40 способов безоценочной похвалы, или надо ли говорить ребенку: "Молодец" ?!

Да уж, точно, какой ужасный паразит... И ведь если я говорю сыночку, ты так много съел, ты складываешь игрушку...и т.д. Это звучит не так эмоционально, как ты молодец, или ты умничка! Самое интересное, что Никитенок, если я говорю: Никита умничка. Отвечает мне: Да:) А он же еще и говорить не умеет, но уже понимает слово умничка:)
04.02.2013
Вот мы стараемся просто не зацикливаться на этом слове, постоянно его вставляя по любому поводу) А так они всегда умнички и молодечики априори))
04.02.2013
не вижу ничего  страшного в слове молодец, если  после него сразу объяснить а в чем молодец: молодец, ты ровно нарисовала ... молодец, ты так быстро убрала игрушки... молодец, ты так здорово танцевала....
30.11.2012
Да я и сама так делаю!)) Но фишка вот какая, если взять противоположность - плохой поступок. Мы же никогда не скажем: "Ты плохой ребенок, ты ударил папу". Мы скажем: "Ты поступил плохо, папе больно, он очень расстроен". Так вот, положительная оценка личности тоже мешает ребенку правильно развиваться и оценивать себя...) Если будет время почитайте ссылку (и коменты) Хвалить? Да! Но как?
30.11.2012
Я долго искореняла в себе это Молодец))) Вроде получилось:) Когда прочитала информацию на эту тему, резко расхотелось оценки выставлять не только ребенку, но и мужу))
29.11.2012
Я тоже буду теперь стараться не злоупотреблять такой похвалой! А так тяжело это вообще. Молодец - просто всегда непроизвольно выскакивает!
30.11.2012
У меня есть пост примерно на эту же тему: http://www.babyblog.ru/user/olcheg/3015037 Причем там как раз предлагается уйти от "молодец-молодец"... Посмотри. ...Так вот еще летом я искала материал на эту тему и нашла нечто похожее на то, что ты написала. Прям таблицы "похвалюшек", только на англоязычных сайтах... Мне самой нравится идея хвалить детей разными словами (как минимум расширяет словарный запас и тебе и ребенку), но я пока не сильно продвинутая мама, поэтому не всегда вспоминаю, что нужно не восторженно хлопать и говорить МОЛОДЕЦ!!!,,а подумать и сказать: "как эффектно и эстетично получилось, достойно похвалы, браво!))))"
29.11.2012
Ну я решила, что тоже нужно перестать говорить Молодец! У меня это прям, как слово-паразит уже!
30.11.2012
Вечером пришел Вовчик и сказал, что если я сейчас встану из-за стола и скажу: "Спасибо! Ты молодец!" и похлопаю по спине, то тебя вряд ли это порадует, - "Скорее, я объясню, за что именно спасибо!")))
30.11.2012
Вот это зачет!!!!)))))) супер! Пойду Коле расскажу!!! Володе - респект!)))
30.11.2012
Читаю комменты в твоем посте - Я хвалю, Я конечно хвалю, Хвалю еще как!!! Блин, это тоже old school, или просто наши заморочки...)))
30.11.2012
Поищите к гугле про "молодец". Сразу перехочется так хвалить) 
29.11.2012
Да, я озадачилась этим вопросом как раз) Так что посмотрю!
29.11.2012
Чаще всего говорю "Как здорово у тебя это получилось!" Или уже из контеста, " Как аккуратно ты сложил свою одежду!" "Как быстро тебе удалось одеть ботинки" Смысл в том, чтобы обратить внимание ребенка на его личное достижение.
29.11.2012
Но при этом говорить ли молодец или нет?)
29.11.2012
Скорее нет. Редко.
29.11.2012
Интересно) Оля, а почему нет? Расскажите в двух словах Вашу точку зрения!
