Сводное за 1,5-1,7
Растем и развиваемсяВсего понемногу, а в итоге и горы текста и фотографий))
1 г. 5мес начались у нас с поцелуя. ♥️ Утром малышка чмокнула меня в щёчку, а потом ещё раз, а потом сестричку, и на радостях мы все обцеловали друг друга от пяток до ушей.
Речь развивается, но не то, чтобы бурно. В год и три было около 30 слов, включая все звукоподражания, сейчас около 60-ти (это со всякими "У-у-у", "бррр" и прочим, если это имеет определенное значение). Подробный дневник речи публиковать не буду, но кое-что отмечу.
Например, в 1,5 появилось слово "Да", сопровождающее кивок головой. И вместе с ним - "Не-не-не" отрицания (реже говорит). А в начале сентября мы застали во время прогулки сложную погоду с дождём, ветром и солнцем сразу, и в небе сияла большая, очень яркая двойная радуга. Милада была крайне впечатлена и несколько раз сказала "Радуга". Но слово не закрепилось.
У меня сохранился дневничок, который я вела со старшей дочкой. Сравнив, вижу, что в целом и в общем, всё совпадает в поведении, умелках дочерей, плюс-минус пара недель. За исключением речи: Лида уже вовсю болтала в полтора и чуть позже.
Миладка не молчит))) Бормочет мне что-то постоянно, рассказывает, используя те пару десятков слов, что имеет, тарабарский язык, жесты и просто шквал эмоций. Перед сном у груди любит спокойно что-то рассказывать про дядю, машины, котов и прочее))) Однажды пряталась в шкафу и просила папу закрыть её фразой: "Папа! Айуись куку!" Непереводимая лексика, видимо, означала "помоги мне спрятаться получше)))
Играли осенью с меховой опушкой, найденной в шкафу. Я приладила её сперва себе за штаны, будто хвост, помяукала. Потом дочке: она тоже хвостом покрутила, довольная. Спрашиваю: "Ты котик?" Отвечает : "Да" и смеётся. Понимает, видимо, что это шутка, игра. Несколько раз так поиграли, потом я ушла. Приносит мне через время, протягивает, пытаясь сказать что-то вроде "хвост". Спрашиваю, кому хвост прицепим, маме или Миладе. Подумала... "Няня", - говорит. Значит, ей. В другой раз тоже спрашиваю, а она отвечает "Папа". Объясняю, что папа на работе, вот придёт - и ему хвост прикрепим. Поняла, отложила опушку, ждёт папу. Ну не молодец ли?)))
В 17,5 месяцев начала говорить "да" в значении "дай". Требовательно так кричит, и ручкой хвать-хвать. Дождались))) И "на" говорит, когда даёт что-либо. Иногда путает понятия :)... Впоследствии словом "ня" обозначает и "дай" и "на", прямо как Леденец в своё время. Та тоже уже предложения из 5-6 слов составляла, но просила дать ей что-то словом "ня! "
Ещё воспоминания. Собираясь на прогулку, сняла с себя шапку, надела вместо неё шапку сестры. Та ведь лучше, чужая) Потом взяла Лидину малышковую сумочку, отправилась в комнату, даёт мне Лего-человечка, чтоб я его в сумку сложила.
- "Берёшь с собой?"
- "Да. Дядя"
- "Хорошо", кладу в сумку дядю. "Пошли?"
- "Баба!" - заявляет мне дочь и делает ещё одну ходку в комнату за фигуркой тёти в очках, типа бабушки. Теперь они готова гулять.
Влияние старшей сестры, наверное. У Лиды, кажется, такого и близко не было: сумочки, сборов этих..
Тесто любит очень, и настоящее и для лепки. Как только перестала его пожирать неистово, мы начали играть с плей-до. Говорит "тесто" ("тиста"). Просит открыть баночку ("кук" / "крк"). В общем, радость всем, и маме и дочке. Играем каждый день! Любит щекотку. Просит её пощекотать. Как старшая, ё-моё! Когда уже они друг друга будут щекотать, и не трогать родителей))
Читать книги постоянно носит теперь, и сама нередко листает. С книгами очередной виток, надеюсь написать пост про чтение в 1-1,6. С игрушками в доступном ящике почти не играет, зато каждый день просит достать что-то сверху. Там у нас мозаика, липучки всякие, развивашки с мелкими деталями.
