Обзор средств для двухшагового кракелюра
Материалы для работы
Автор: Островская Елена
Двухшаговый кракелюр.
Думается: овладею и передо мной откроется завораживающий мир тоненьких и ровненьких трещинок, придающих изделию хрупкость, важность (старое же) и несомненно - красоту. Ха! Не тут то было: эти парочки ведут себя иногда совсем не по джентельменски...
Еще раз повторюсь: я рассказываю только о тех материалах, с которыми работала сама, которые купила, бегая как обезьяна с гранатой по интернет-магазинам в надежде заполучить лучшего из них...
Общее для всех: двухшаговый кракелюр наносится уже на практически готовое изделие - после наклеивания, окрашивания, неоднократного покрытия лаком с ошкуриванием (кроме обратного декупажа - там, это первый шаг)

1. "Antik-Technik" кракелюрный лак от немецкой фирмы Rayher.
Этот лак дает крупные широкие трещины - меня никогда не подводил. Смывать не нужно. Поскольку слои лака условно толстенькие, трещинки можно "ощупать" - чувствуются бороздки, но после дальнейшего покрытия лаком (3-4 слоя) и ошкуривания перед финишным покрытием - все становится абсолютно гладко.

Шаг 1 необходимо разбавить несколькими каплями воды - я это делаю из пипетки (сам по себе очень густой). С водой не переборщить, иначе сетка трещин будет очень мелкая.
Наносится плоской кисточкой ровным слоем, без борозд.
Суши первый шаг пока не станет прозрачным/светлым (это очень наглядно видно - проблем не будет). Шаг 2 лучше наносить губкой .
Характерная особенность этого лака - трещинки очень красивые, но фантазийные - нет ровного "геометрического" рисунка. На мой взгляд, этот лак лучше все-таки использовать при прямом декупаже. Полностью высыхает часов за 8.

2. ARC Hobby серии Perfetto per decoupage - Двухшаговый кракелюрный лак.
В интернет-магазинах его почему-то называют "Прибалтика", хотя на моих баночках стоит г. Москва.
Похож на предыдущий: трещинки появляются всегда, смывать не надо. От толщины слоев зависит размер трещин.
Шаг 1 нанести ровненько, просушить 3-4 часа.
Внимание! Первый слой у этого лака тоже как молоко и он при сушке начинает тоже светлеть, но ни в коем случае не наносить второй слой раньше, чем через 2,5 часа (это мин. время выдерживания - мой личный печальный опыт), если нанести раньше, лак как-будто сворачивается...можно испортить.

Шаг 2 можно наносить и кистью и губкой - рисунок трещин будет разный: губкой более "правильный", кистью - узорчатый. Образование трещин идет 3-4 часа, но я перестраховываюсь и жду ночку...

3. Старый знакомый - двуликий "Creall-Crackle" (Голландия), мы с ним встречались в первой серии.
Так вот, двухшаговый кракелюр он умеет делать так же хорошо, как и одношаговый - лак "Универсал".
Шаг 1 наносим нормальным ровным слоем, После того как подсох до "мягкого", но НЕ ЛИПКОГО состояния, наносим шаг 2.

Полностью высыхает за 10 часов, но можно ускорить процесс феном, но не сразу!!!!
Полученные трещины бывают довольно крупными, затирать всем, кроме пастели: первый слой высыхает полностью, ей не за что "зацепиться" и может быть смыта финишным покрытием. Финишный лак - любой, кисти моются водой.

4. Спиртовой лак (шеллак) + гуммиарабик Esprimo.
Нанести на изделие 3 слоя спиртового лака. Первые два слоя сушить 15-20 мин., третий слой сушить 10 мин., и пока еще влажный, нанести гуммиарабик густым слоем (кистью или губкой) - без подтеков.
Трещины образуются естественным путем 6-8 часов, проявляем без применения пастели, сушим.

Покрыть проявленные трещины необходимо спиртовым лаком (шаг 1), ни к коем случае не лаками на водной основе - гуммиарабик смоется! После покрытия спиртовым лаком, можно покрыть ЛЮБЫМ акриловым.
При покупке это соотношение нужно учесть: шаг 1 расходуется в 3 раза быстрее, чем 2.

5. Idea Decoupage" от Maimeri № 739, 740.
Можно смывать (для обратного декупажа), можно не смывать - при прямом. У этого лака две инструкции по применению и обе я использовала.
Второй шаг нужно наносить на слегка липнущую поверхность. При использовании фена трещинки более мелкие.

Особенность трещин - очень тоненькие, нежные, поэтому лучше использовать на светлых поверхностях, идеален для обратного декупажа - смывать не дотрагиваясь до изделия под тонкой струей воды. При прямом (если не смывать) после высыхания образует глянцевое покрытие. Лак янтарного цвета.

6. Idea №753, № 754 тоже от Maimeri на водной основе.
Дает красивые тонкие трещины. Можно использовать 2-мя способами.
1) № 753 наносим ровно, подсохнет (45 мин. Это средство никогда не высыхает полностью и всегда остается липким, поэтому 2 шаг можно наносить и через сутки, но трещенки будут мельче), № 754. Следить, чтобы первый слой был покрыт полностью (не оставалось липких поверхностей), иначе будем "мазать" при затирке.