29.11.2012
Ребенка не надо приучать что-то делать за конфетку или похвалу, тем более то, что он делает для себя ( аккуратно одевается, убирает за собой игрушки, учится и тд), но важно показывать, что вы цените его достижения. Потому я иногда по делу говорю "Даня, мне очень приятно, что ты так здорово ...." И само собой говорю о своих чувствам там, где его действия или слова обращены ко мне "Мне очень приятны твои комплементы" "Спасибо, что отвлек Дашу и дал мне позавтракать, мне приятно, что ты обо мне заботишься". Просто слово Молодец мне кажется ни о чем ребенку не говорит, точнее несет слишко мало информации.
29.11.2012
Согласна)
29.11.2012
По-моему, важно не ТО, что он сделал, а важно ТО, что сделал это ОН! :)) А эти все: грандиозно! великолепно! - лицемерие, а вот молодец - это похвала его старательности, оригинальности и тд и тп :)
29.11.2012
Да достаточно сложно искренне сказать: Эффектно!!))) Наверно нужно сочетать и то, и другое, типа: "Круто сделано, молодечик!))"
29.11.2012
Взрослым иногда хочется услышать молодец, что уж говорить о детях...:)
29.11.2012
Даш, есть такая статья Альфи Кона Пять причин перестать говорить "Молодец!" Короче хвалить оценочно очень хочется, но не понятно стоит ли...
29.11.2012
Тоже сходила почитала по ссылке. Спасибо! Даже не вникала. А ведь верно, черт побери. Надо будет перестраиваться. не задумывалась, но меня-то саму просто корежит от маминого "молодец"! Если разобраться, корежит оттого, что мама может подумать, что мне важна ее похвала и что ее похвала может быть мотивом моих действий. Я молодец-зависимая, но интересно - с годами это переросло во внутренний бунт по отношению к родительской похвале, а вот в отношениях с другими зависимость явно есть. 
29.11.2012
Да я тоже поняла, что САМА такой похвалы не хочу в некоторых случаях. Вечером пришел муж и сказал, что если я сейчас встану из-за стола и скажу: "Спасибо! Ты молодец!", то тебя вряд ли это порадует, - "Скорее, я объясню, за что именно спасибо!" А для ребенка это еще важнее, мне кажется, чтобы он слышал не просто похвалу в свой адрес, а объяснение правильности сделанного поступка и его результата.
30.11.2012
Эльвира, если будет время, то вот еще Вам ссылка (читайте с коментами=) Хвалить? Да! Но как?
30.11.2012
Спасибо!
02.12.2012
по моему автор высасывает из пальца проблему, оторой не существует)))) вот я бы предложила рассмотреть проблему такого диагноза-феномена как "мамочка", который характеризуется излишней тревожностью, мнительностью и нездоровым интересом к несуществующим проблемам)
29.11.2012
Я так поняла, что безоценочная похвала это принцип многих методик воспитания и развития ребенка. Что в принципе оценка мешает ребенку! А "мамочка" - это дааа)))
30.11.2012
А, гениально? Супер? Офигенно? Это не оценка? :))) по-моему, масло масленое :)))
30.11.2012
Да я тоже об этом думала, но это типа более отстраненная похвала, не личности, а проделанной работы. Нельзя же вообще молчать!))) Хочу поинтересоваться завтра у нашего монтессори-педагога, как они это объясняют!)
30.11.2012
Это высасывание надуманной теории из воздуха, очевидно же :) Вы привели пример внизу про молодец после ужина. Есть такое понятие, как фразеологические клише. Сейчас объясню: мы говорим вилка лежит, а стакан стоит...почему бы, отчего? Почему стакан у нас не лежит, а вилка не стоит, по сути-то одно и то же. Но в нашем сознании это уже устоявшиеся выражения, которые с взрослением воспринимаются, как норма. Стаканы стоят, а ложки-вилки лежат, птички на столе сидят...хотя они по сути стоят на ножках и так далее. Вы понимаете всю тонкость нашего восприятия? Попробуйте объяснить это иностранцу, он сойдет с ума! Поэтому в России никогда никто не скажет после ужина: спасибо, молодец! (ну или в случае, когда хочется подчеркнуть отношения: хозяин-прислуга).Оно даже в речи звучит довольно грубо и коряво. Скажут примерно: молодец, так вкусно приготовила, молодец, у тебя сегодня такая рыбка вкусная и так далее. Поэтому не стоит доводить до абсурда тему употребления каких-то слов и похвал. Автор статьи из другого мира и другой культуры, у них там свои обычаи и традиции, и, возможно, слово "молодец" в его стране несет совершенно иной смысл, чем наше русское "молодец". Шире нужно мыслить, учитывая и культуру людей, и языкознание, и психологию человека. Недаром существует психология народов, которая подчеркивает разное восприятие одних и тех же вещей и слов, обусловленное разным культурным воспитанием и мировоззрением. А нашими...что нестандартно - то хорошо. А думать-то...думать-то когда уже будут начинать? 
