"замок для принцессы"
Растем и развиваемся
Пробегая по икее, прихватила для дочки домик. Наверное, все видели этот яркий цирковой шатёр.Даже особо не раздумывала, потому что все знают - дети любят домики. Немного улучшила его, сделав окошки. (фото под кат). А что стоит за игрой в домик с точки зрения психологии внутреннего мира ребёнка?
Один из первых рисунков малыша - домик. Подрастая, он часто будет просить маму поиграть с ним в «замок» или «пещеру» и строить домики для кукол и машинок. Что стоит за этим?
ПОЧЕМУ ОН ТАК РИСУЕТ ДОМ?
Разглядывая рисунки городского малыша, невозможно не задуматься: откуда у него, выросшего в типовом квартале блочных коробок, берутся эти малюсенькие домики с треугольными крышами, с кудрявыми колечками дыма, бодро устремляющимися к голубой полоске неба? Конечно, именно так рисует его лучший друг в детском саду. Но ведь и мы рисовали подобные домики, и наши мамы, и бабушки. Бытующий стереотип или нечто большее? Задайте ребенку вопрос, на что похожи окошки дома, и он ответит: на глаза. В старину глаз называли «око». Правда, созвучно со словом окно? На что похожа крыша? Конечно, на шляпу, на шапку. Покрывать голову, носить головные уборы у многих народов было обязательным обычаем. Психологи предполагают, что подобный образ дома воспроизводит глубинные, подсознательные представления людей об устройстве мира и самого человека. Дом всегда был продолжением человека, его дополнительной оболочкой, рождающей чувство покоя и защищенности.
ЗАЧЕМ ОН ПРЯЧЕТСЯ В «ДОМИК»?
Малыш любит залезать под стол, иногда прячется в шкаф? Так он ищет себе «норку». Свою собственную, куда посторонним вход запрещен, и соразмерную его тельцу. Там он остается один на один с собой. Уединение нужно ему на пять-десять минут - потом он снова готов быть на виду, даже рад этому. Но куда-нибудь скрыться на некоторое время просто необходимо. Психологи называют такое место «нишей покоя». Родителям надо позаботиться о том, чтобы «норка» у ребенка была. Простой вариант - два стула, стоящих на расстоянии 60-70 см и повернутых друг к другу спинками. Если накрыть их с трех сторон длинным покрывалом, получится «шалаш». В него можно прятаться с восторженным «Я в домике!». Другой несложный вариант - устроить «домик» под столом. Уютные замкнутые «уголки» бывают нужны ребенку не только для уединения, но и для ролевых игр, игр-фантазий. С их помощью создается особое пространство - пространство превращений.
Алексей Мишин, врач-психотерапевт, психиатр, к. м. н., директор психоневрологического интерната № 30 г. Москвы
Игра в «домик» - необходимый этап отделения от родителей, связанный с осознанием ребенком своей самостоятельности. Ребенок осваивает свое безопасное пространство, отграниченное непосредственно от семейного, свое «психологическое убежище», у него формируются навыки ответственного поведения на вверенной ему территории. Через подобные игры ребенок социализируется, учится действовать, основываясь на личном опыте.
- Важный аспект игры в «домик» - это возможность родителей просмотреть поле психологических проблем своего ребенка. Дети часто проигрывают ситуации, которые их беспокоят и тревожат: бывает, что они играют даже в похороны и изнасилование (если им доводилось это проживать или видеть). Также через игру происходит связь ребенка с взрослым миром. Обратите внимание, чему в своем доме малыш уделяет больше внимание, чего не замечает совсем, какие вещи в нем присутствуют, а каких - нет совсем. Проведите параллель с его настоящей жизнью: скорее всего, ребенок символично уделяет внимание или игнорирует это же в повседневности.
- В игре в «домик» ребенок учится устанавливать свои границы и чувствовать свою индивидуальность. На этапе постройки важно дать понять ребенку, что домик - это его пространство, где он будет заниматься своими делами, прятаться или проводить время с любимыми игрушками, и если он захочет, то может вас туда пригласить. В этот период чрезмерная назойливая опека родителей могут навредить. Регулярное нарушение личностных психологических границ приводит к тому, что человек, став взрослым, не сможет ощутить, где ему хорошо, а где нет, в каких случаях он выполняет свои обязанности, а в каких - работает за всех, потому что «неудобно было отказать». У таких людей в будущем могут возникнуть сложности с формированием приоритетов собственной жизни.
- Игры в «домик» показывают, насколько хорошо сформированы у маленького человечка понятия и навыки в том или ином бытовом и социально-ролевом аспекте. В ходе игры их можно мягко скорректировать. К примеру, если ребенок невнимателен, рассеян, неохотно выполняет необходимые навыки самообслуживания в повседневной жизни, то во время отыгрывания эпизода игры «утро в моем домике» с ним пошагово выполняется и объясняется необходимость и последствия того или иного действия.
Наша " Принцесса в замке"

А вот так выглядят окошки, которые я сделала. Два штуки. Внутри шторки на липучке. Отсутствие окошек - большое упущение производителя. Без них в палатке дышать невозможно. Три мелких сетчатых отверстия на крыше ничего не решают.
Окошки - это не только вентиляция, но и хороший игровой элемент.
Пока наша принцесса совсем мала и основная игра - это "ку-ку".

Сын в нем почти не сидит и не играет. Ему интереснее из подушек и одеял дом строить))) в нашем случае это были деньги на ветер)) И да, там очень душно, хотя у нас изначально два окна было!