Театр теней: очень дилетантский, но всё-таки опыт...
Растем и развиваемсяЙиху! Я это сделала! Добрались руки мои до театра теней - спасибо за волшебный пинок любимой «Галке-игралке»…
Итак, в базовой школе и школе развития речи совпали недели по театрализациям, и у меня появилось: 1) больше свободного времени (чисто теоретически); 2) повод сделать-таки театр теней, о котором я задумывалась ещё к двухгодовасию Серёжи…
Ах, да! Чего я вообще про театр-то вспомнила… Ещё до заданий в "школах" свекровь предложила выкинуть коробку, которая лежала «без дела»… Хорошая такая коробка из плотного гофрокартона, ничего, что полгода мои слонопотамы ездили в ней как в машине, на что мне скотч и руки золотые (зачёркнуто) серебряные (зачёркнуто) просто руки.
В общем, звёзды сошлись. До четверга я посмотрела материалы по ближайшим ссылкам и сайтам (хорошо, что это оказались сайты непрофессионалов, с такими же немудрёными спектаклями, какой в итоге получился у меня, потому что уже в процессе создания сцены я отрыла замечательную группу в контакте, но там такие шедевры, что я бы просто устыдилась и устрашилась что-то проводить…), а потом принялась за работу.
«Саш, как бы мне сделать так, чтобы эта коробка стояла и не валилась при моём дыхании? Может, вот так вот укрепить?» - «Это оставь, боковины оставь, это отрежь. Укрепляй» - «А чем, как ты думаешь? Скотчем или клеем?» - «Клеем» - «А у тебя есть хороший?» - «Делай скотчем». Да! Это мой муж. Заботливый, чуткий, понимающий.

«Мамотька, что это?» - «Театр будет. Не трогай! Отвалится! Не лезь! Отлепится! Кыш, шпана! Мать для вас старается. Ладно, доделаю, когда уснут».
Прорезать отверстие для экрана… Канцелярский нож - это не то, картон он не режет, а кромсает. Беру поварский - знаете, такие, мясницкого вида.
Работа ускоряется, но края не идеально ровные. Ладно, заклею потом. Уф, половина работы сделана. Осталось приклеить экран и сделать фигурки.

«Эй, кто помял рулон пекарской бумаги? Кругом враги».
«Саш, посиди с детьми, я в магазин за калькой схожу. Заодно клей куплю. Заодно простых карандашей. Заодно…» - «Слушай, ты где ходишь? Они тут на ушах стоят».
Кальку я приклеила. Немножко "волнит", но не слишком. Переделывать не буду.
Тааак... А замаскировать края экрана белой бумагой я же хотела ... Надо было раньше, теперь, мать, осторожнее клей ляпай, чтобы кальку не запачкать...
«Мамотька, это чё выезуешь?» - «Театр такой. Сказка будет. Будешь мне помогать? Мите покажем… Эй, только не сейчас! Завтра. Половина работы уже позади, немного осталось. Ладно, на ночь уложу, доделаю».
Вот, наконец-то, фигурки повырезаю. Что за спектакль-то ставить? Поскольку сделанная сцена напомнила киноэкран, решение родилось по ассоциации: «Прибытие поезда», привет Люмьерам. Серёга любит паровозы, а Митя знает животных, да и с сюжетом мудрить не стоит. Поэтому концепция такая: на вокзал приедет поезд, в него попросятся собачка, кошка и лошадка (выбирала тех, кого Митя хорошо знает, ну и старший может легко озвучить)… Что будет дальше, по ходу спектакля разберусь…

Силуэты нашла на просторах интернета, распечатала на принтере (в процессе печати задавила жаба: можно было только контуры ведь оставить, зачем всё краской-то заливать? Ну это вопрос экономии.) Распечатанные картинки вырезала, приклеила на картон (ура-ура, наконец-то есть куда девать чёрный и коричневый цвета из наборов). Неприятное открытие № 1: в наборах картон, как правило, меньше формата А4. Мой поезд с вагоном был подогнан еле-еле по диагонали. Неприятное открытие № 2: картон всё-таки тонковат. Пришлось проклеенное держать под прессом, из-за этого спектакль перенёсся на день позже.