30.11.2012
Ну вроде вилка лежит, а стакан стоит в любом языке, зачем это объяснять иностранцу...))) А похвала она и в Африке похвала...А если шире мыслить, то, что плохого обратить внимание на работы иностранных социологов и психологов. Всегда интересно изучать что-то новое и как раз думать! (имхо)
30.11.2012
Ага, попробуйте объяснить, а потом говорить о том, что вы говорите об одном и том же :))))А насчет взглядов, что даже Андреева в своих пожеланиях обращала огромное внимание на то, что нужно относится с некоторой острожностью к зарубежной соц. психологии, так как это является примером другой культуры, которая в основном занималась эмпирическими исследованиями по заказу общества, у нас совсем другая ситуация и менталитет другой и запросы общества дургие, не все, что зарубежное - хорошо и истина :)))
30.11.2012
Ну все равно похвала,она и есть похвала в любой стране (имхо)))Ну вот мне, например, нравятся работы Марии Монтессори, Мазлиш и Фабер, Сесиль Лупан. Я вижу, что мне близки их идеи и труды. Короче, понятно, что сколько людей, столько и мнений
30.11.2012
Потому и хочется, что с детства привыкли, что если что-то хорошо сделал, посторался, то хвалят: "молодец", уже такую привычку выработали с младенчества, вот и хочется на уровне подсознания!
29.11.2012
Точно))
29.11.2012
Да какая разница-то по сути, ну вдумайтесь)))
29.11.2012
Я как раз много на эту тему думала ,читала. Вот недавно была на психологическом семнаре для родителей, там рассказывали как раз  о том же. Что елси ребенка хвалить оценочно, то он воспринимает, что хороший, когда что-то хорошо сделал. И даже если Вы его не руаете при неудачах ,но просто не говорите "молодец", то он это воспринимате, как личное поражение, что он уже не хороший, ведь не похвалили. Т.е. одно дело хвалить самого человека ,а другое дело, его поступки, действия. Если ребенка хвалить за децствия, т.е. не "модлодец", а "у тебя хорошо получилось", то когда действие не удалось и никто не хвалит, ребенок не относит это к себе лично, а именно к тому, что сейчас у него не вышло, но он от этого хуже не стал. У него самооценка не падает при неудаче, в ледующий раз лучше выйдет. А у ребенка, которого все время хвалят "молодец", "ты умница" и т.д., складывается ощущение, что его хорошесть зависит от упешного выполнения дейсвий. Плохо сделал - падает самооценка ,мол я уже не "молодец". И тогда он в будущем будет хотеть что-то делать: учиться, работать и т.д. только для того, чтобы его хвалили. Т.е. его лично, а не его работу. И выходит, что он растет неуверенным в себе, т.е. уверенности придает похвала со стороны. Сумбурно написала.