Вставляет мозаику button art и шарики-гвоздики деревянные (вторую ещё тяжеловато ориентировать штырьком вниз, но получается). С картинками, но без привязки к цвету. Любит делать это по очереди, комментирует "мама..", "няня... " Шнуровку не любит (я это в каждом посте пишу))) С лото хорошо справляется, расставляя картинки по местам.
За обедом ест сама. Часто очень не аккуратно, и я не выдерживаю и начинаю кормить сама. Порой мне на это дочь высказывает с укором: "Мама!! Няня." (Мол, мама, Милада и сама умеет есть) И не даёт себя кормить, отбирает ложку. Но, поскольку это не эффективно, я тихонько беру вторую ложку себе - и тогда все довольны.
Про отпуск, который был с 14 сентября по конец месяца, напишу отдельно. Ездили мы в альплагерь Безенги и Кавминводы потом. В целом, в своём первом высокогорном походе дочь чувствовала и вела себя довольно хорошо, переноска Миладе явно нравилась. Засыпала, мерно покачиваясь, тоже на ура. Конечно, когда уж очень долго идём или не комфортно становится - надо петь песни, заговаривать зубы или немедленно давать грудь. Но это нечасто.
Зубы резались в походе, как раз кстати, ага. Привезли из путешествия 4-ку верхнюю. А троек нет как нет)) В итоге 7 зубов.

Новых слов из отпуска почти не привезли. Только "Тень", пожалуй. "Га"/"го" в значении "горы" проскальзывало, но в постоянный обиход не вошло. Самое смешное новое слово: крыса ("крыка").
Бараны - любовь! Бегала за ними по горам, расстраивалась, что те убегали. Дома часто вспоминает "бе-е"..
Отчаянно и смело "скачет" на игрушечном коне, раскачиваясь с огромной амплитудой. Джигитовка))
Отношение к чужим такое же, как у старшей сестры в этом возрасте: идёт знакомиться, пристально смотрит, трогает даже порой, но стоит обратить на неё ответное внимание - бежит прятаться за мамку.
2 октября - впервые подошла к горшку, уселась, начала снимать подгузник. А когда я помогла ей - Лада пописала на горшок. Пока что это было однократно. Сообщает иногда, когда собирается по-большому сходить. Но чаще - по факту)))
Любит вкладыши всевозможные. Геометрические, сюжетные картинки, составные пазлы-вкладыши пробуем. В досточках Сегена хорошо вставляет круг, квадрат, треугольник равносторонний. Вытянутые фигуры скорей не получаются, чем да.
С сортером та же история: если повернуть фигуру нужно не более чем на 45° - окей, если больше - не вставит. Играть, в целом, нравится, если недолго.
Играя с теми же досточками Сегена, теперь безошибочно сопоставляет цвет/узор, когда подбирает плашки. Банки с тестом тоже старается закрывать крышками по цвету. Но целенаправленно сортировать цвета не хочет, и названия цветов также путает.
Дома чаще всего листает книги или просит почитать, калякает-рисует, мусолит тесто, одевается/обувается, перебирает фигурки животных и мелкие куколки, с большими куклами тоже возится, как умеет.
На улицах любит лужи, качели ("ка") и карабкаться ввысь. Дома стоит с/к типа Ранний старт высотой 1,7м. Лесенку спереди мы давно замотали, потому что Лада лезла до самого верху. Но недавно она обнаружила, что если протиснуться вдоль стены, то по "пиратской сетке" можно сделать то же самое. Узнала я об этом, когда дочь позвала меня из соседней комнаты, сидя под самым потолком на рукоходе. Хорошо, что хоть позвала.
Ближе к 1,7 начала повторять отдельные слова и слоги, даже по просьбе, если есть настроение. Раньше только по своей инициативе. Чистоговорки любит слушать. Начался период "неее". Что ни спроси - "неё!")))
Очень любит танцевать. Иногда просит так, чтоб ей спели, а Лада потанцевала, говорит при этом "ня-ня-ня" и попой крутит. Наряжаться тоже любит. Надела на днях на себя трикотажное платье сама. Каждый день не менее получаса проводит в прихожей, напяливая свою и чужую обувь на себя, ругаясь и крича, потом с гордостью щеголяя (если получится), снимая, и далее по кругу.
Кричит! Папа придёт - и Милада выводит его на бурные эмоции визгом на весь дом, а если с Лидой заодно они - всем кранты, хоть из дома убегай..
Рост и вес точный не знаю, но в полтора года намерили 77см, носим 74-80 размер.
