Делфтская роспись или сине-белая гамма
Энциклопедия декупажницыИсточник:
Здравствуйте! В данной статье скомпонованы материалы сразу нескольких, старалась выбрать самое полезное.
Обычно, видя сине-белую роспись, на ум нам приходит одно слово — гжель, однако это не всегда так. Существует еще много разновидностей: китайская (основоположница этого течения), делфтская или же голландская, английская. Сейчас хочу рассказать о делфтской. Как раз именно бело-синяя гамма росписи изделий делфтских мастеров копировалась в России на фаянсовом заводе, основанном А. Гребенщиковым в 1724 году, а затем послужила тематикой для керамических изделий Гжели.
Немного истории. Делфтский фарфор (нидерл. Delfts blauw) — фарфор в сине-белых цветах, производится в городе Делфт (Нидерланды) и является одним из символов города и популярным сувениром.


Возникновение массового гончарного производства относится к XVII веку, когда Делфт переживал «Золотой век», связанный с подъёмом морской торговли. В городе находилась одна из шести контор Голландской Ост-Индской компании, корабли которой завезли в страну образцы дальневосточных сине-белых и полихромных изделий. Собственно, с Китая и началась история сине-белой керамики и фарфора, перекочевавшая в другие страны. В это время подъём производства керамики был обусловлен ухудшением качества речной воды, использовавшейся на пивоварнях, что привело к закрытию пивоварен и возникновению на их месте гончарных мастерских. Доставка фарфора из Китая была сопряжена с многочисленными трудностями, а это обеспечивало рост спроса и укрепило положение делфтских гончаров.

Мало-помалу из делфтских мастерских стали выходить изделия с хорошо узнаваемыми типичными местными мотивами.

На блюдах и вазах вращали голубыми крыльями милые голландскому сердцу мельницы,

к далеким берегам по кобальтовым волнам устремлялись корабли, ленивые синие коровы щипали синюю же луговую травку. И тюльпаны распускались синие.


На фаянсе писали портреты именитых горожан, жанровые бытовые сценки, картинки на мифологические и библейские сюжеты. Изделия покрывались и многоцветной росписью, но синий цвет сразу же занял ведущую позицию и остался в фаворе до наших дней. Основной выпускаемой продукцией были изразцы для облицовки стен и кафельных печей, а также столовая и декоративная посуда. Делфтские мастера не только имитировали декор популярного в Европе сине-белого китайского фарфора, но и украшали свои изделия традиционными голландскими пейзажами, библейскими сюжетами и цветочными композициями. Для сравнения: китайская и голландская тарелки.

Особенностью делфтского фарфора было многократное глазурирование прозрачной свинцовой глазурью и заключительный обжиг при низких температурах, что делало изделие более близким к фаянсу
Упадок делфтского фарфора произошёл в конце XVIII века в связи с ростом популярности английской керамики кремового цвета. В 1876 году два голландских предпринимателя возродили в Делфте фарфоровое производство, открыв Королевскую мануфактуру делфтского фарфора.
