"Ученик" Кирилл Серебренников
Российское кино
Хотя, смотря что читает этот самый подросток.
Вот читай он "Майн кампф", скажем - и сразу понятно, в головах общественности загорается тревожная звенящая сирена. Но вот герой Фильма "Ученик" Вениамин читает Библию и все вроде бы довольны. Ведь что может быть созидательнее верующего юноши?
Вот только наш юноша - радикальный религиозный фанат, наотмашь перекраивающей своей буквальностью всю вековую сакральность священных писаний, трепетно обогреваемых воцерковленными прихожанами.
Да, а как он это делает - с присущем любому подростку задором, азартом, без погружения и без понимания. Да и зачем что-то осмыслять, когда можно просто интерпретировать? Вот и юному Вениамину не приходит в голову ничего другого, кроме как яростно отстаивать свое видение, особенно в окружении тех, где не то чтобы союзника, здравого слышащего человека не сыщешь.
Вокруг собрались, как на подбор, одни лицемеры, морально ущербные люди. И если с лишенной объема массовкой, состоящей из отвратительно схематичной администрации школы, замученной и глупой матери подростка, сатирического попа, все более чем понятно - они тут необходимы, они создают необходимый социально-культурный фон, чтобы вытянуть историю подростка ортодокса из концептуального вакуума. Но главный идейный оппонент, в исполнении, действительно талантливой Виктории Исаковой, очень быстро слетает с рельс разумности и психологической целостности.
И, пожалуй, это основная моя претензия, зачем из нее сделали неврастеничную истеричку. То есть она быстро, а по фильму это ощущение только усугубляется, преодолела путь от сострадательной эмпатии человека, призванного нести разумное и вечное, до состояния истеричного желания доказать, что вся эта ваша религия - кусок рудимента, архаизм в концентрированном виде и ненормально это.
А теперь вопрос - где тут гибкость ума и понимание подростковой психологии у г-жи психолога?
Христианских добродетелей нет, ни в ком и нигде, зато есть возросший и, очевидно, считываемый, уровень возросшей авторской мизантропии, где исход предначертан задолго до начала какого-либо действия. На протяжении полутора часов чернота будет растекаться по экрану, оставляя довольно гадостное ощущение от увиденного.
Герои все также уверенно будут погружаться в омут своих заблуждений и травм, автор будет холодно препарировать это безрадостное и неотвратимое действие на ледяном столе из социальных и культурных догм, вынося свой довольно неутешительный вердикт - пациент скорее мертв, чем жив.
А пациент здесь, как полагается понимать, это современное общество. Вот только не понятно, особенно в контексте того факта, что за основу Кирилл Серебренников взял драматургическую постановку немецкого автора, это какое-то масштабное осмысление общества, без привязок к локациям или не совсем точная калька на современную Россию через пергамент Германии.
Многие зрители увидели в фильме довольно яростное вскрытие социальных пороков современности, безжалостное обличение и подлецов, и власти на местах, ханжеской и подслеповатой, ловкое выруливание на скользкую дорожку кулуарного антисемитизма, которым, как показывает Серебренников, пропитаны многие и не стыдятся этого.
Что до меня - в фильме "Ученик" это демонстрируется довольно гротескно, топорно, если хотите. Возможно, именно такой прием гарантирует быстрый отклик в зрительской среде, без всякой художественной двусмысленности и иносказательности.
Фильм в целом не отягощен художественностью приемов и такая несвойственная прямота - осознанный выбор в борьбе за зрителя. Ведь сюжетная фабула здесь довольно простая и понятная, при всей многослойности идейного содержания вне сценарного контекста. Жалко только, что режиссер не оставляет здесь пространства для всесторонней рефлексии, довольно грубо очерчивая круг "добра" и "зла", скрупулезно и безапелляционно.
Если вернуться к более умозримым аспектам фильма, то тут, конечно, в глаза бросается убедительная работа актерского состава. Отдельное внимание приковывает, конечно, игра Петра Скворцова - юноша играет убедительно и легко, без очевидных провисаний или переигрываний.
Про художественную составляющую "Ученика" говорить сильном много и не приходится - она здесь довольно утилитарна, скромно выполняет возложенные на нее функции этого достаточно.
Подводя итог - "Ученик" Кирилла Серебренникова довольно сильная провокативная картина с довольно актуальным кантом из социальных вопросов, на которые современность с попеременным успехом пытается отыскать необходимые ответы, вот и режиссер добавляет свои весомые пять копеек в копилку социального нарратива, через доступные только ему средства воздействия.