Несколько интересных фактов о санях
Идем на прогулкуСанки, пожалуй, - самый известный и самый любимый атрибут русской зимы. Но вместе с тем и самый привычный, а значит, глядя изо дня в день на это средство передвижения, мы редко задумываемся о том, насколько богатая и интересная у него история. А ведь неслучайно сани издавна фигурируют в произведениях фольклора разных народов мира, в посвященных зиме и зимним забавам стихах и рассказах. Вот только несколько фактов из многовековой истории саней.

Сани – самое древнее средство передвижения. По мнению ученых, они появились задолго до изобретения колеса и первоначально представляли собой связанные между собой две жерди, передние концы которых привязывались к собаке, лошади или быку, а задние волочились по земле. Возраст самых древних саней-находок относят ко второму тысячелетию до нашей эры.
Рельеф с изображением
древнейших саней, найденный в Турции
Древнеславянское слово «сань» означало «ползущий». Его форма множественного числа – сани – и стала названием первого на Руси транспортного средства, чье скользящее движение ассоциировалось со змеей. В древнерусских летописях это слово упоминается с 9 века.
Сани на миниатюре
Лицевого летописного свода. XVI в.
Сани на Руси были не только самым древним, но и самым почетным видом повозок: даже после появления экипажей на колесах, езда на санях все равно считалась более престижной, поэтому даже летом торжественный выезд царя в санях был в порядке вещей.
Выезд царя Михаила
Федоровича на церемонию бракосочетания ("Описание в лицах свадьбы царя
Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновой в 1626 году". Рукописная копия.
Россия, 1-я половина 18 в.)
Самые просторные сани были изготовлены в Москве французским мастером Жаном Мишелем в 1732 году для переезда двора императрицы Елизаветы Петровны в Петербург. Этот «возок императрицы», или, как его еще называли, «зимняя линея», свободно вмещал десять человек и отапливался в пути серебряными жаровнями с углем.

Возок императрицы Елизаветы Петровны
Самые дорогие сани производят в Швейцарии, наряду с эксклюзивными часами и лучшим шоколадом: сделанный вручную швейцарский «Король салазок» стоит более семи тысяч евро.
Эксклюзивные санки
производства швейцарской часовой компании Hubolt
В XVIII веке были популярны сани с парусом — на них дети и взрослые совершали прогулки по покрытым льдом озерам.
Адриан ван де Венне «Зима».
1614 г.
Первые аэросани были изобретены в России в 1908 году. Русский инженер А. С. Кузин снабдил сани пропеллером - авиационным двигателем, который вращал установленный в трубе винт. Эта модель развивала удивительную по тем временам скорость - до 70 километров в час – и стала прародительницей современных аэросаней.
Существуют и летние санки – слайсеры. Благодаря специальным
решеткам со льдом, прикрепленным к днищу таких саней, на них можно кататься с
ветерком круглый год.
К слову сказать, современные производители не останавливаются на достигнутом и продолжают множить разновидности саней и совершенствовать их конструкцию. В большей степени это касается огромного ассортимента детских санок, катание на которых до сих пор остается самой любимой зимней забавой для миллионов ребятишек по всему миру.
Для любителей горок придуманы управляемые и быстроходные снегокаты:
Снегокат Snow MotoPolaris
Для поклонников экстрима представлено огромное многообразие надувных ватрушек и пластиковых санок-ледянок:
Ледянка-серф
двухместная Hamax Twin-Tip Surfer
Для неторопливых и комфортных прогулок с малышом имеются сани в виде коляски на полозьях:

Санки-коляска KristyLuxury Snow RT Luxe Premium
А непостоянство погоды и недостаток снега в современных городах подтолкнуло конструкторов к созданию саней-трансформеров с колесами («санимобиль» или «универсани»):
