что заниматься и правда надо, но без фанатизма. В общем, рассказываю.
Мы живем во Франции, дети говорят на двух языках. С рождения мне было важно, чтобы мои дети говорили на русском, но вот , признаюсь, насчет писать и читать на русском - я полностью забила! Сама им читаю, конечно, (у нас три комнаты шкафов, набитых русскими книгами), но не учила от слова совсем. Права я или не права, не знаю, но вот так я решила - что пусть сначала нормально освоят французское чтение и письмо, необходимое им по школьной программе, а уж на русском потом как-нибудь, если им вообще это надо будет. Почему-то мне казалось, что половинчатое, обманчивое сходство латиницы и кириллицы их запутает (некоторые буквы выглядят одинаково, а произносятся по-разному: например, В бэ или вэ, Р эр или пэ, Н эн или аш, С то ли эс читать, то ли ка, У то ли будет читаться как "и", то ли "у"😵)... В общем, я полностью забила на это дело - редкий случай в моей невротической практике😅.
И что же. Пришло время, само собою, когда дети взяли ручку и написали что-то на русском (ухохотаться, правда, от их звукового письма, "как слышу, так пишу", но я порадовалась). Пошло пошло, и вот теперь уже можно сказать, что старший читает на русском свободно. Нет, конечно, в 8 лет тут нечем гордиться, я сама с трех читала бегло, но тут интересен сам факт, что он пришел к этому сам, в своем ритме, я его не учила! Он иногда спрашивал, что это за буква, а эта, я отвечала. Ну кубики у нас были русские с его младенчества, но не помню, что бы он когда-то их использовал иначе, чем строительный материал.
Что мне показалось интересным для себя и, думаю, может заинтересовать таких же как я мам, которые не могут расслабиться толком, все время думают, достаточно ли они позанимались с детьми, а на два кружка сводили, а поиграли, а почитали, ну можно уже мультики им включить наконец, чтоб отвяли😆. И вот смотрите что по результатам - на французском алфавитом, чтением занимались, и в школе, и дома домашка, и внеклассное понемногу читали. На русском - ЗАБИЛИ. Результат - одинаковый!!! Ну хорошо, почти одинаковый, на французском получше читает, совсем бегло, но относительно вложенным усилиям разница несущественна.
Лично меня это наводит на мысли🤔
Я не хочу сказать, что нужно забить вообще на все. Очевидно, что все занятия в совокупности, те же занятия французским чтением, помогли и в освоении русского. Понятное дело, что если посадить ребенка за телевизор, то ничего хорошего не высидится. Но тем не менее факт налицо -- если создать нормальную гармоничную среду, в которой есть разнообразные возможности, то, вот и доказательство, ребенок и без направленного "обучения", сам освоит в своем ритме то, что ему надо. Спросит, попросит, разберется, применит какие-то уже доступные ему инструменты.
Так что если вы тоже периодически напрягаетесь, как я, насчет "достаточно ли вы позанимались", может, этот наш пример вас успокоит:)) 😇 А ведь я могла запариться русским чтением в их два, три, четыре года, сказать себе, что ой, я в три уже читала прекрасно, и начать терять время и силы на русские слоги и все такое. И что бы мы выиграли? Начало самостоятельного чтения на год, на два раньше? А смысл? Особенно если бы напряжение, необходимое для освоения этого навыка, в котором не ощущалось личной необходимости, отохотило бы вообще от этого занятия.
Поэтому вот такие вот открытия меня приятно успокаивают - действительно, всему свое время.
Лучший ответ
Но по факту, да, это изначально мое желание и я сделала, что могла - русские книги, прозу и стихи, читала, по -русски говорила, песни пела, мультики и фильмы показывала, а дальше уж они сами как захотят. Бросят или продолжат. Это уже не мое дело.