Чего не должен делать консультант по ГВ
Выбор консультантаМногие мамы, обращаясь к консультантам по лактации, ждут от них помощи в организации ГВ или решения уже назревших проблем. Но всегда ли ожидания мамы оправдываются? Понимает ли сама мама, где начинаются и где заканчиваются границы компетенции консультанта? Давайте разберемся в некоторых самых распространенных заблуждениях мам относительно профессиональной деятельности консультанта по грудному вскармливанию.
1. Консультант не назначает лекарств. Назначение медикаментов - это прерогатива врача. Поскольку большинство консультантов не имеют медицинского образования (да оно и не требуется), то назначение ими лекарств является нарушением законодательства. Если же практикующий консультант имеет диплом врача, то назначать медикаменты он может только при наличии лицензии на медицинскую деятельность и оказание помощи на дому. Поэтому ошибочно ожидание мамы, которая хочет, чтобы пришедший консультант выписал ей волшебную таблетку от застоя. Консультант может (и должен) оказать маме помощь в рамках своей компетенции, и зачастую большинство проблем можно решить без помощи лекарств. Но, в случае, если маме нужна медицинская помощь, ей лучше обратиться к врачу.
2. Консультант не выбирает смесь. Иногда ситуация складывается таким образом, что ребенку необходим докорм смесью. Задача консультанта правильно рассчитать объем докорма в соответствии с показателями ребенка, но выбрать для мамы смесь или хотя бы рекомендовать ее консультант не имеет права. Смесь в случае докорма ребенка рассматривается как лекарство, дается строго по часам как лекарство и, как лекарство, должна быть назначена врачом-педиатром. Или же выбрана мамой самостоятельно, но не стоит давить на консультанта по грудному вскармливанию, с просьбой посоветовать смесь для докорма.
3. Консультант не может принимать за маму решения. Только мама и никто другой является главным специалистом по своему ребенку и своей жизни. И все важные решения принимает только мама и никто другой. Задача консультанта по лактации предоставить маме имеющийся у него объём информации на интересующую маму тему, постараться подобрать вместе с мамой пути решения ее проблемы исходя из обстоятельств её жизни, здоровья и психологического состояния, чтобы мама могла сделать информированный выбор. Консультант и мама - это продуктивное сотрудничество, направленное на решение сложившихся проблем и полноценного ГВ в результате.
4. У консультанта по грудному вскармливанию есть четко очерченные границы компетенции. В некоторых случаях, при достаточном опыте, консультант может помочь маме советом по мягкому уходу за младенцем, организации прогулок и сна, организации собственной жизни с новорожденным. Однако маме следует помнить, что медицинские вопросы не являются компетенцией консультанта, он не может дать рекомендации по приему препаратов, назначенных врачом, комментировать эти назначения или отменять их. В некоторых случаях консультант может порекомендовать маме проконсультироваться с еще одним специалистом.
5. Консультант не делится личным опытом - это одна из основных заповедей консультирования. Личный опыт на то и личный, что имеет отношение к конкретному человеку в его конкретных условиях жизни. И что хорошо работает в одной паре мать-дитя, при других обстоятельствах может вообще не сработать или даже в чем-то навредить. Поэтому не спрашивайте консультанта его мнение относительно каких-то ваших действий или решений - даже если консультант лично другого мнения, в вашем конкретном случае ваши действия могут быть единственно верными и правильными. Помните, кто у нас главный специалист? Правильно, мама.
6. Консультант по ГВ не маг и волшебник, и волшебной палочки у него, к сожалению, нет. Поэтому ошибкой будет ожидание мамы решения всех ее проблем после консультации. Как только за консультантом закроется дверь, начинается работа мамы, и работа эта бывает иной раз намного тяжелее, чем мама могла себе представить. Некоторые проблемы, такие, например, как борьба с отказом ребенка от груди или переход с СВ на ГВ могут занять достаточно продолжительное время. Поэтому консультанты по лактации охотно поддерживают и консультируют маму достаточно длительное время после визита по телефону. Также в некоторых случаях может потребоваться повторная консультация.
Ну а что мама может и должна ожидать от консультанта, так это полноту информации по интересующему ее вопросу. Причем это должно быть не просто транслирование маме информации из учебника или интернета, а именно подбор вариантов решения именно её проблемы. Именно этой мамы и этого ребенка в условиях их семьи и их жизни. Здесь и сейчас. Ведь специалиста для того и вызывают, чтобы получить от него внятный и компетентный ответ.
Консультация должна заканчиваться удовлетворением запроса мамы. Если вам что-то не понятно или вы с чем-то не согласны - не стесняйтесь задать уточняющие вопросы, быть может, вы измените свою точку зрения, а быть может - укоренитесь в ней. На консультации вы и ваш ребенок - центральные фигуры, все делается для вас и ради вас!