Правы ли японцы?

"Как ни странно, сами японцы ни о какой «японской методике воспитания» не знают. Их общество исторически сложилось так, что основной принцип «японской методики» - «до пяти лет - царь, до пятнадцати - раб, после пятнадцати - равный» невозможен. В стране, которую веками раздирали войны, в стране, большая часть которой является сейсмоопасным районом, в стране, где цунами - не страшная сказка, а периодически случающееся стихийное бедствие, бесконтрольный ребенок обречен на смерть. Если добавить к этому, что традиционно японские семьи были многодетными, и матери приходилось следить сразу за несколькими детьми, становится очевидно, что дети в японской культуре не могли расти в условиях вседозволенности. Сомнения вызывает и утверждение, что ребенок после пятнадцатилетия становится «равным». В стране с жесткими патриархальными традициями панибратство и равенство между подростком и старшим поколением невозможно, недопустимо и возмутительно. К тому же, никаких жестких переходов от одного стиля воспитания к другому в японской культуре нет. С самого раннего возраста и до полного возмужания и родители, и общество воспитывают в ребенке чувство ответственности и дисциплинированность. Делается это иными, чем в европейских культурах, методами, но ни вседозволенности, ни жестокости в воспитании японцы себе не позволяют. Так откуда же, если не из Японии, появилась «японская методика воспитания»? Как ни странно, зародилась эта система в... России, в шестидесятых годах двадцатого века. На заре своего существования она называлась «кавказская система воспитания». Считалось, что именно так воспитывают будущих джигитов. Правда, срок окончания «рабства» сокращался с 15 до 12-летнего возраста.В девяностых годах двадцатого века началось активное взаимопроникновение российской и кавказской культур. И «кавказская система воспитания» неожиданно сменила «гражданство», став «японской методикой», но сохранив свои основные принципы. Что же... происхождение методики, конечно, оказалось мифом. Но название, как известно, на эффективность не влияет. И не важно, в Японии или в горах Кавказа зародилась система воспитания, если она дает хорошие результаты. А вот дает ли? Действительно, каковы на самом деле результаты воспитания ребенка в позиции «царь-раб-равный»?Дитя - царь. Методика утверждает:Первые пять лет жизни «японская методика» постулирует отказ от каких-либо запретов и ограничений. Ребенок не должен сдерживаться запретами. Базовое доверие к миру и творческие способности должны формироваться без постороннего вмешательства, так, как велит природа, а не так, как навязывают взрослые. Формируется базовое доверие к миру как к дружественному месту, уверенность в себе, безмятежность.Комментарии психолога.В первые годы жизни у ребенка формируется так называемая «картина мира», то есть совокупность представлений о мире, составленная ребенком на основе набранного им жизненного опыта. Ребенок должен проделать очень важную работу - систематизировать все свои знания об этом мире, чтобы понять, что из себя этот мир представляет, каковы его особенности и закономерности, чему можно доверять, а чего опасаться. Где находится в этом мире его, ребенка, место, каковы границы того, что ребенок может себе позволить. Формируется отношение к миру, к окружающим людям. Казалось бы, с этой точки зрения ситуация как раз развивается очень удачно для ребенка: мир - доброжелательное место, где ничего ему не угрожает и где он может все. Но посмотрим с другой точки зрения. У ребенка формируется картина мира. Базовая картина мира, которая будет лежать в основе всех последующих взаимоотношений с миром. И эта, базовая, ключевая картина мира формируется искаженной. Не заложено представление о рамках дозволенного. Не заложено представление о разрешенном и запретном. Не заложены основы уважения к старшим, представление об авторитете взрослого человека, в том числе - о родительском авторитете. Не заложены навыки взаимодействия с другими людьми как с полноценными и равноценными. Не заложено представление о возможной опасности, угрозе, он не готов к столкновению с агрессией со стороны другого человека. То есть, ребенок, которому в скором времени нужно будет идти в школу, где он окажется погруженным в социум и оторванным от родителей, не имеет адекватного представления о мире, в котором ему придется жить и действовать. Вместо социально приспособленного, предприимчивого и жизненно активного, творчески одаренного и легко адаптирующегося лидера мы получаем избалованного ребенка, не признающего запретов и не умеющего договариваться со сверстниками. Дитя – раб С точки зрения «японской методики», в этот период ребенок должен усвоить правила поведения в социуме, научиться дисциплине и сдержанности. Ему отводится десять лет на приучение к порядку, развитию трудолюбия, ответственности и самостоятельности. По истечении этих десяти лет ребенок должен вырасти в полноценного и самодостаточного молодого человека. Комментарии психолога Итак, пятилетие ребенка отпраздновано. Задуты свечи, убран торт. И вот наступила новая веха в жизни ребенка. И в его уже привычный и налаженный мир вторглись странные слова: «нельзя», «должен», «надо», «нет»… много странных и непонятных слов, которые просто не могут иметь к нему отношения. К кому угодно, но не к нему. Родители… родители тоже ведут себя странным, неправильным, недопустимым образом. Они не выполняют желаний. Они запрещают. Они делают нечто совершенно невообразимое и ужасное: они наказывают. Этого никогда не было, и потому быть не может. Это страшнейшая психическая травма, крушение базовых элементов картины мира ребенка. Весь жизненный опыт, все долгие и насыщенные пять лет его жизни подвергаются сомнению из-за ужасного и необъяснимого поведения родителей. И ребенок начинает отчаянно бороться за свой привычный мир, за свои права, за все, что до сих пор составляло его жизнь. У ребенка мало способов бороться с произволом взрослых. Но те, которые есть, весьма эффектны и эффективны. Крик. Плач. Истерики. Падение на пол (землю). Намеренное битье собственной головой о предметы. Голодовки. Расшвыривание и намеренная порча вещей. Обвинения родителей в том, что они «не любят», «ненавидят», «хотят избавиться», «чужие родители, не мои» создают родителям настолько интенсивный прессинг, что твердая решимость родителей начинает превращаться в злость и агрессию. И начинается война. От того, чья воля сильнее, чья решимость больше, зависит исход этой войны. • Если волевому ребенку удается переломить своих менее решительных, чем он, родителей, ситуация вседозволенности возвращается. В этом случае ребенок и дальше продолжает воспитываться в условиях вседозволенности и отсутствия запретов. Однако попытка ввести в его жизнь дисциплину не проходит бесследно. Ребенок понял: взрослые способны покуситься на его права. Он становится менее отзывчивым и доверчивым, чем прежде, так как его доверие к родителям ослаблено «войной за дисциплину». Теперь с ним гораздо труднее договориться и убедить в чем-либо: родители однажды уже поступили ужасно, нельзя им верить, нельзя идти у них на поводу. Ребенок растет эгоистичным и неконтролируемым. Значимого взрослого, к которому он прислушивается, больше нет. • Если воля ребенка и решимость родителей равноценны, начинается долгая, затяжная война. Ребенка принуждают, заставляют, наказывают. Ребенка «ломают». Ребенок сопротивляется и мстит. Ребенок начинает озлобляться, становится агрессивным, жестоким к сверстникам и животным. Подлым по отношению ко взрослым. Ребенок не сломлен, но вынужден временно подчиниться. Однажды он наберется сил и ответит. Но пока ему остается только копить обиды и ждать. • Если решимость родителей превосходит волю ребенка, последнему все-таки приходится принять новые правила игры. Картина мира, в котором он был величайшим сокровищем, а родители – любящими и готовыми все предоставить и все простить, разбита и разрушена. Ребенок дезориентирован. Он потерял доверие к миру и к родителям. Он потерял веру в себя. Он вынужден подчиняться правилам и запретам, смысла которых не понимает. В нем поселился страх насилия и агрессии. Ребенок становится покорен, но те самые качества, ради которых его воспитывали в условиях полной свободы и вседозволенности – доверие к миру и стремление к творчеству – утеряны, скорее всего, безвозвратно. Со временем ребенок привыкнет к новым правилам и порядкам, начнет смеяться и улыбаться, но нанесенная ему травма не излечится уже никогда. Прежней безмятежности, уверенности в себе и доверия к миру ребенок не вернет. Справедливости ради, стоит заметить, что есть и четвертый вариант развития событий. Вариант, в котором родители не принуждением, а кропотливой и долгой работой над ошибками, нередко в тесном сотрудничестве с опытным психологом, смогут все-таки вырастить из своего ребенка ответственного, чуткого и верного соратника, полноценного члена общества и самодостаточного индивидуума. Но это будет очень долгий и трудный путь, куда более тяжелый, чем традиционное воспитание. Всегда проще начинать с самого начала, чем исправлять допущенные ошибки, и воспитание ребенка – не исключение.  