30.11.2012
А как вы считаете, если он сделал плохо, нужно восторженно орать: гениально? Это же чистой воды вранье :) Меня хвалили молодец, разве я не уверенная в себе личность? Дудки :) нужно хвалить по ситуации, а не по книгам :)
30.11.2012
Про "гениально" тоже считаю перебор. Надо по сути хвалить. Как раз перехваливать восторгами тоже вредно.Важно, что бы похвала была адекватной. Просто, многие только и говорят ребенку: "молодец! Молодец!" и больше ничего. Нарисовал цветок - молодец!. Съел кашу - молодец! Приодолел себя, сам пошел и почистил зубы - молодец!. Т.е. никакого разнообразия, адекватного ситуации. И ребенко порой не понимает, за что он "молодец"  или понимает это как-то посвоему. Он может начать хотеть что-то сделать просто ради того, чтобы услышат молодец и если вдруг в школе его не будут этим словом хвалить, то он сразу потеряет интерес к занятиям. Хвалить надо так ,чтобы ребенко понял, про что это, за что. Нарисовал цветок кое как, но до этого вообще не хотел рисовать, дурью маился - "хорошо, что ты сел, попробовал, и цвета хорошо подобрал ,мне приятно, что ты нашел сбее дело". А если вдруг лучше чем обычно нарисовал, то другая похвала - "ты хорошо постарался, смотри, эти липестки такие ровные вышли, а стебель очень живой". Т.е. ребенко учится сам оценивать свои работы, ему приятно внимание, так он будет еще лучше рисовать, и знать, что именно хорошо. А сказать "гниально" - это тоже амое ,что молодец ,не адекватно! Т.е. по мне, молодец - слишком краткая форма, которая не дает толчок развития для детской мотовации, осознанности.ю а в чем-то даже тормозит.
30.11.2012
Как это он не понимает, за что он молодец? Если работа проделана, и ему говорят молодец, он понимает, что сделал что-то хорошее. Если работа проделана, и ему говорят, какой ты хороший парень, так аккуратненько...он опять же понимает, что сделал что-то хорошее :))) я не вижу разницы, это все мамские заморочки)
30.11.2012
Тогда уж не мамские, а заморочки психологов профессиональных :). Не понмиаете, значит, Вам это не нужно, Вам и без этого знания хорошо. Одно дело ты хороший, а другое дело, что ты что-то хорошо сделал. Разве одно равно другому? Если равно, тогда если ты плохо сделал, то ты плохой. Вот в чем дело. и это вредно так считать, а многие так именно и думают (и врослые и дети). получил "2", значит, я плохой, самооценка понижается.
30.11.2012
Молодец - это ты сделал хорошо! Очевидно же! Не переворачивайте в свою сторону :)))) В психологии куча всяких направлений и заморочек, но это не значит, что все из них достойны особого внимания человека, некоторые психологи-бизнесмены делают деньги на своих новых пустых теориях, высасывая из пальца несуществующие проблемы :) Ну вообще-то 2 - это правда плохо, только это зависит от реакции родителей, как эту 2 научить воспринимать ребёнка, как трагедию всей жизни или же как просто неудачную работу...И тут уж родительская забота и их отношение. Сколько в ББ своих детей третируют за 4!!!!! Повторяю - за 4!!! Они даже за 5 никогда не говорят молодец, а воспринимают, как должное. А вы о каких-то эфимерных похвалах...которые звучат-то неестественно, как-то по-книжному :) Пожалуй, закруглюсь, ибо одно и то же да по 600 раз :)
30.11.2012
Говорить конечно надо адекватно и не врать, дети же все это чувствуют. Зачем кричать гениально, можно сказать - ты хорошо потрудился, в следующий раз будет еще лучше. Вообще я думаю, они предложили варинты похвалы работы малыша, которыми можно заменить привычную похвалу ребенка, чтобы не повторять одно и то же изо дня в день.
30.11.2012
Но он же плохо потрудился...он же это прекрасно понимает)зачем так поступать с ребёнком?
30.11.2012
Я сейчас говорю в отношении творческих работ малыша!) Тут все-таки присутствует доля субъективности. Может малыш трудился весь урок, а вышло то, что вышло. Тебе не нравится, а папа скажет - это ж гениально!) А какой-то нехороший поступок - пнул собаку - я считаю, неправильно говорить - ты плохой! то есть судить о личности! а это кстати противоположность - ты молодец (тоже суждение о личности, только со знаком +) 
30.11.2012
Стараюсь находить творческий подход... Важные правила первых занятий физкультурой.