Эмоциональный интеллект... бессознательные реакции из детства
Книги, материалы ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙПродолжая читать книгу про «Эмоциональный интеллект» Гоулмана сегодня я решила вот что отметить.
Автор, рассуждая о логике работы нашего ума, выделяет эмоциональный и рациональный мозг, и говорит, о том что в жизни бывают ситуации которые мы не успеваем оценить рациональный мозгом, действуем сразу и не задумываясь. Чтобы лучше понять, что имеется в виду, приведу отрывок:
«В этом смысле показателен случай с бывшей военной медсестрой, которая получила психическую травму, вызванную бесконечной чередой солдат со страшными ранами, прибывавших в госпиталь, где она работала во время войны. Однажды днем она буквально содрогнулась от внезапно охватившего ее приступа паники, смешанной с ужасом и отвращением, — таким вот образом повторилась ее типичная для фронтовых условий реакция, снова запущенная много лет спустя странным зловонием, которое она почувствовала, когда открыла дверь стенного шкафа и... обнаружила там обкаканную пеленку, спрятанную ее сыном, едва начавшим ходить.»
Так вот оказывается:
«… многие глубокие эмоциональные воспоминания восходят к самым первым годам жизни, к взаимоотношениям между ребенком и теми, кто о нем заботится. Это особенно оправдывается в отношении травмирующих событий вроде побоев или полной заброшенности. …
…взаимодействия, имеющие место в самые ранние годы жизни, составляют набор эмоциональных уроков, в основе которых лежат взаимная настроенность и рассогласование при контактах между младенцем и теми, кто за ним ухаживает. Эти эмоциональные уроки чрезвычайно сильны, хотя их и очень трудно понять с точки зрения взрослой жизни, потому что, они хранятся в миндалевидном теле в виде черновых, невыразимых словами программ эмоциональной жизни. Поскольку эти самые ранние эмоциональные воспоминания укореняются еще до того, как у младенца находятся слова для описания своих переживаний, то впоследствии, когда эти эмоциональные воспоминания приходят в действие, у нас не оказывается никакого соответствующего набора четко сформулированных мыслей по поводу овладевающей нами ответной реакции. Значит, единственная причина, по которой нас настолько озадачивают наши эмоциональные взрывы, это то, что они часто приходят из тех ранних периодов нашей жизни, когда обстоятельства ставили нас в тупик, а мы пока еще не могли выразить словами свое понимание событий. Возможно, нас обуревают сумбурные чувства, но нет слов, чтобы выразить воспоминания, сформировавшие их.»
Отрывок длинноват, но показателен. Получается что все «огрехи» родителей опасны не тем, что дети в будущем будут поступать аналогично, а тем что они буду действовать аналогично бессознательно, можно сказать без собственной воли. И возможно даже удивляться собственной реакции на те или иные события… и в самом лучшем случае задумываться над своими реакциям и вероятно захотят попытаться их изменить.
Меня поразила эта информация, объясню почему. Я выросла в семье в семье, в которой не было насилия или заброшенности, о которых говорит автор. Но моя мама – очень властная женщина – имеет манеру воспитания с помощью крика.
До сих пор моя реакция на крик – ступор, если на меня кричат, мой мозг каменеет… как говорила моя мама: «на тебя маленькую накричишь, а по твоей реакции не понятно поняла ты хоть что-нибудь или нет». И не смотря на это мама строго придерживалась своей манеры воспитания.
И вот когда у меня родился мой малыш и начал без остановки шкодить и баловаться для меня естественным стало выразить свои мысли яростным криком. Причем через две минут после того как сорвусь, приходит ощущение полной вины перед малышом, а также осознание факта – результата это не приносит, то есть ребенок своего поведения от такого воспитания не меняет. И именно это стало поводом для самоанализа и желания преодоления родительской установки о таком способе воспитания детей. В итоге, в настоящее время работаю над собой)