Сказочная прививка
РазноеВ нашей семье чтение книги - один из главных и действенных способов корректировать поведение ребенка. Когда читаем - анализируем поступки персонажей, вспоминаем ту или иную сказку или рассказ в жизни соответственно ситуации. Недавно прочитала статью ведущей Монтессори группы о влиянии сказок на детей. Сторонников таких взглядов и тех, кто пока размышляет на эту тему прошу под кат
У одной моей приятельницы есть доченька - чудная девочка. Пусть зовут её -
Машенька. Девочку любит папа, любит мама. И растёт девочка во внимании, заботе. Растёт умненькая, разговорчивая, весёлая. Уже целых 3 с половиной
года радует родителей, друзей и близких. И вдруг!!!
Когда в семье растёт малыш эти «вдруг» любят внезапно появляться: «вдруг» начал бояться звука стиральной машинки, «вдруг» перестала брать за руку, «вдруг» никогда больше не пойдёт в ванну купаться, «вдруг» ...
Так вот, «вдруг» наша Машенька решила, что она - ГЛАВНАЯ! Она, Машенька, будет говорить, что, как, когда и кому делать!!! Не хочет больше быть девочкой простою, а хочет быть «владычицей морскою»!
И решение своё в жизнь претворять стала любимым детским способом, один из
элементов которого - лёгкое катание по полу с повизгиванием, слёзы с иканием и
прочие прелести непосредственности и изощрённой манипуляции. Родители
- люди современные, умные, (главное - любящие), про кризис 3 лет начитанные. Стараются разговоры разговаривать, когда строго, когда с юмором, не давят, объясняют, но чувствуют себя при этом бычками на верёвочке. И управляет этой верёвочкой их любимая доченька, Машенька.
И понятно, что нельзя решить этот вопрос мгновенно: хочется поддержать ребёнка в стремлении к самостоятельности, и не хочется поддерживать желание командовать; хочется защитить свои родительские границы, свои желания, и не хочется разрушить такое первое могущественное детское «Я МОГУ». Понимаешь, что пройдёт время и «это всё пройдёт», но как жить сейчас? Как пережить ЭТО и сохранить близость, взаимопонимание? Каждый родитель путём проб и ошибок выбирает собственную стратегию, но существует замечательный метод, проверенный поколениями, взятый на вооружение психологами, психотерапевтами - СКАЗКА!
Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке, китайцу - на китайском... Рассказы, в особенности сказки, -самое эффективное средство общения с ДЕТЬМИ.
Сказки - это зона безопасности и комфорта, независимости и самостоятельного принятия решений. Сказки - это НЕ нотации, НЕ наставления, НЕ укоры, НЕ выяснения отношений, НЕ навязывание поведения.
Сказки - это некий портал, через который маленький человек выходит один на один, (мама с папой -рядом, но с другой стороны зеркала) в собственном временном режиме, в собственном восприятии сказочных событий на то, что для него на сегодня особенно актуально. Классические, проверенные веками и поколениями, сказки - ценнейшая информация, детским языком поднимающая философские проблемы осмысления жизни, пересказанные писателями разных культур: «Золушка», «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик»…
Сказки являются целенаправленными - каждая из них несет в себе решение некой проблемы, каждая из них предлагает некий сплетённый из тонких, порой неявных нитей, путь, способ совладания со страхами - боязнью темноты, стеснением, обидой, чувством неполноценности и т.п.
Дети всегда открыты сказке. С ее помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка к творческому поиску и попытке самостоятельно ответить на свои вопросы.
Все, что узнает ребёнок, воспринимается как свое собственное достижение, как результат самостоятельных усилий. Если он хочет побороть страх, как это делает герой сказки, он делает так потому, что решил это сделать САМ, а не потому, что так велела мама. Человек получает возможность испытать чувство своей собственной значимости, свою способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.
Целительное воздействие сказок на детей признается профессионалами различных школ и убеждений. Их применение рекомендуется специалистами по психоанализу и терапии поведения. Мы можем сами сочинять такие сказки, а можем воспользоваться готовыми - их много.