«Ну теперь-то точно половина сделана», - сказала я себе в третий раз.
Попутно делала ещё героев для музыкального марафона - семейку дождиков и их домик - тучку, не знала, куда вдохновение унесёт… Митя за это время домял кальку на экране, впечатлился пробным показом тучки и капелек, когда я опробовала систему освещения.
Да, про освещение. Тени были более-менее видны и днём - при закрытых шторах в пасмурный день. Но всё же лучше, конечно, вечером. Лампа у нас настольная очень подходящая: из тех, которые прикручиваются к столу и потом сгибаются и наклоняются в любых направлениях.

«Мамотька, смотри, паровоз! Сделай к нему верёвочку, я покатаю!» Эх, сколько всего я запрещала в эти дни Серёге. Даже не упомнить. Всё ради театра.
На следующий день дорабатывала фигурки: прикрепила держатели (плотный картон, в нём делается разрез, в щель вставляется фигурка. Дёшево и сердито. Одну приклеила на скотч, правда, но как-то мне не понравилось. Наверное, просто устала от скотча за эти дни).

Небольшие фигурки зверей более-менее разгладились под прессом, а вот поезд предательски пузырился. Поэтому из плотного картона (который не гофро-, но и не из набора - раздраконила одну из коробок «лего») на клей «момент» посадила прямоугольные кармашки. У них была задача держать форму и служить хранилищем для фигурок: кошка и собачка-то должны в поезд сесть…

Кроме того, усовершенствовала экран: в процессе оклеивания спереди (перед калькой) образовался неглубокий кармашек (между бумагой для оклейки и собственно коробкой), он мне показался очень удобным для вставки фигур. Решила сделать такой же сзади: из того же гофрокартона, посадила его на «Момент». Фигурки можно вставлять непосредственно в карман, а можно и в отверстия, которые образовались на срезе - ну это если палочки потоньше, на будущее для декораций… Сверху - тоже для декораций - прикрепила три кнопки-гвоздика (это для тучки из «дождливого» спектакля, для «паровозного» не пригодились).


Ах, да, на всякий случай ещё во время подготовки фигур нашла аудио со звуками поезда, но всё-таки потом решила их не использовать на первый раз. Пусть уж будет всё самодельное…
Итак, после дневного сна Серёжи, когда дети привычно начали потихоньку громить дом в ожидании прогулки, я, махнув рукой на то, что ещё не вечер, сказал всем «ша!», загнала молодёжь на диван, поставила экран, достала паровоз и включила свет…
Вы бы видели их лица! В этот момент я поняла, что все мои старания не напрасны, даже если это останется единственным спектаклем, который я им показала (надеюсь всё-таки, что нет).
Всю историю дети просидели на одном дыхании. Ладно Серёжа! Но даже Митя - который ещё ни разу ничего до конца не дослушал, и до сих пор не знает о существовании внучки, Жучки, кошки и мышки в «Репке»…
Потом уже, когда лошадка с кошкой и собачкой стали играть друг с другом и попрощались со зрителями, а поезд уехал, восхищённые зрители бросились к экрану (а не убежали из зала, ха-ха, ещё раз привет Люмьерам :-)) и стали его лапать. Серёга заглянул за «кулисы», попросил потрогать «актёров». Потом сел на диван и потребовал «ещё сказку про паровоз». Усадили и Митю. Здесь уже Серёжа помогал мне с репликами, и младший прищёлкивал языком и лаял. Серёга в конце сорвался к лошадке, взял её за палочку, попробовал поскакать…



Мне и самой всё понравилось. Только теперь я хожу по дому и будто ненароком прощупываю каждую картонку, прикидывая - подойдет она для фигурок или нет… Следующий спектакль будет по книжке - вот думаю, то ли про щенка и старую тапочку, то ли по одному из стихов Хармса… Но будет! Тем более что мужу скинуты фотографии «настоящих» экранов и ширм, и он предварительно согласился, что изготовить их в домашних условиях вполне себе возможно.