Молодец или не молодец.
Статьи, ссылки, литер-ра про детейТо здесь то там пишут и читают прекрасно написанную статью о похвалах. Мне интересно сказать несколько слов против. Я просто психолог. Психотерапевт, я просто принимаю индивидуально в год семей 50, я провожу в год консультаций 200- это мало, есть специалисты лучше и по знаменитей. Я не претендую на то, что мое мнение единственно правильное, но хочу покритиковать авторов, которые, возможно больше меня знают и умеют. Ибо должно быть много мнений. В этом плане мне боязно. А еще я мама, просто любящая мама.
Справедливости ради хочу заметить, что эта точка зрения, описанная в статье имеет место быть. Но есть много "но". Начнем.
- Пройдитесь вдоль детской площадки, зайдите в школу или появитесь на дне рождения ребенка, и вы можете быть абсолютно уверены в том, что неоднократно услышите "Молодец!".
📍Возможно в Америке так дело и обстоит, но у Нас нет. В России я слышу, приближаясь к площадке иное, скорее ругают детей и много чего нельзя им. Драться, кусаться, жадничать, выходить за пределы площадки...
Чтобы не было недоразумений, давайте сразу решим, что в статье ни в коем случае не ставится под сомнение важность поддержки и одобрения детей, необходимость их любить, обнимать их и помогать им обрести хорошую самооценку. Похвала, однако, это совершенно другая история. Вот почему.
1. Манипуляция детьми.
Предположим, вы хвалите двухлетку за то, что он не проливает суп, или пятилетку за то, что он убирает свои художества. Кто выиграет от этого? Возможно, слово "Молодец!" больше направлено на наше удобство, чем связано с эмоциональными потребностями детей?
Рита Ди'Райс (Rheta DeVries), профессор педагогики в университете Северной Айовы, называет это "подслащенным контролем". Очень похоже. Заметные награды, как и, впрочем, наказания, являются способом сделать так, чтобы дети соответствовали
Причиной того, что похвала может работать в краткосрочной перспективе заключается в том, что дети жаждут нашего одобрения. Но перед нами встает ответственность
📍Очень сложно говорить о том, что воспитание-это не манипуляция. Воспитание-это манипуляция. Мы манипулируем детьми, чтобы они держали ложку, складывали игрушки, даже рассказывая сказки, мы спрашиваем о смысле- эта манипуляция. Чтобы ребенка научить пользоваться ложкой, а не руками, нам нужно не только показывать как правильно, а можно, манипулируя, посеять в его голове мысль, что так красиво, так правильно. "Конечно, руками удобнее, но посмотри, все грязное вокруг. И ручки и стол". В этом плане, "молодец"- это показ границ, допустимых норм. Нельзя такое писать в интернете, могут посчитать за пуританство, но в Европе слишком размыты границы. В России да, четко проставлены. Поэтому русская мама ставит своему ребенку сама "что такое хорошо, а что такое плохо" это никоем образом не касается того, что ребенок не рассуждает. Наоборот. Когда у ребенка есть границы- режим дня, зарядка по утрам, обед, по выходным музей или театр, утром занятия. Ребенок в ритме, ему не нужно отвлекаться на построение границ, он спокойно может играть (свободная игра-самое важное в развитии ребенка), рассуждать о том почему перевернутый на спину жук не может взлететь, и зачем Маша забирает лопатку, а не просит.
2. Создание "похвальных" наркоманов.
Конечно же, не всякая похвала рассчитана на то, чтобы контролировать детское поведение. Иногда мы хвалим детей просто потому, что радуемся их поступкам. Впрочем, несмотря на то, что похвала иногда работает, к ней необходимо очень внимательно присмотреться. Вместо того, чтобы укрепить в ребенке чувство собственного достоинства, похвала может сделать его еще более зависимым от нас. Чем больше мы говорим: "Мне нравится, как ты ...", или "Хорошо сделал ...", тем меньше они учатся формировать собственные суждения, и тем больше дети привыкают полагаться только на наши оценки, на наши мнения о том, что такое хорошо и что такое плохо. Все это приводит к односторонней оценке детьми своих слов. Верными будут считаться лишь те, что вызовут у нас улыбку или получат наше одобрение.