Сушим (не меньше 6 часов), проявляем трещины, аккуратно смываем под душем комнатной температуры кракелюрный лак, не дотрагиваясь до поверхности, покрываем финишным лаком (можно шагом 1).
Хорош для обратного декупажа.

2). Получается эффект одношагового кракелюра. Наносим акриловую краску, которая даст нам цвет трещин, после ее высыхания наносим №753 толстым слоем. Подсохло - наносим краску фона в вертикальном направлении, а потом осторожно, едва касаясь кистью предмета, немного нанесем краску и в горизонтальном направлении. Затем покрываем № 754. После высыхания верхняя краска потрескается и в трещинах виден нижний слой.

7. GOYA от немецкой фирмы C.Kreul.
Первый шаг темный, имеет неприятный довольно резкий запах. Шаг 1, через 1,5-2 часа, когда поверхность еще немного липкая, наносим шаг 2, добавив в него жидкое мыло в пропорции 1:2 (1 часть мыла на 2 части кракле).
Мыло без кремовых добавок и смешивать его с кракле нужно прямо перед применением!

Потом высушить феном, покрыть финишным акриловым лаком.

8. EGGSHEL CRACKLE производства фирмы Plaid.
При использовании этого средства сеточка получается ОЧЕНЬ мелкая. Даже если нанести толстый второй шаг, трещинки будут мелкими.

Смывать не надо. Шаг 1 сушим до "мягкого", но не липкого. Этот лак еще называют "яичная скорлупа".

9. Кракелюрная пара Decomania : Lacca Alcolica и Gomma Arabica.
Шаг 1 сохнет почти моментально, поэтому можно сразу же наносить шаг2. Трещины образуются 6-8 часов.

Шаг 1 можно использовать как финишное покрытие, тогда в результате глянцевая поверхность.

10. Лак шеллачный спиртовой + лак кракелюрный (Таир).
Нанести шаг 1 с помощью губки, подождать до полного высыхания (10-15 мин.), нанести второй слой шага 1 и не дожидаясь полного высыхания нанести шаг 2.
Трещины будут через 3-4 часа.

Я с ним общий язык нахожу с трудом: все время пересушиваю второй слой шага 1 - трудно "поймать" это "не до конца", еще он (шаг 1) имеет резкий неприятный запах, тонирует изделие (шеллак неочищенный).

Затирать трещины можно: масляной краской, пастелью, патиной, специальными пигментами, битумом.
После затирки трешинкам тоже надо дать подсохнуть - спешка нужна...ну, Вы знаете. После покрытия трещин, можно, при необходимости продолжить работу над изделием (лачить, шкурить...).

Конец 2-ой серии. Кто дочитал до конца - тот ГЕРОЙ
.
Продолжение следует...В следующей (заключительной) серии смотрите чем еще можно "состарить" изделие, не применяя кракелюр.
РАЗБИРАЕМСЯ с лаком Solo Goya.
Слова автора:

