Размышления о детском взаимодействии
Воспитательные моментыЯ люблю анализировать и обдумывать ситуации, которые происходят в моей жизни. Чтобы разобраться и принять решение на будущее, например. Или понять, как мне поступить. Недавно подумала, что, возможно, мои размышления могли бы быть интересны кому-то еще. К тому же, я с удовольствием обсудила бы это с другими мамочками с похожими взглядами.
Итак, сегодняшняя история и мои размышления.
Ситуация:
Мы пошли в магазин и купили Роме (3,4 года) набор для песочницы. После этого, конечно, собрались опробовать новые инструменты в деле.
Рома копался в песочнице, которая постепенно начала наполняться детьми, а я пока укачивала в коляске Веронику (6 мес). Вдруг я слышу плач своего ребенка и уговоры одной из мам "вернуть мальчику совочек, потому что он плачет". После этого мы вместе с ним уже сидели в песке и строили башни. Те формочки, которые не использовались, лежали в ведре. Периодически какой-нибудь ребенок (от 2 до до 3х лет) подбегал и вытаскивал что-то из него, что очень сильно расстраивало Рому. Он спрашивал меня: "Мама, почему они забирают мои формочки?" Через несколько подобных эпизодов, он снова расплакался и я предложила ему уйти с площадки, что мы и сделали.
Теперь размышления.
Как, скорее всего, видели эту ситуацию родители детей с площадки: мальчик капризный, жадный, чересчур чувствительный. "Подумаешь, у него взяли его совочек - не навсегда же! Нужно учить ребенка делиться!" И то, что я вижу в 90% случаев (если "приступ жадности" происходит с их детьми) - начинают уговаривать ребенка поделиться или сами разрешают брать его игрушки другим детям, даже не узнав мнения самого ребенка.
Теперь как смотрю на эту ситуацию я глазами Ромы:
"Мне только что купили новые игрушки, я не успел еще сам ими насладиться, и тут прибегают с разных сторон и, не спрося моего разрешения (я всегда учу, что про чужое нужно спрашивать и не брать без спроса), выхватывают у меня прямо из-под носа! И я не знаю, что с этим делать, я не могу справиться с этой ситуацией сам!"
Есть от чего расстроиться! Честно говоря, я расстроилась за Рому и несколько недоумеваю на родителей этих детей. Они исходят из позиции, что все в песочнице общее? Почему они позволяют своим детям вести себя таким образом? Разве нормально в нашем взрослом обществе просто отнимать чужое? Кажется, это называется воровство (конечно, я сгущаю краски, чтобы обнажить суть). Если мы с детства приучаем детей говорить здравствуйте и спасибо, то почему не учим элементарно спросить: "А можно поиграть в твои игрушки?" - у незнакомого мальчика? Это же такие же правила общения, как и вежливые слова!
Это я к тому, что изначально неправы эти дети, не Рома - он защищает свое имущество и это поведение нормально и инстинктивно. В первобытном обществе эти дети отхватили бы дубиной по башке за такое поведение, сейчас нас сдерживает культура.
Мы с Ромой учим "правила поведения" и он расстраивается пока, что некоторые дети ведут себя "не по правилам". Вообще сильно расстраивается, когда дети делают "подлянки", играют не "по-честному".
В связи с этим, мои размышления продолжились.
Что мне, как маме делать в этой ситуации - ограждать пока? Я могу формировать ему окружение из адекватных детей, с которыми можно договориться - про договориться и поменяться Рома отлично знает и умеет применять. Но здесь был рейдерский захват и договориться мирными методами было невозможно.
Уходя в таких случая и формируя его окружение в принципе, я избавлю его от переживаний несправедливости этого мира и ощущения собственного бессилия, пока он еще побольше психологически не окрепнет. И пока его партнеры/соседи по игре чуть подрастут, чтобы с ними можно было договариваться. Объяснила я Роме наш уход так: "Если ты хочешь один играть со своими игрушками, нужно идти туда, где нет детей, если ты играешь со всеми, ничего никому не давать не получится - выбирай, что будем делать." Он выбрал уйти.
Плюсов оставаться в подобных ситуациях я пока не нашла.
Есть еще один момент:
А именно эта пресловутая "жадность", которую так пытаются искоренить родители в своих детях, заставляя делиться. В детской психологии это считается нормальным - защищать свою собственность - не делиться. Нормальным до того момента, пока ребенок не научится видеть выгоду для себя в собственной щедрости: Чтобы подружиться, чтобы понравиться, чтобы с нм тоже поделились в ответ. И заставляя ребенка насильно делиться, мы не воспитываем у него щедрости, мы показываем, что он ничего не решает, он не может даже защитить свое имущество. Что он недостаточно значим (точно не значимее того ребенка, с которым мама просит поделиться).
Конечно, в определенных случаях, мы все равно закладываем мысль, что надо делиться. Например, я часто прошу Рому не отнимать игрушки из рук Вероники (и всегда прошу, если это ее игрушки), но при этом, я спрашиваю и его мнения - "Можно ли ей поиграть немного?" Он часто соглашается. Я считаю нормальным просить делиться, если дети играют вместе (например, подружились в песочнице или пришли в гости). Потому что это уже отношения.
Еще часто прошу поделиться кусочком вкусняшки, которая у него есть - я никогда не получала отказа.
Но я прекрасно понимаю его тревогу, когда появляется необходимость делиться с незнакомым ребенком, к которому он не испытывает никакой симпатии и вообще у него с ним никаких взаимоотношений. А тут приходится отдавать свое - да мало ли что он с этим сделает?! И чувства ребенка тут ничем не отличаются от наших, взрослых чувств - дали бы вы прохожему свой телефон, например? Не позвонить даже, а посмотреть, полазить в ваших фотографиях, смски почитать? Вот и у детей те же чувства.
Итого, мои выводы:
- ограждать от тех, с кем сложно договориться;
- беречь его чувства и веру в доброту мира;
- не переживать по поводу "жадности".
Буду рада вашим размышлениям на этот счет и примерам, как вы справляетесь с подобными ситуациями.