Мэри Бадд Роу (Mary Budd Rowe), ученая из Университета Флориды, обнаружила, что студенты, которых хвалили не скупясь их преподаватели, были менее уверены в своих ответах и более склонны к тому, чтобы использовать вопросительную интонацию в своем голосе ("Эм, семь?"). Они, как правило, быстро отступали от своих идей, как только взрослые не соглашались с ними. Они были менее склонны как к упорству в решении сложных задач, так и в том, чтобы поделиться своими идеями с другими студентами.
Короче говоря, "Молодец!" ни в чем не убеждает детей, и в конечном счете, делает их более уязвимыми. Может даже возникнуть порочный круг: чем больше мы будем хвалить, тем больше это будет детям нужно, поэтому мы будем хвалить их ещё больше. Грустно, но некоторые из этих детей вырастут во взрослых, которые также будут нуждаться в том, чтобы кто-нибудь погладил их по головке, и сказал им, что они все сделали правильно. Конечно, мы не хотим такого будущего для своих дочерей и сыновей.
📍Здесь я согласно. Все дело в балансе. Но повторю, у нас в России с похвалой дело обстоит иначе. В нашем менталитете мало хвалят, больше ставят в угол, критикуют. Нет ни одной пословицы про похвалу, где говорится, что это хорошо. В нашем менталитете принято:
Короче говоря, "Молодец!" ни в чем не убеждает детей, и в конечном счете, делает их более уязвимыми. Может даже возникнуть порочный круг: чем больше мы будем хвалить, тем больше это будет детям нужно, поэтому мы будем хвалить их ещё больше. Грустно, но некоторые из этих детей вырастут во взрослых, которые также будут нуждаться в том, чтобы кто-нибудь погладил их по головке, и сказал им, что они все сделали правильно. Конечно, мы не хотим такого будущего для своих дочерей и сыновей.
📍Здесь я согласно. Все дело в балансе. Но повторю, у нас в России с похвалой дело обстоит иначе. В нашем менталитете мало хвалят, больше ставят в угол, критикуют. Нет ни одной пословицы про похвалу, где говорится, что это хорошо. В нашем менталитете принято:
"Доброе дело само себя хвалит"
"Иная похвала стоит брани."
3. Кража детского удовольвствия.
Вместе с тем, что может возникнуть зависимость, есть еще одна проблема: ребенок заслуживает право получать удовольвствие от собственных достижений, чувствовать гордость за то, что он научился делать. Кроме того, он заслуживает право самостоятельно выбирать, какие чувства испытывать. Ведь каждый раз, как мы произносим "Молодец!", мы говорим ребенку, что он должен считать и как себя чувствовать.
Вместе с тем, что может возникнуть зависимость, есть еще одна проблема: ребенок заслуживает право получать удовольвствие от собственных достижений, чувствовать гордость за то, что он научился делать. Кроме того, он заслуживает право самостоятельно выбирать, какие чувства испытывать. Ведь каждый раз, как мы произносим "Молодец!", мы говорим ребенку, что он должен считать и как себя чувствовать.
Обычно родители говорят "молодец", видя на лице ребенка удовольствие. Я не вижу связи между чувствами ребенка и словом "молодец", говоря "молодец" мы говорим ребенку, что МЫ считаем правильным. Или мы должны лукавить и пусть ребенок сам думает правильно ли он сделал разрисовав асфальт. А правильно ли рисовать на стенах?!
Конечно, бывают случаи, когда наши оценки к месту, и наше управление необходимо (особенно малышам и дошкольникам). Но постоянный поток оценочных суждений не является ни полезным, ни необходимым для детского развития. К сожалению, мы так до конца и не поняли, что "Молодец!" является точно такой же оценкой, как и "Ай-ай-ай, как плохо!". Наиболее характерным признаком позитивного суждения является не то, что оно позитивное, а то, что оно суждение. А люди, в том числе и дети, не любят, когда их судят.