Дитя – равныйСогласно «японской методике воспитания», к пятнадцати годам воспитание ребенка считается оконченным. Он получил все необходимые навыки, развился в полноценную личность, способную принимать взвешенные решения и отвечать за свои поступки, и теперь ему остается лишь получать образование и набираться жизненного опыта. Комментарии психологаВыше мы рассмотрели варианты развития событий и, как следствие, пути развития личности ребенка. Итак, каким же будет ребенок, выращенный при помощи «японской методики воспитания»? • Ребенок – «победитель», который отстоял свое право на вседозволенность. Конечно, за эти годы ему пришлось смириться с некоторыми требованиями социума и принять некоторые правила поведения, но стремление к вседозволенности осталось. Понятие «плохой поступок» для него осталось размытым. Плохой поступок может быть совершен по отношению к нему. Но он сам такого совершить не может. Любой его поступок – априори хороший, даже если все, абсолютно все кроме него самого, считают иначе. Отношение к родителям – потребительское: они должны. Должны все – обеспечивать потребности, покупать вещи, давать карманные деньги, улаживать конфликты. Он родителям не должен ничего. • Ребенок – «воитель», который не смог переломить решимости родителей, но и сам не сдался. Наиболее противоречивый тип развития личности. Он может вырасти озлобленным хулиганом, а может попасть под влияние постороннего, но значимого для него взрослого и стать практически кем угодно. Такой ребенок часто ищет замену своим родителям в посторонних людях. Агрессия, ожидание враждебности от незнакомцев, недоверие к миру останется с ним навсегда. Но эти черты могут быть скомпенсированы воспитанием и обращены на пользу и самому ребенку, и обществу. Однако, это будет заслугой не родителей, а значимого стороннего взрослого. Отношения с родителями у такого ребенка будут напряженными, полными конфликтов и взаимных обид. По существу, каким бы ребенок - «воитель» ни вырос, для родителей он потерян.• Ребенок – «побежденный». Он принял правила игры и утерял себя. Он покорен и боится агрессии. Он уступает любому напористому и уверенному в себе человеку. Он не имеет четкой цели в жизни, ему все равно, куда идти после школы, где учиться, кем работать. По отношению к родителям часто испытывает страх и чувство вины. Нередко – своеобразную любовь-страх и любовь-вину. Личную жизнь строить не спешит. Нередко остается с родителями до преклонного возраста, не пытаясь обрести самостоятельность. Как мы видим, «японская методика воспитания» не оправдывает тех жертв, которые приносят родители во имя воспитания своего ребенка, не оправдывает возлагаемых на неё надежд, и приносит прямой вред как ребенку, так и семье в целом. Это неудачная концепция, придуманная не имеющими ни психологического образования, ни достаточного опыта в воспитании детей людьми."
06.09.2012
я думаю, что у каждой нации, народа свои отличительные черты. и не надо брать чужие, когда есть свои хорошие традиции - больше любви и внимания ребенку, будет меньше капризов)))) у японцев очень большой процент самоубийств, именно от жеткости правил с детства. уже сами японцы признают, что для психики ребенка лучше начинать с рождения давать определенные правила постепенно и не исполнять все капризы до 5 лет. потому что потом ребенок в 5 лет не может понять почему было так, а теперь резко по другому - а это очень большая психологическая травма на всю жизнь.
06.09.2012
а почему не на спартанцев? слабаков сразу, после рождения, с обрыва....Ну а ежели на японцев, то и к самоубийству надо научить готовиться. Чуть накосячил-харакири. По моему, нужно равняться не на японцев, древних славян,викингов и т.д, а на достижения современной психологии.
05.09.2012
Не сомневайтесь, что традиционно сеппуку (харакири) преподносилось детям с детства :)))) Обряд должен был быть совершенным по всем правилам, чтоб было красиво, а семья гордилась отточенным мастерством своего сына, брата, отца.....
05.09.2012
Какие молодци!
05.09.2012
05.09.2012
а самый высокий процент самоубийств вас не настораживает? И еще они лет до 6 безымянные ходили, что зря привязываться то? Вот если не убьется, тогда молодец, заслужил)))
05.09.2012
Почему меня должен он настораживать? Своего ребенка мы не воспитываем японцем, хотя я тащусь, когда его папа говорит, что оденет на него соломенные  лапти и отправит в магазин за хлебом в 6 лет :)
05.09.2012
по-моему, если это на уровне нации - то ещё можно. а в единичном проявление пахнет сумасшествием мамаши)))
05.09.2012
Следовать можно, если сам такой, то есть дисциплинированный, строго иерархичный, трудноголик без фантазии
05.09.2012
Тема запретов и реакция на них. Мой опыт... Девочки, как вы приучили детей одеваться самостоятельно?