Скажи, малыш...
ДругоеТак уж исторически сложилось, что почти все мои друзья и подруги стали мамами и папами почти в одно и тоже время, что и я. Поэтому наши детки примерно одного возраста (плюс-минус пару месяцев). Да и с мамами ровестников я знакомилась и в городе, и на даче. И вот, наблюдая за детьми и немного проанализировав, я пришла к некоторым закономерностям в развитие речи у детей. Коими и хочу поделиться. Но для начала хочется выделить один момент - это не чьи-то научные факты - это мои наблюдения и мое мнение по этому поводу. ИМХО в чистом виде))
Итак о том, что может повлиять так или иначе на разговорчивость малышей:
Для начала, хочется отметить такой немаловажный стопор развития разговорной речи, как нахождение ребенка в стресовой ситуации. Причем это не обязательно ругающиеся родители или развод семьи. Таким стопором может стать беременность мамы. Так у моей подруги дочка сначала очень бодро начала говорить первые слова. Причем полностью и довольно сложные - бабан (банан), мика (мишка), ку-ка-ку-ре-ку (ку-ка-ре-ку), откой (открой). А когда срок беремености подруги достиг 6 месяцев, девочка вдруг замолчала. Только папа да мама. И соску стала сосать активнее. Ведь девочка не знала, чем для нее обернется рождение сестренки. Она видела как мама собирает приданое, гладит пузико и пр. И ее это пугало - а вдруг сестренку мама будет любить больше. На момент рождения сестренке, девочке было 1 и 8. Прошло два месяца. Девочка увидела, что ее не стали любить меньше. И тогда она отказалась от соски. А чуть спустя - продолжила радовать родителей все новыми и новыми словами.
Причем о соске хочется сказать отдельно. Есть мнение, что пока малышь сосет соску, то он не будет говорить. И зачастую то же самое говорят и про бутылочку. Но вся правда лишь в том, что сосание соски - это банальный сосательный рефлекс. А сосательный рефлекс для малышей - это символ безопстности и спокойствия. Иначе говоря, дети просто "засасывают стресс". Поэтому соска не евляется причиной неразговорчивости, но является показателем, что ребенка чт-то тревожит и именно эта тревожность может ступорить разговорчивость. Причем в роли соски может выступать пальчик, пеленка, игрушка, кулачек и многое другое.
Следующий момент в развитие разговорчивости - это понимание малышом необходимости говорить. Малышь должен осознать, что слова облегчают жизнь. Так один знакомый малышь, которому уже 1 и 11, говорит только мама, папа и ба в разных тональных вариациях. А понаблюдав за ним, я заметила, что он все показывает жестами, а родители спокойно выполняют его жестовые просьбы. А на мою попытку сделать вид, что жесты я не понимаю, мальчик начал кричать и возмущаться. Конечно мама сразу же оказалась рядом и дала ему желаемое. Вот и вспоминается анегдот про "а раньше все было нормально".
К слову сказать, когда я приучала сына говорить, я так же делала вид, что жесты нек понимаю и говорила ему об этом. В начале он орал не хуже того мальчика, а потом быстро понял фишку и начал ловить слова просто на лету. Вот только вся разница в том, что я начинала сына учить говорить до года, а вто двухлетку так учить намного сложнее, т.к. характер уже берет свое и пересилить намного труднее.
А еще я считаю, что детям надо читать. Читать много и с выражением. А еще все-все называть. Изо дня в день, по нескольку раз. Смотреть с ним книжки и называть все в них. Да и просто очень много с ребенком говорить. В конечном счете, именно у нас ребенок всему учится - и говорить в том числе. А если мама и папа редко разговаривают с малышом и в присутствии малыша, то и ребенок не будет видеть необходимости в разговоре.
А еще я заметила, что то что ребенок получит в любом случае, он называет без особого усердия (сокращает до первого слова, сильно искажает), а вот стратегически важные слова дети говорят максимально четко, чтобы быть уверенным, что его запрос будет абсолютно точно истолкован)) Так у нас "Ка" - это и каша, и картошка, и капуста. А вот хлеб (хыб), булка(булька), печенька (пече-ку), сушка (суска), дать, банан, суп, сыр (сииир) - сын говорит четко и так чтобы его точно поняли))