Мы всё оцениваем, батарея белая, стиль модерн мне больше по душе чем борокко, грустные люди милее веселых. Волосатые мужчины, самостоятельные дети. Безоценочное принятие- это утопия.
Я нежно люблю моменты, когда у моей дочери что-то получается сделать в первый раз, или она сделала что-то лучше, чем когда-либо делала раньше. Но я стараюсь не поддаваться "безусловному рефлексу", и не говорю "Молодец!", потому что я не хочу уменьшить её радость. Я хочу, чтобы она радовалась вместе со мной, а не смотрела на меня, пытаясь увидеть вынесенный мною вердикт. Я хочу, чтобы она воскликнула "Я сделала это!" (что она часто и делает), вместо того, чтобы неуверенно спрашивать меня "Ну как? Хорошо?".
📍Моя дочь, сделав поделку не спрашивает меня "на как хорошо?", хотя я и поддаюсь "рефлексу". И радуемся мы с ней, а иногда она сама радуется, и слово "молодец"- не мешает и не помогает этой радости. Она знает, что ее картины могут мне нравится, а могут и не нравится. От этого она не перестает рисовать. У нее есть свое мнение и иногда оно не совпадает с моим.
4. Потеря интереса.
Из "Хорошо нарисовано!" могут получиться дети, которые будут рисовать лишь до тех пор, пока мы будем смотреть (как они рисуют) и хвалить. Как, предупреждает Лилиан Кац, одна из специалисток в области дошкольного образования, "дети будут что-то делать лишь до тех пор, пока мы будем обращать на это внимание."
4. Потеря интереса.
Из "Хорошо нарисовано!" могут получиться дети, которые будут рисовать лишь до тех пор, пока мы будем смотреть (как они рисуют) и хвалить. Как, предупреждает Лилиан Кац, одна из специалисток в области дошкольного образования, "дети будут что-то делать лишь до тех пор, пока мы будем обращать на это внимание."
📍Особенно игры в компьютер 😂😂😂 все родители против долгих сидений за гаджетом, однако дети продолжают сидеть и играть не смотря на наше невнимание к этому действу.
Здесь речь о включённости родителей в мир детей, а "молодец" здесь не причем. Да и от сверстников и для своих друзей дети многое делают. Алина, моя дочь в 4 года ходила в разных носках "как Пеппи длинный чулок"- это не одобрялось мною, но она ходила. Потом ее 2 подружки так же стали. Моя дочка, которая слышит "молодец" несколько раз в день, вовсе не охотница, как видно из примера.
В самом деле, впечатляющий объем научных исследований показал, что чем больше мы будем вознаграждать людей за то, что они делают, тем больше они будут терять интерес к тому, что они должны будут сделать, чтобы получить награду. И сейчас мы говорим не о чтении, рисовании, мышлении и творчестве, сейчас мы говорим о хорошем человеке, и сможет ли мороженое, наклейки или "Молодец!" способствовать его созданию.
Вызывающее беспокойство исследование было проведено Джоан Грусеч в Университете Торонто: меленикие дети, которых часто хвалили за проявления щедрости, как правило, были в повседневной жизни чуть менее щедрыми, чем другие дети. Каждый раз когда они слышали "Молодец, что поменялся" или "Я так горжусь, что ты помогаешь людям", им становилось все менее интересно делиться или помогать. Щедрость стала рассматриваться не как самоценный поступок, а как способ снова добиться внимания взрослого. Она стала средством для достижения цели.
Мотивирует ли похвала детей? Конечно. Она мотивирует детей на то, чтобы получить похвалу. Увы, часто за счет любви к тому действию, которое в итоге и вызвало похвалу.
📍В моей практике были взрослые, которых не хвалили. Они были грустны, недоверчивы к миру. Это были люди дезориентированные. Хотя очень интеллектуальны. И когда я как терапевт, поддерживала их, "я горжусь тобой!" - они говорили, что это не так, это пустяк... Они не умели себя "гладить по голове".
