Марина и Сергей Дяченко – «Лихорадка»
КнигиМир накрыла эпидемия страшной лихорадки Эдгара. Нет, это не навеяно короновирусом: произведение написано в 2009 году, впрочем, идея гибели человечества/значительной его части от ужасной (реальной или вымышленной) болезни так или иначе встречается в творчестве задолго до. Разумеется, уважаемые авторы не те люди, чтобы увести свою историю в банальную страшилку (хотя местами пробирает до дрожи): у них получилась сильнейшая вещь, которая заставляет задуматься над категорией бессмертия.
Итак, мир накрыла эпидемия страшной лихорадки Эдгара, названной по фамилии предполагаемого создателя.
Сперва было страшновато, но не очень, потом летальность резко возросла, появились карантинные зоны, люди стали бояться людей, а отдаленные, отрезанные от цивилизации места, годные для изоляции, начали неимоверно цениться - в прямом и переносном смыслах.
Спустя еще некоторое время умершие от лихорадки встали. Значительная их часть утратила разум, приобретя непреодолимое желание убивать еще живых. Среди сонма живых мертвецов оказались такие - очень малый процент - кто сохранил разум и личность, сохранил то, что можно назвать душой, в умершем, затронутом процессами разложения и распада теле. Цена условного бессмертия оказалась непомерно высокой, а платить ее пришлось не только тому, кто всё это затеял.
Подросток Руслан по воле случая и бездумной детской жестокости оказывается зимой на отрезанном от людей горном перевале, один в санатории, который должен был стать прибежищем для здоровых: здесь есть генератор, дающий тепло и свет, еда и лекарства. Есть даже надежда, что через полгода, когда снег растает, а дорога станет проходимой, эпидемия во внешнем мире пойдет на спад. Правда, очень скоро выясняется, что, несмотря на отсутствие живых на много километров вокруг, Руслан здесь не один...
Авторы умело нагнетают атмосферу, где ужас и безысходность перемежаются вспышками почти иррациональной надежды. История не становится очередным зомбиапокалипсисом, во главу угла здесь не ставится хоррор. По сути это невероятно философская вещь, практически притча (объём, кстати, здесь вполне притчевый - очень небольшой), но в нестандартной, вызывающей сильный эмоциональный отклик форме.
Цитаты
1. Если мир можно обустроить в отдельно взятой комнате - то и в глобальных масштабах всё образуется.
2. Лень и небрежность в борьбе за жизнь недопустимы.
3. Бдительность не должна притупляться, ни сегодня, ни завтра, ни через полгода.
4. В мире, где существуют такие правильные снежинки, всё должно быть выверено, точно, совершенно...
5. Принимаю во внимание твои предрассудки относительно ходячих мертвецов. (Эдгар)
6. Будущее за людьми с иммунитетом. Не за теми, кто спрятался и не заболел, а за теми, кто переболел, выиграл и остался в живых.
7. - Определённость - лучшее, что может быть.
- Лучше надежды?
- А-а, ты в этом смысле. Думаю, всё-таки лучше. Что такое твоя надежда? Она промаринована страхом, как луковица в уксусе. Ты не столько надеешься, сколько боишься. (Эдгар и Руслан)
8. Разумное существо не может быть смертным, это нонсенс с точки зрения философии. Безмозглые твари, жуки, червяки, птицы, живут естественно, повинуясь природе, дарят жизнь потомству и насыщают землю перегноем после смерти. Это естественный цикл. Разум в него не укладывается, поэтому главное стремление разума - преодоление смерти. Не смирение, нет. Преодоление. (Эдгар)
9. Бессмертие - философская категория, а не биологическое свойство организма. (Эдгар)