Из недавно прочитанного
КнигиТут не так давно писала о книгах по детской психологии и просто для мам, ну а сейчас о недавней "художке":
1. Исчезнувшая, Гиллиан Флинн. С книгами, носящимися титул "мировой бестселлер", у меня, как правило, не складывается. Ждешь чего-то такого, чтобы прям "ах!", но ожидания не оправдываются и разбиваются о неизбежную реальность - качественно проделанную работу PR-отдела. Эта книга не исключение. Когда в сети появились трейлеры одноименного фильма, а вскоре и сам он вышел на большой экран, народ повалил в кинотеатр. Сидя дома с новорожденной возможность посетить синематограф отпала, поэтому я рашила прочесть книгу, после чего ожидать DVD-релиза. Тем более, что отзывы были настолько восторженные, что хоть локти кусай, что ты, такой лох, фильма не видала. Ну, собственно... На мой взгляд: несколько затянуто, хотя история сама по себе нетривиальна. На один раз, так скажем. Ни одного положительного персонажа (ну или хотя бы такого, которому симпатизируешь). Ну, разве что, тетя-полицейская. После книги все три часа фильма показались пыткой.

2. Фэнни Флэгг. Жареные зеленые помидоры в кафе "Полустанок" Об этой книге многого не скажешь - ее надо прочесть. Именно с этого романа началось мое знакомство с творчеством Фэнни Флэгг, каждая книга которой - это маленькое чудо. Маленький городок (ох уж эта одноэтажная Америка) 1920-х с его кипящей жизнью - здесь и любовь, и тема апартеида, куклус клан, блюз, а главная героиня настолько интересна, что не восхищаться ей невозможно. В 1991 году появилась экранизация романа - фильм «Жареные зелёные помидоры» с Кэти Бэйтс в роли Эвелин Коуч. Посмотреть можно, экранизация очень даже ничего, но с книгой даже сравнивать не стоит. Не тот случай.

3. Харпер Ли. Убить пересмешника. Наряду с "Сatcher on the rye", это, пожалуй, один из лучших воспитательных романов. Как для детей, так и для взрослых. Аттикус Финч - имя нарицательное, как символ чести и справедливости. В 1961 г. роман получил Пулитцеровскую премию.Сюжет и персонажи основаны на наблюдениях автора своей семьи и соседей около своего родного города в 1936 г, когда ей было 10 лет. Его изучают приблизительно в 80 % американских школ, жаль, что в нашей программе в этом месте большая прореха. Это одна из тех вещей, которая способна привить любовь к качественной литературе - настолько чуткий, светлый, добрый роман, несмотря на достаточно серьезные темы, затронутые в нем. Именно его я бы включила во все эти списки "Обязательно к прочтению", блуждающие по соцсетям. Завидую тем, кто еще не окунулся в мир детства, не ностальгировал по летним солнечным дням, "когда деревья были большими". Экранизация не впечатлила совсем. Даже Грэгори Пек не спас. Когда ожидаешь слишком многого, зачастую приходит разочарование.
4. Фэнни Флэгг. Рождество и синий кардинал. Небольшая рождественская повесть о том, что в жизни всегда есть место чуду, стоит только верить. Читается на одном дыхании.
5. Орхан Памук. Меня зовут Красный. В Стамбуле мне пока побывать не удалось, от этого он становится все более притягательным и манящим. Знаю, что в поисках духа былой роскоши Византии, а затем и сердца Османской империи зачастую видишь лишь европеизированный городок, с множеством кафешек средиземноморской кухни с видом на Босфор. А вот в "Меня зовут Красный" отражен такой Стамбул, который мне и хотелось бы повидать - с узкими улочками, кофе по-турецки, богатством ханских дворцов, миниатюрами старых мастеров Тебриза и Герата. Не всем близок Восток, но этот роман номинирован на Нобелевскую премию, а это, все-таки, что-то значит. Довольно специфичный тип повествования, вкрапления исторических фактов и зарисовок, но, в общем и целом, довольно интересно.

6. Джоанн Харрис. Ежевичное вино. Название этого романа зачастую фигурирует во всех пресловутых "ТОП книг, которые читаются за одну ночь", или "топ жизнеутверждающих книг". Насчет одной ночи я бы поспорила, а вот что жизнеутверждающий - вполне верно. Начинается весьма тривиально, о писателе, написавшем десять лет назад популярный роман, а затем "сдавшемуся" (весьма банальная история), а к концу книги симпатизируешь маленькому французскому городку и его обитателям (а если честно, даже завидуешь...), а "флэшбеки" главного героя в детство кажутся самыми увлекательными главами. Неплохое чтиво для теплых домашних вечеров.
7. Айрес Мердок. Человек случайностей. Вот эта книга оказалась у меня абсолютно случайно. На первом этаже, напротив нашей консьержки, в холле, стоит шкаф. Туда жильцы нашего жск складируют старые книги, просчитанные газеты и журналы. Каждый раз, идя домой, я просматриваю "новинки")) увидав Мердок, несказанно обрадовалась. Ее "Отрубленную голову" перечитывала два раза. Но все оказалось не столь радужно. Более того, мне искренне жаль потерянного времени на эту книгу...х_х
8. А. Чудаков. Ложиться мгла на старые ступени. "Русский Букер десятилетия". Этим все сказано. Непросто дался мне этот роман. Я начинала, откладывала, и, наконец, дойдя до конца, оценила всю его глубину и гениальность. Это роман о потерянном времени, о безвозвратно ушедшем поколении. О ссыльных из глухого города Чебачинска в Казацкой степи, о "свете нации" - где 90-летняя бабушка помнит, в чем была Великая Княгиня на балу в Зимнем Дворце, и до сих пор сервирует стол, где у каждого своя десертная вилочка, а дед настолько силен, что под рубашкой перекатываются "шары" мощных бицепсов.

"Мальчик и Зорька были основой мощного и разветвленного хозяйства Саввиных-Стремуховых. Выращивали и производили все. Для этого в семье имелись необходимые кадры: агроном, плотник и шорник (дед), химик-органик (мама), дипломированный зоотехник (тетя Лариса), повар-кухарка (бабка), черная кухарка (тетя Тамара), слесарь, лесоруб и косарь (отец). Умели столярничать, шить, вязать, копать, стирать, работать серпом и вилами. Бедствиям эвакуированных не сочувствовали: "Голодаю! А ты засади хотя бы сотки три-четыре картошкой, да капустой, да морковью - вон сколько земли пустует!я - педагог! Я тоже педагог. Но сам чищу свой клозет". Самой низкой оценкой мужчины было: топора в руках держать не умеет".
Отдельно стоит упомянуть дневниковые записи Чудакова, данные в конце романа, где можно проследить историю его создания. Большая находка для любителей литературы советского периода. Например:
"Мне тоже задавали много вопросов, часто глупых или сложных: как вы относитесь к современной литературе? Высказал свою любимую мысль, что мир становится все абсурднее и хаотичнее, но писатель не должен рабски это отражать, а в душе своей держать идею сдергивающей гармонии, чтобы все не рас сыпалось уж совсем на куски. Забыл привести аналогию с языком: он портится, и ничего с этим не поделаешь, но мы должны сопротивляться до последней возможности и растянуть этот процесс на возможно более долгий срок"