Вызывающее беспокойство исследование было проведено Джоан Грусеч в Университете Торонто: меленикие дети, которых часто хвалили за проявления щедрости, как правило, были в повседневной жизни чуть менее щедрыми, чем другие дети. Каждый раз когда они слышали "Молодец, что поменялся" или "Я так горжусь, что ты помогаешь людям", им становилось все менее интересно делиться или помогать. Щедрость стала рассматриваться
Мотивирует ли похвала детей? Конечно. Она мотивирует детей на то, чтобы получить похвалу. Увы, часто за счет любви к тому действию, которое в итоге и вызвало похвалу.
📍В моей практике были взрослые, которых не хвалили. Они были грустны, недоверчивы к миру. Это были люди дезориентированные. Хотя очень интеллектуальны. И когда я как терапевт, поддерживала их, "я горжусь тобой!" - они говорили, что это не так, это пустяк... Они не умели себя "гладить по голове".
То о чем пишет автор, и то о чем я- это не норма. Это не баланс. Я за баланс. Хвалить, когда хвалиться, поддержать, когда надо. Вовсе не нужно держать велосипед, когда ребенок умеет ездить. И если ребенок впервые правильно взял карандаш, то он молодец, а в 8 лет- мы не будем, да и нам не придет в голову, хвалить за карандаш в руке.
5. Снижается количество достижений.
"Молодец!" может не только потихоньку разрушать независимость, удовольвствие и интерес, оно може также мешать ребеноку хорошо выполнять свою работу. Ученые обнаружили, что у детей, которых хвалили за выполнение творческого задания, как правило, происходит затык в выполнении следующего тверческого задания. Дети же, которых не хвалили после выполнения первого задания, этих трудностей не испытывали.
Почему же так происходит? Отчасти потому, что создается давление на ребенка "продолжай быть молодцом", которое как раз и мешает выполнению творческой задачи. Следующей причиной становится снижение интереса к тому, что они делают. А также дети перестают идти на риск, обязательный элемент творчества: раз начав думать о том, как бы родители продолжили про них хорошо говорить, они будут и дальше это делать.
Вообще, "Молодец!" - это пережиток направления в психологии, которое сводит всю жизнь человека к видимому и измеряемому поведению. К сожалению, этот подход игнорирует мысли, чувства и ценности, которые лежат в основе поведения. Например, ребенок может поделиться бутербродом с другом по разным причинам: потому что он хочет, чтобы его похвалили, или потому, что он не хочет, чтобы другой ребенок голодал.
Хваля за то, что он поделился, мы игнорируем разнообразие движущих мотивов. Хуже того, это работающий способ когда-нибудь сделать из ребенка, охотника за похвалой.
"Молодец!" может не только потихоньку разрушать независимость, удовольвствие и интерес, оно може также мешать ребеноку хорошо выполнять свою работу. Ученые обнаружили, что у детей, которых хвалили за выполнение творческого задания, как правило, происходит затык в выполнении следующего тверческого задания. Дети же, которых не хвалили после выполнения первого задания, этих трудностей не испытывали.
Почему же так происходит? Отчасти потому, что создается давление на ребенка "продолжай быть молодцом", которое как раз и мешает выполнению творческой задачи. Следующей причиной становится снижение интереса к тому, что они делают. А также дети перестают идти на риск, обязательный элемент творчества: раз начав думать о том, как бы родители продолжили про них хорошо говорить, они будут и дальше это делать.
Вообще, "Молодец!" - это пережиток направления в психологии, которое сводит всю жизнь человека к видимому и измеряемому поведению. К сожалению, этот подход игнорирует мысли, чувства и ценности, которые лежат в основе поведения. Например, ребенок может поделиться бутербродом с другом по разным причинам: потому что он хочет, чтобы его похвалили, или потому, что он не хочет, чтобы другой ребенок голодал.
Хваля за то, что он поделился, мы игнорируем разнообразие движущих мотивов. Хуже того, это работающий способ когда-нибудь сделать из ребенка, охотника за похвалой.
