В магазинах детских товаров можно найти множество специальных развивающих игрушек. Диапазон цен очень велик. Есть много разных развивающих игрушек от небольших до игровых центров. Основная цель такой забавы - это развивать и поощрять навыки ребенка. Это «игровыеразвивающие центры» с различными звуковыми и световыми эффектами, известные кубики Никитина и Зайцева, пособия Монтессори, разнообразные карточки, рамки и вкладыши, а также всевозможные наборы для творчества, необычные конструкторы и даже технически оснащенные погремушки. Какие бывают развивающие игрушки
Познавательные игрушки расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, формируют определенные умения и навыки. Они довольно широко представлены на современном рынке игровых пособий. Это разнообразные шнуровки, вкладыши (матрешки, стаканчики, бочата, а также доски с углублениями, емкости с прорезями), кубики с нанесенным на них изображением, всевозможные мозаики, головоломки (плоские и объемные, развивающие образное, пространственное и творческое мышление), настольно-печатные игры (разрезные картинки, паззлы, лото, домино; карточки, предназначенные для классификации, выкладывания последовательностей и др.).
Сюда же можно отнести и конструкторы. Многие конструкторы являются совместимыми, кроме того, производители стараются выпускать наборы с различным количеством деталей, делая возможным постепенное усложнение базового комплекта. Первые конструкторы должны содержать немногочисленные, но разнообразные по форме, цвету, величине детали.
Для полноценного развития малыша необходимы детские музыкальные инструменты - ударные (бубен, барабан, металлофон, кастаньеты) и духовые (дудочки, свистульки, губные гармошки, гудки). Они развивают чувство ритма, музыкальную культуру, способствуют профилактике заболеваний органов дыхания.
Игрушки, предполагающие развитие личностной сферы ребенка, используются им в сюжетно-ролевой игре. Это фигурки животных и людей, растений, предметы обихода, транспорт, предметы профессиональной деятельности человека (набор доктора, повара, продавца).
В освоении социального мира, мира взаимоотношений между людьми, могут помочьигрушки, предназначенные для театрализации - пальчиковые куклы, куклы-перчатки, настольно-плоскостной театр, марионетки. Здесь также могут использоваться конструкторы, представляющие собой тематические наборы: по сказкам, по видам животных (домашние / дикие), по зонам обитания, по типу поселения (деревня/город). С их помощью ребенок может разыгрывать разнообразные сюжеты, наблюдаемые им в реальной жизни или являющиеся предметом его фантазий. Подробнее о детских игрушках для ребенка 1-2 лет.
Псевдо-развивающие игрушки
Современные дети нередко получают в подарок игрушки, изначально озвученные и наделенные сложными движениями самим производителем. Их мы можем назватьпсевдо-развивающими игрушками, поскольку после того, как эффект новизны исчерпан, как правило, игрушка откладывается, ребенок активно с ней не играет. И это не случайно - подобная игрушка не способна выражать переживания своего хозяина, ее нельзя озвучить собственным голосом, пытаться выполнять ею желаемые действия.
Производители модных, современных и якобы развивающих игрушек снабжают потребителя многочисленными принадлежностями, являющимися точными копиями реальных предметов (памперсы, одежда и коляски для пупсов; амуниция, техническое оснащение для монстров). Это изобилие аксессуаров таит в себе подвох: ребенок “застревает” на предметном манипулировании (простые действия с предметами) и испытывает трудности в замещении отсутствующих предметов и функций (например, ножиком может быть карандаш или линейка). Поэтому не стоит забывать, что подобные наборы, хоть и красиво выглядят, вряд ли принесут ему большую пользу для творческого и личностного развития.
В целом, основными характеристиками развивающей игры выступают следующие качества: многовариантность, условность (символичность), творческая свобода и самостоятельность самого играющего субъекта. Именно родители делают игрушку развивающей
Родителям всегда следует помнить, что влияние, оказываемое на детскую психику иразвитие личности ребенка той или иной игрой, зависит даже не столько от самой игры, сколько от тех взрослых, с кем рядом ребенок осваивает эту игру. Игры со взрослыми несут познавательный характер, развивающее значение, поскольку именно у взрослых ребенок учится в первую очередь. То есть вы вполне можете помочь ребенку выбрать те или иные игры (помочь, а не навязывать), обсудить, во что и как он играл с другими детьми (обсудить, а не допрашивать), а то и самим подключиться к его любимым играм и стать для ребенка единомышленником - а не надсмотрщиком. В таком случае ребенок будет гораздо устойчивее даже к тем играм, которые считаются вредными - по крайней мере, он не будет на них застревать. У него не будет нужды отгораживаться какими бы то ни было играми от реальной жизни, если у него как минимум в семье есть друзья, и благодаря этому он умеет ставить в жизни цели и стремится их реализовать - поначалу пусть даже с помощью игры.
Источник: сайт «Умный ребёнок»