ЗАБУДЬТЕ ВСЕ ТО ЧТО НАПИСАНО В НАКЛЕЕНОЙ ИНСТРУКЦИИ на русском языке - это не перевод инструкции с немецкого!!! Кто-то из дизайнеров попользовался лаком и получилась вот такая вот отсебятина (извините, если это грубо).
Кто следит за темой, тот в курсе, что я летом писала о том, что есть другой способ (а вернее инструкция производителя, у них их даже две). Голословно не хотелось вас будоражить, а теперь есть факты, а главное трещины!!!
Итак вот она, альтернативная инструкция:
1) Равномерно наносим лак Reislack-Grundlack (4101), сушим до отлипа (в зависимости от температуры и влажности воздуха примерно от 1,5 до 2,5 ч.). Короткий период сушки дает большие трещины, более долгое время сушки дает в итоге много маленьких трещин. Кисть отмыть с чистящим средством, затем промыть с мылом .
2) Нанести лак Reislack-Krakeliermittel (4102) равномерно мягкой кистью. При высыхании образуются трещины (размер зависит от просушки первого слоя). Кисть отмыть с мылом.
3) После полного высыхания втереть в трещины масляные краски, которые подходят лучше всего, т.к. легко попадают в углубления. Это можно сделать мягкой тряпкой, которая не содержит ворсинок или пальцами (для этого очень полезны одноразовые перчатки). Излишки краски нужно убрать. Сушить два дня для того чтобы масляная краска подсохла и схватилась, иначе она смоется.
4) Под небольшой струйкой водя мягкой кистью (через два дня) смыть второй шаг Reislack-Krakeliermittel (4102). Делайте это очень осторожно и внимательно, чтобы ваши трещинки (а они представляют собой полоски масляной краски) не смылись. Затем просушите работу один день.
5) Защитите трещинки лаком.
А вот что на практике:
На стеклянную тарелку нанесла первый шаг Reislack-Grundlack (4101), НЕтолстым равномерным слоем. Прикрыла форточку и оставила работу где-то на 30-45 минут, когда пришла обнаружила, что порывом ветра форточку таки открыло и первый шаг высох сильнее чем мне бы хотелось (температура в комнате +25).
Из этого следует, если исключить все источники сквозняка, то 30-45 минут больше чем достаточно. НО, если вы нанесли первый шаг толстым слоем, он и за 2 часа не высохнет, да и трещин красивых не будет, поэтому следите как и сколько лака вы наносите. Если образуются подтеки - это уже говорит о том, что лака много на поверхности.
Затем я налила небольшую лужицу второго шага Reislack-Krakeliermittel (4102) и так же как мы поступаем с гуммиарабиком начала его растирать пальцами круговыми движениями, пока он не подгустел. Минимум минуты две.
Моя ошибка - растирала мало и потом ушла оставив работу, когда пришла обнаружила, что второй шаг частично скатался (когда первый раз пройдетесь по поверхности тарелки вторым шагом вы поймете о чем я говорю, поэтому втираем как можно дольше, чтобы второй шаг значительно подсох и загустел).
Все это дело сохло минут 30 - НИКАКОГО ФЕНА!!!!!!!!!!! Потом появились первые трещины.
Что мы видим? Да, трещины есть (я их ничем не затирала при фотографировании) и очень даже достойные.
К слову:
Первый шаг Reislack-Grundlack (4101) Solo Goya - это опять таки яхтный лак и ни как иначе (!), если можно второй шаг купить отдельно, то лучше приобретите вместо первого банку строительного яхтного лака импортного производства ( и хватит о-о-очень на долго, и лаком готовые работы можно покрывать).
Второй шаг Reislack-Krakeliermittel (4102) Solo Goya - это что-то до боли знакомое, пахнет как мука, крахмал. Мука дает вязкость, крахмал твердость корочке при высыхании - у кого есть желание дерзайте, нужно определить пропорции. Если мы это сможем сделать, то тратить такие деньги на кракелюрные лаки нам не придется. Ведь они этого не стоят на самом деле, цена складывается из того, что нам не говорят, что они туда налили
.
Поскольку тарелка у меня с "кратерами" из-за плохого нанесения второго шага, я быстренько сбегала смыла этот слой. Еще не прошло 2 часа с момента нанесения первого шага 4101, поэтому я разбавила второй шаг жидким мылом (как рекомендовано по второй инструкции, хотя там и говорится не "жидкое мыло", а "моющее средство" - возможно подойдет и что-то для мытья посуды, но явно хозяйственное мыло тут ни при чем). Отлила две чайные ложки второго шага 4102 в пластиковую крышечку из под ватных палочек, туда добавила 3 капли жидкого мыла (!). Соблюдайте пропорции!!! Если вы бухнете 5мл., т.е. чайную ложку, то у вас будет мыло, а не растрескивающийся слой! Хорошо перемешиваем и кистью (плоская широкая синтетика) наносим на подсохший до отлипа первый шаг 4101.
Трещины так же не заставят себя долго ждать, через 30 минут уже пойдут первые линии!
Я проявила их, чтобы вам было лучше видно:
Обращаю ваше внимание на то, что эти трещинки мельче исключительно из-за того, что первый шаг у меня нанесен был давно и пересох.
источник
И еще один опыт О-О :
Тоже боялась к этой паре подойти из-за огромного количества негативных отзывов. Но как-то было время и решила проверить, что же это за страшный зверь такой. Нанесла первый слой стандартной толщины губкой.Налила лужицу и размазала, губку потом просто выбросила. Оставила сохнуть и..... забыла про него. Обнаружила, когда он высох уже полностью досуха. Решила не возиться, а утром повторить. Утром начала по-новой. Нанесла точно так же слой 1 шага, минут 20 подождала на отлип. Потом налила лужицу 2 шага, долго растирала пальцами, пока не стало практически сухое. Заодно (эксперимент так эксперимент!) нанесла точно так же 2 шаг на вчерашний домертва высохший. И только потом я вспомнила, что не развела 2 шаг моющим средством, как того требовала инструкция. Ну просто забыла. Ну что ж... ругая себя за невнимательность, приготовилась к третьему эксперименту. Но тут решила проверить два предыдущих образца и увидела, что на обоих проступили трещинки очень красивой формы! Часть затерла сухим пигментом, часть маслом. Смыла 2 слой сразу после затирки. Пигмент смылся вместе со 2 слоем, а масло осталось. Хотя получилось бы еще лучше, если бы я дала маслу подсохнуть подольше.
Вывод - эта пара совсем не так сложна, как её описывают.
С1 шагом можно работать и на отлип, и до полного высыхания (у меня больше ночи стоял)
2 шаг разбавлять моющим вовсе необязательно! Наносить лужицей, размазывать пальцами до почти полного высыхания, проверять на проплешины против света.
Затирать лучше маслом, т.к. пигмент не прилипает.. Дать маслу подсохнуть несколько часов, а потом смыть.
очень меленькая сеточка, но мне очень поравилась и была кстати. только тут один ньюанс)) я делала все также, но на след. день трещины так и не появились и я поставила бутылку в холодильник, из-за перепада температур появилась такая сеточка)