📍охотник за похвалой?
Охотятся как правило за тем, чего не хватает. А если ребенку достаточно эмоциональности родителей и похвалы, то он не будет в этом нуждаться. И моя 9-летняя дочь, слыша от меня, что колготы не подходят к ее наряду, вовсе не ждет подтверждения или похвалы, а даже наоборот, всё равно будет ходить в ярко-розовых колготках.
***
Однажды вы начнете видеть похвалу такой, какая она есть, (и что из-за неё происходит), и если после этого, вы увидите хоть малейшее оценочное ожидание, проклевывающеес я у родителей, это произведет на вас такое же впечатление, как и поскребывание ногтями об школьную доску. Вы начнете болеть за ребенка и, чтобы на своей шкуре дать учителям и родителям прочувствовать вкус собственной лести, повернетесь к ним и скажете (таким же сладким голосом), "Молодцы, что похвалили!".
📍 в статье много говорится о том, что не стоит оценивать и молодец-это оценка, я здесь согласна отчасти. Мы оцениваем всё и всегда! Комфортно ли нам в этой квартире, приятно ли нам с этим человеком, вкусен ли борщ, теплая ли батарея, надо смириться, да, мы и нас оценивают. И нашего ребенка оценивают. И наш ребенок оценивает. Повторяю, что "молодец"- это оценка и не только, это еще и про границы.
Охотятся как правило за тем, чего не хватает. А если ребенку достаточно эмоциональности родителей и похвалы, то он не будет в этом нуждаться. И моя 9-летняя дочь, слыша от меня, что колготы не подходят к ее наряду, вовсе не ждет подтверждения или похвалы, а даже наоборот, всё равно будет ходить в ярко-розовых колготках.
***
Однажды вы начнете видеть похвалу такой, какая она есть, (и что из-за неё происходит), и если после этого, вы увидите хоть малейшее оценочное ожидание, проклевывающеес
📍 в статье много говорится о том, что не стоит оценивать и молодец-это оценка, я здесь согласна отчасти. Мы оцениваем всё и всегда! Комфортно ли нам в этой квартире, приятно ли нам с этим человеком, вкусен ли борщ, теплая ли батарея, надо смириться, да, мы и нас оценивают. И нашего ребенка оценивают. И наш ребенок оценивает. Повторяю, что "молодец"- это оценка и не только, это еще и про границы.
Тем не менее от этой привычки не так то легко избавиться. Прекращение хвалить детей, может показаться непривычным, по крайней мере сначала; может возникнуть мысль, что вы становитесь сухой и чопорной, либо что вы постоянно удерживаете себя от чего-то. Но вскоре до нас доходит: мы начинаем хвалить больше, лишь потому что это у нас есть потребность, в чтобы это говорить, а не потому, что детям это нужно слышать. Всякий раз, когда вы понимаете, что это так, необходимо пересмотреть свои действия.
📍Потребность у меня. Все мои дети выполняют мои потребности. Я родила детей для того, чтобы радоваться. Я радуюсь с ними. Мои дети делают меня счастливее. У меня есть потребности, которые исполняют другие люди, так де как и я выполняю потребности других людей.
📍Потребность у меня. Все мои дети выполняют мои потребности. Я родила детей для того, чтобы радоваться. Я радуюсь с ними. Мои дети делают меня счастливее. У меня есть потребности, которые исполняют другие люди, так де как и я выполняю потребности других людей.
И да, у меня есть потребность хвалить и называть кисками, рыбками, самыми лучшими детками в мире моих детей. Даже 11-летнего Никиту засюсюкаю. И на хвалю так, что прям ух! А кто еще это сделает как ни мама ?!
