Занятия по книжке «Живое дерево»
Вопросы по досугу с детьмиВдохновившись чудесной книжкой «Живое дерево» Кристи Матесон (писала о ней здесь: https://babyblog.ru/community/post/kids_books/3250257), я решила немного поизучать с Даней времена года. Да, пока что он ещё совсем мал для подобной информации. Но мы придумали интересные занятия и для нашего возраста.
На нескольких листах я изобразила одинаковые голые деревья. Примерно такие же, как и в книжке. И мы начали творить.

Мы рисовали пальчиками зеленые листочки. Будто весна пришла, и дерево стало одеваться в листву.
Даня здорово повеселился и нарисовал густую крону нашему дереву. И немного смазанную. ☺️

Когда краска высохла, я вырезала из розовой бумаги маленькие цветочки и просто разложила их по всему дереву. Будто бы пришёл тёплый и солнечный май, и наше дерево зацвело ароматными цветами. Мы их нюхали, трогали, а потом как дунули на них! И все цветочки разлетелись. Лепесточки опали. Даня собрал их в кулак и послал воздушный поцелуй мне, а я ему. Только мой поцелуй оказался куда более изящным и воздушным, чем грубый и слюнявый поцелуй сына. Но ему всего год и три. Научится. 😘

Затем мы снова окунули пальчики в краску. На этот раз в красную. И нарисовали яблоки. Конец лета, наступает осень. А на месте цветочков образуются плоды.
Эту картину мы отложили. А я принялась за другую. Взяла второе голое дерево и приложила к нему много вырезанных из цветной бумаги листочков жёлтого, оранжевого, коричневого цветов. Как в книжке. Изобразила золотую осень. А Даня изобразил сильный осенний ветер и сдул все листья прочь. Ох, как нравится ему это делать! Дерево снова осталось голым.

Голубой краской и пальчиками мы нарисовали снег, падающий с нега. Точнее, даже не снег, а град. И даже кисточкой кое-как изобразили сугробы.

Я знаю, что пока что для сына все эти вещи и книга - просто игрушка и очередная забава, что-то новое, яркое и необычное. Но еще я знаю, что через какое-то время мы снова вернёмся к книге «Живое дерево», что снова будем изучать времена года (и не только их) более осознанно, вдумчиво и будем использовать книгу в качестве интерактивного обучающего материала. А для полного погружения в эту тему я хочу сделать следующие вещи (пишу и вам на заметку, и себе, чтоб не забыть), которые автор рекомендует делать родителям и учителям вместе с детьми (правда, только в англоязычном приложении к книге):
1. До чтения книги поговорим в целом о деревьях. Сходим в парк и найдём какое-нибудь дерево. Не вечнозелёное, конечно же. Лучше и вовсе найти яблоню, чтобы как в книге было. С плодами. Но можно выбрать и дуб, например. У него осенью появляются красивые орешки. Обсудим вместе это дерево. Спрошу ребёнка о том, как он думает, это дерево всегда так выглядит или меняется в зависимости от сезона? Если меняется, то как и когда? А почему так происходит (тут уже понадобится моя помощь)? И так далее.
2. После чтения обсудим, что значит «перемены»/« изменение чего-либо»? Попрошу назвать, что ещё может меняться со временем, кроме дерева.
3. Попрошу пересказать, как менялось дерево в книжке? Что за чем следовало?
4. Спрошу, а может ли Даня поменяться со временем? И как? А мама и папа?
5. Обсудим сезоны. Опишем каждый из них и поговорим о погоде, природных явлениях, занятиях/активностях, праздниках, одежде и т. д. в каждый сезон.
Дополнительно можно сделать аппликации в виде четырёх деревьев, изображённых в каждый сезон года. Или их можно просто нарисовать. Зависит от пристрастий и умений ребёнка. Можно сделать карточки, которые необходимо рассортировать по сезонам. На карточках изобразить одежду, занятия и так далее.
6. Спрошу, какой у сына самый любимый сезон? Почему? А какой самый нелюбимый и почему? Расскажу про своих фаворитов и аутсайдеров. Признаюсь сразу, я обожаю осень и не люблю лето. 🤫
7. Постараюсь узнать, есть ли у Дани какое-то любимое дерево? Почему он его так любит? Меняется ли оно в течение года? Есть ли у него плоды?
8. Поговорим, почему деревья так важны для человека.
9. Также, поговорим о цикличности. Что ещё имеет цикл, кроме времён года? Что случается снова и снова?
10. Какое дерево было изображено в книжке? (Ответ: яблоня. 😉) Какие ещё фрукты растут на деревьях?
11. Люди используют яблоки для того, чтобы что-то из них готовить. Узнаю, что можно приготовить из яблок и что ему нравится больше всего?
Повторюсь, задания придумала не я. Я лишь кое-что дополнила или немного видоизменила, приспособив под наши реалии. Это рекомендации автора для родителей и учителей детских садов. И, по-моему, именно эти рекомендации заставляют книгу по-настоящему работать и делают ее подходящей для детей постарше, а не только малышей.
Я считаю, очень важно не просто читать книги, а именно прорабатывать их. Обсуждать с ребёнком вещи, касающиеся тематики книги, заставлять ребёнка думать и говорить, высказывать своё мнение.
Когда сын подрастёт, я обязательно вернусь к книге и уже жду этого с нетерпением. Мне кажется, года в три ребёнок уже отлично сможет выполнить все вышеуказанные задания.
А пока что Даня ещё совсем малыш. Он веселится, выполняя указания, написанные непосредственно в самой книге: стучит по ней, трясёт и дует. А я читаю ему их, играюсь вместе с ним и веселюсь от его улыбки и смеха. 😀 
