Пальчиковые игры
Растем и развиваемсяТакой игре научили дочу в саду. Ребенок держит пальчики в кулачке, и по одному пальчику разгибаем, начиная с большого, и говорим, этот пальчик - дедушка, разгибаем указательный, этот пальчик-бабушка, разгибаем средний, этот пальчик -папа, разгибаем безымянный, этот пальчик - мама, и разгибаем мизинец, этот пальчик - я, вот и вся моя семья!
маша
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Пальчиковая гимнастика способствуют развитию речи и общему развитию ребенка. Наряду с рисованием, игры с пальчиками помогают подготовить руку к письму.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
«Скворечник» Делаем руками над головой домик – соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны. - Из скворечника торчат клювы (показываем клювы, соединив большие пальцы с остальными) маленьких скворчат (соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду) - Клювик раз (показываем клюв одной рукой), клювик два (показываем клюв другой рукой) - Лапка, лапка (кладем поочередно руки на стол растопырив пальчики), голова (делаем «замок»). - Ку-к, и спрятались (показываем домик над головой или прячем руки за спиной).
«Цветы»
Держать руки перед собой, сложив локоток к локотку, пальцы к пальцам (бутончиком).
- Раскрываются цветы необычной красоты, (пальчики развести в стороны не отрывая друг от друга основания ладони)
- Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (пальчики зашевелись как будто на ветру)
- Так колышет, так колышет. («цветочек» наклоняется то в одну, то в другую сторону)
- Закрываются цветы необычной красоты, (снова прижать пальчики друг к другу)
- Засыпают тихо, тихо (можно сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову)
«Пять малышей» - Один малыш качается в саду, (показать указательный палец, затем опустить его параллельно полу и изобразить им покачивающие движения вправо-влево) - Два малыша купаются в пруду, (показать два пальца, движение руками в стороны как при плавании брасом) - Три малыша ползут к дверям в квартире, (показать три пальца, ладошки скользят по столу) - А в эту дверь стучат еще четыре. («стучим в дверь» кулачком в воздухе, показываем четыре пальца) - С пятью другими тоже все в порядке: (показать ладошку пальцами вверх, все пальчики прямые, растопыренные в стороны) - Им весело, они играют в прятки. (закрыть ладошками глаза) - Где притаились, ясно и ежу, (сложить руками замок, растопырить пальчики – иголки) - Но я глаза зажмурю и вожу: (закрыть одной ладошкой глаза) - Один, два, три, четыре, пять (вторую ладошку сжать в кулачек и по счету поднимать по одному пальчику) - Ну, берегитесь: я иду искать! (погрозить указательным пальцем, развести руки в стороны и изобразить будто кого-то ловим)
«Повстречались» - Повстречались два котенка: "Мяу-мяу" (постучать мизинчиками друг о дружку и соединить кончики пальцев) - Повстречались два щенка: "Ав-ав" (тоже безымянными пальчиками) - Повстречались два жеребенка: "И-го-го" (тоже средними пальчиками) - Повстречались два тигренка: "Р-р-р" (тоже указательными пальчиками) - Повстречались два теленка: "Му-у!" (тоже большими пальцами) - Покажи, какие у них рога. (указательные пальцы приложить к голове и изобразить рога)
«Замок»
Скрепляем кисти рук - пальчик через пальчик, и получается замок.
- На двери весит замок, кто его открыть бы мог?
- Потянули-потянули, (тянем руки в разные стороны не разжимая пальцы)
- Покрутили-покрутили, (крутим то вверх, то вниз, поочередно то одной, то другой рукой не разжимая пальцы)
- Постучали-постучали, (стучим основаниями ладошек друг об друга не разжимая пальцы)
- Оп, замочек и открылся (разъединяем ладони и разводим руки в разные стороны).
«Синица»
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится. (попрыгать)
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок, (обернуться вокруг себя)
Чуть присела на минутку, (присесть на корточки)
Почесала клювом грудку (носиком вправо-влево наклоняя голову)
И с дорожки на плетень, (встать и попрыгать)
Тили-тень, тили-тень.
Большое внимание развитию мелкой моторики уделяют на развивающих занятиях в Детском центре развития "Умники и умницы"!
Перекопская 1 А
8-906-629-64-09 или на сайте: www.umniki-tula.ru
28.04.2012
Ответить
Маруся
Ага, знаем такую игру) Есть аналогичная, только начинать надо с мизинчика: Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл, этот пальчик чистить встал, этот пальчик жарить стал, ну а этот только ел - потому и потолстел)
13.03.2011
Ответить