В чем действительно дети нуждаются, так это в безусловной поддержке и в безусловной любви. Это не просто совсем другое, чем похвала, это противоположнос
Эта точка зрения, как вы успели заметить, очень отличается от критики, направленной в сторону людей, много и легко раздающих детям одобрения. Их рекомендации состоят в том, чтобы мы стали более скупы на похвалу и требовали от детей, чтобы они её "заслужили". Но реальная проблема не в том, что дети расчитывают целыми днями получать похвалу за все, что они делают. Проблема в том, что нас провоцируют на то, чтобы мы навешивали ярлыки, управляли детьми с помощью наград, вместо того, чтобы дать им объяснения и помочь развить необходимые навыки и укрепить самооценку.
Дальше автор говорит про активное слушание без "молодец". Активное слушание-наше все! А еще я, знаете, что подумала, а что если перевели неверно. Было слово хороший, а не молодец?! Тогда суть текста не меняется. Тогда да "хороший"-это явная оценка, это уже не эмоциональное "молодец". Мамы, активно слушайте, хвалите деток, ведь они у нас такие молодцы. А еще, я получила неимоверное удовольствие, писав этот пост и мне важно быть полезной. Поэтому комментируйте, если вы согласны или напротив- нет. 📍 полностью согласна про поддержку. Но молодец никак не мешает мне поддерживать моих детей. Одно другому не мешает.
Анастасия
Согласна с тем, что нужна золотая середина! Я за кнут и пряник)
А про молодец-думаю, что дело не в слове, а в том, как его подают и когда. У нас "молодец" всегда как-то) Поэтому думаю, что у Саши не будет зависимости от этого слова) Но информацию для размышления ты преподнесла)) Теперь буду смотреть на похвалу со стороны)
18.02.2016
Ответить
MarGo
Как и везде тут нужна золотая середина) а вообще мне кажется не слово молодец играет большую роль. Про себя могу сказать, что я только недавно избавилась от комплекса "хорошей девочки", и то он иногда проскальзывает. Меня и хвалили, и ругали. Скорее он от того, что я третий ребёнок в семье и у нас так интересно вышло: первая дочка отличница, умница, вторая видимо не смогла дотянуть до неё в этом, была хулиганкой жуткой, с родителями в школу и все такое) ну а я опять таки на фоне такой средней сестры хотела быть хорошей) это просто конкуренция! Сейчас смотрю мои родители постоянно говорят моему ребёнку молодец! Очень часто, даже слишком может) я тоже. Но это пока он маленький. Часто ведь именно после 3-4 лет начинаются запреты и ругачки, надо будет отследить это!
16.02.2016
Ответить
Тина
Вот только думала об этом, только наоборот, проходя мимо площадки, только и слышу похвалу нескончаемую)) при чем хвалят пятилетки за то, что уже и двухлетнего не станешь хвалить
15.02.2016
Ответить
Анастасия
Думаю, приверженцы Монтессори уже давно в курсе места "молодец" в воспитании)
15.02.2016
Ответить
Оля
Я с вами согласна. Я не психолог, и мне сложно сказать, чем конкретно вызывается зависимость от чужого мнения, но я очень сомневаюсь, что вся вина лежит на простом слове "молодец".
15.02.2016
Ответить
ИрПал
Юль, ты молодец))
В общении с пацанами, особенно с младшим никак не могу удержаться от "Молодец". С Артом правда гораздо реже
Недавано услышала - и теперь стараюсь применять, не хвалить ребенка просто так, что он сам по себе крутышка, а хвалить за то что он захотел, посторался и сделал.
И стараюсь хвалить именно за поступки, а про личность говорить только про любовь и веру в них.
15.02.2016
Ответить
Марина
Есть такой период в развитии ребёнка, когда он делает всё, чтобы понравиться родителям, независимо от того, как они к нему относятся. Это личностная потребность, не навязываемая никем. Иначе это бы наблюдалось только у тех, кого всегда хвалят. Или бы те, кого не хвалят, так бы не загонялись в отсутствии похвалы, ну, нет и нет. По поводу молодца. Я никогда не использовала это слово по отношению к дочери. Либо подбадривала вначале, либо констатировала результат того или иного, спрашивая мнение самой дочери. До того как она стала говорить, было много фраз типа : "Смелей!", " У тебя получится", "Ура! Ты это сделала!" и в таком духе. Супруг и обе бабушки говорят " Молодец!" и "Умничка" в большинстве случаев и зависимости у дочери к этим словам именно от папы и бабушек нет. Но ей важно, что я скажу ей по поводу того или иного, сделанного ей. Получается, дочь зависима от меня и моего мнения. Но опять же зависимость от родителей это нормальное состояние для детей. Придёт время, когда даже сказав Молодец, родитель не получит желаемого поведения от своего ребёнка, ребёнок все равно сделает по своему, какие бы моральные качества и добродетели не были в семье.
