Грудное или искусственное вскармливание: общественный выбор?
ТеорияВращаясь постоянно среди женщин, поддерживающих грудное вскармливание, на каком-то этапе начинает казаться, что все вокруг кормят грудью, а мамы, которые перевели своих детей на искусственное вскармливание, непременно испытывают чувство вины и сожаления.
Становится даже стыдно или неприлично громко говорить о том, что искусственное вскармливание - опасно, тут же поднимается волна общественного протеста: как так можно, им, бедняжкам, и так «не повезло», неэтично осуждать их выбор, невежливо обсуждать при них проблемы, связанные с кормлением смесями, каждая мама хороша для своего ребенка…
Конечно, каждый ребенок любит свою маму, это заложено в нем природов. А вот с повальным чувством вины и наличием общественного давления на мам, не кормящих грудью, я бы поспорила.
Давление общества
Периодически приходится слышать, что «везде идет пропаганда грудного вскармливания», что женщину практически «заставляют кормить грудью». Так ли это?
Вы когда-нибудь видели, чтобы в общественном месте к маме, кормящей из бутылочки смесью, кто-нибудь подошел и начал ее распекать за то, что она публично кормит ребенка? В интернете нередко разгораются жаркие споры на почве общественного возмущения кормлением грудью в публичных местах. Многие кормящие мамы считают нужным прикрываться от чужих взглядов или считают неуместным кормить грудью на людях. Максимум, с чем приходилось сталкиваться мне, кормящей почти ежедневно в метро, в парке или торговом центре, это нервное хихиканье, громкое цоканье или публичное отворачивание с фырканьем. В то же время, кормление из бутылки ни стеснения у мам, ни неловкости или истерии у окружающих не вызывает.
Возьмем другой пример. Одна из центральных детских выставок - «WAN-Expo: Фестиваль беременных и младенцев». Основная аудитория - беременные, то есть будущие мамы. Через каждые несколько метров - стенды производителей смесей и бутылок. На видеомониторах, баннерах и ролл-апах реклама бутылок со слоганами «Будьте спокойны, что дали своему ребенку самое лучшее» и «Идеально подходит для совмещения грудного и искусственного вскармливания» (фееричное вранье с моей точки зрения). В качестве призов в конкурсах и дефиле беременные получают подарки с теми же смесями и бутылками. Генеральный спонсор выставки, который присутствует буквально везде, - производитель смеси. Стенда с информацией о грудном вскармливании - ни одного (кто же за него платить будет).
Откройте любой список приданого для новорожденного в интернете. В нем непременно найдутся бутылки и соски. Зайдите в любой детский магазин и спросите, что вам купить к рождению ребенка - те же бутылки и соски опять окажутся в обязательном списке.
По телевидению идет реклама смеси для детей старше 6 месяцев, но в ролике показывают чудесного 4-месячного малыша и обещают маме спокойную жизнь и избавление от колик. Детские журналы и журналы для беременных пестрят рекламой детского питания с 4-6 месяцев, при этом их обращения явно направлены на мам детишек помладше - они эксплуатируют типовые родительские страхи о здоровье малыша и трудностях материнства.
Производители детских смесей и питания отлично понимают, как «зацепить» нужную им аудиторию будущих мам и пап, молодых семей с грудными детьми, не забыв при этом двигателей отечественного детовзращивания - активных и полных сил бабушек, при этом оставаясь «в белом пальто» и формально заявляя о поддержке грудного вскармливания.
Кодекс маркетинга заменителей грудного молока в России не ратифицирован. Его лоббированием не занимается систематически ни одна организация. Руки отделам маркетинга производителей смесей фактически развязаны, поэтому они соблюдают нормы Кодекса тогда, когда им выгодно для собственного PR и спокойно нарушают его, когда речь идет о тоннаже сбыта продукции.
Посмотрите, как рисуют младенцев - соска стала непременным атрибутом! Почти в любом детском интернет-магазине символ отдела для новорожденных - та же соска или бутылка.
Так где же это засилье кормящих грудью и насаждение повсеместного грудного вскармливания? Я вижу наоборот, массированную пропаганду искусственного вскармливания, активно поддерживаемую и одобряемую обществом. Помножив ее на массовое невежество в вопросах грудного вскармливания старшего поколения, которое делает невозможным передачу опыта кормления грудью естественным путем внутри семьи, мы получаем то, что имеем - общество, терпимое к искусственному вскармливанию и агрессивное вытеснение грудного вскармливания. Именно так я это вижу.
Не удивительно, что в таких условиях кормящие женщины ощущают потребность объединяться и сообща отстаивать свою точку зрения. И не удивительно, что при таком давлении часть из них ощущает вину за то, что кормит! Осознаваемая или нет, эта вина вынуждает их поддерживать некормящих мам, что на общем фоне работает только на дальнейшую пропаганду искусственного вскармливания.
Это очень наглядно проявляется в нашем языке, который, как известно, является хорошим отражением нашего сознания.