15.02.2016
Ответить
Ольга
Я, к сожалению, очень зависима этим дурацким словом "молодец". и что самое ужасное, что мои дочки как наркотик ждут это слово. И если я сказал младшей - то старашая обязательно скажет : "А я что не молодец"? И наоборт. Иногда даже до слез. Уже стала себя контролировать, но подсознанию, да и "языку" так и хочется найти заменение этому слову, чтобы постоянно использовать похвалу.
15.02.2016
Ответить
Julis_s
Хорошо, что вы заметили это. А поддержку детям даете? Что помимо "молодец" используете!
15.02.2016
Ответить
Ольга
Вот после вашего вопроса и задумалась - действительно, а как? Иногда объятиями. И все...((( нужно как-то меняться и что-то менять(((. Этот пост был как раз вовремя для меня.
Правда, теперь в голове совсем-совсем каша
15.02.2016
Ответить
Стася
Выражение одобрения (похвала) и неодобрения (недовольство) - палка о двух концах. Последствия аукнутся как при недостатке их использования, так и при избытке. И сказать какие последствия более приемлемы невозможно - любые плохи. И рецепта для всех детей одновременно тоже не существует - если ребенок застенчивый - больше похвалы. Если "пробивной, настырный, упертый" - меньше. Я думаю, что главное - не искать универсальных инструментов воспитания, а учиться самоанализу собственных отношений с ребенком.
15.02.2016
Ответить
Лана
Да вы молодец, что так подробно проанализировали и прокомментировали статью!:-))))) очень здорово, что вы сделали акцент на разности менталитетов, ибо у нас метод кнута превалирует над "пряником". Если мы будем скупиться на одобрение действий наших деток, то в нашей реальности вырастут забитые несчастные взрослые, которые будут бояться получить неодобрение, порицание. В моей практике я встречала немало таких деток. И, о чудо, как только родители переставали беспрестанно говорить "как не надо", а начинали поддерживать, одобрять делаемое поведение, как наконец то добивались положительных изменений в поведении ребенка и во взаимоотношениях. Да, отчасти это манипуляция, но я согласна, что воспитание и есть манипуляция. Уйти от "создания похвальных наркоманов" достаточно просто- надо всего лишь учить детей анализировать свои намерения и результаты своих действий. Это неотъемлемая часть воспитания, после того как родители показали ребенку мир в понятиях "хорошо" и "плохо", вторым этапом мы (родители) учим детей оценивать себя самим. Я помню время, когда в моде было либеральное воспитание и детям не ставили границ(постперестроечное), ибо хотели воспитать "свободную и самодостаточную личность", а по факту получили ребенка, которому сложно ориентироваться в Мире, потому как его желания находятся в вечном конфликте с социумом. Детям не делали замечания, не учили размышлять, анализировать свое поведение, система воспитания свободной личности была взята поверхностно, так сказать от противного. К сожалению, у меня нет возможности отписаться подробно по вашему посту, так как двое малышек требует моего внимания. Напишу коротко, я за похвалу, за разумную, только за дело, за похвалу, перерождающуюся в самоконтроль и самоанализ. Во всем нужна размеренность, безусловно, но на моем опыте я чаще сталкиваюсь с недолюбленными детьми, нежели с перехваленными.
15.02.2016
Ответить
Julis_s
Как красиво Вы написали. Всё так. К сожалению, я тоже чаще вижу недо хваленных.
15.02.2016
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.