Производство матерей в Советской России

Самое ужасное творилось в сталинских лагерях. Заранее прошу прощения у всех мам, которые его уважают как политика, но для меня он никчемный. Я читала автобиографию Евгении Гинзбург, она сама мать, я плакала на тех моментах, когда читала про малышей. Кормящих мам только за связь со своим мужем отправляли в тюрьму, месячных малышей в детдома (а там даже страшно представить, что в них творилось). Очень чувственно описывалось, как одна кормящая полячка билась в истерике по трехмесячному малышу, ей насильно перетягивали грудь в тюрьме, боялись, что она хотя бы сокамерницам будет молоко давать. Или были деткомбинаты уже на Колыме, где матерям не оказывали никакой поддержки, хотя бы для того, чтобы ребенок выжил..Кормящая мать получила пайку хлеба и сахара за день. Все! Кормить им давали только по десять минут. Ну и быстренько переводили на смеси, это еще хорошо, если не мука с водой. Дети умирали постоянно, сама автор не успевала их выхаживать. Она называла это все действо "поруганным и растоптанным материнством", ревела над малышами. У нее самой сын умер...В книге очень много уделено материнству как таковому. Помню цитату — "Пока "друг детей" правит в стране, ни одна мать не будет со своим ребенком". Почитайте как-нибудь..
17.04.2014
я сохраню Ваш отзыв, но читать не буду, я поняла, что чтиво безрадостное. Спасибо за рецензию, ценно знать, что такое было. Самое ужасное творилось в сталинских лагерях. Заранее прошу прощения у всех мам, которые его уважают как политика, но для меня он никчемный. Я читала автобиографию Евгении Гинзбург, она сама мать, я плакала на тех моментах, когда читала про малышей. Кормящих мам только за связь со своим мужем отправляли в тюрьму, месячных малышей в детдома (а там даже страшно представить, что в них творилось). Очень чувственно описывалось, как одна кормящая полячка билась в истерике по трехмесячному малышу, ей насильно перетягивали грудь в тюрьме, боялись, что она хотя бы сокамерницам будет молоко давать. Или были деткомбинаты уже на Колыме, где матерям не оказывали никакой поддержки, хотя бы для того, чтобы ребенок выжил..Кормящая мать получила пайку хлеба и сахара за день. Все! Кормить им давали только по десять минут. Ну и быстренько переводили на смеси, это еще хорошо, если не мука с водой. Дети умирали постоянно, сама автор не успевала их выхаживать. Она называла это все действо "поруганным и растоптанным материнством", ревела над малышами. У нее самой сын умер...В книге очень много уделено материнству как таковому. Помню цитату — "Пока "друг детей" правит в стране, ни одна мать не будет со своим ребенком". Почитайте как-нибудь..
18.04.2014
Спасибо, любопытно! А сейчас мало что изменилось: ребенок и мать хирургические пациенты, а уход за детем контролируют педиатры(((
05.07.2011
ну, хотя бы показать людям нашим, откуда у их любви к медикализации и педиатрам ноги выросли.
06.07.2011
Спасибо за статью! Очень интересно!
04.07.2011
Пожалуйста, Наталья, а к тебе у меня вопросик, в связи с планированием. Помню у тебя статья там была и на англ. я её тоже прочитала насчёт кортизола у детей в дду. Ты следишь за этой темой (в других ещё исследованиях, возможно)? Меня интересует ответ на вопрос, с какого возраста полезно детей отдавать в ДДУ. Я поняла, что до 3х нельзя, если не хочется повышенного уровня кортизола. А когда можно или нужно? В пять или после трёх или вообще не отдавать лучше?
06.07.2011
Cоциальный интеллект появляется после 4 лет. Определяется с помощью теста «Салли-Энн» (имена у кукол могут быть любые): У Салли есть корзинка, а у Энн – коробочка. Салли положила в корзинку шарик (конфетку и т.п.) и вышла. Энн переложила шарик в коробку. Ребенка спрашивают: «Когда вернется Салли, где она будет искать шарик?». Дети до 4 лет отвечают, что в коробке, а после 4 лет, а чаще в 5 лет – в корзинке. Но моё мнение, лучше сад типа монтессори, где дети находятся с мамами.
06.07.2011
спасибо, значит, не планируешь своего вообще в садик отдавать? какие у тебя карьерные планы?
08.07.2011
не планирую. буду работать на дому.
08.07.2011
ясно, а чем будешь на дому заниматься, если не секрет
08.07.2011
бизнесом))
08.07.2011
ну, енто понятно, а чем конкретно ты бы посоветовала заниматься маме, к-я сидит так вот в дому, я же тоже думаю, чего бы такое учудить, да что бы деньги за это ещё получать. 
08.07.2011
Есть много разных вариантов. У нас будет онлайн магазин.
08.07.2011
молодцы, желаю всяческой удачи
09.07.2011
Спасибо!
09.07.2011
ПРОДОЛЖЕНИЕ Более активные матери, сознательно относящиеся к органи­зации правильной жизни ребенка, быстро откликаются на советы врача и сестры. Образуется группа матерей, которые хотят орга­низовать эту прогулочную группу. После нескольких разъяснитель­ных бесед начинают собирать детей. За этот подготовительный период необходимо выяснить очень много существенных обстоя­тельств: 1)  учесть детей, состояние их здоровья, возраст и развитие; 2)  учесть время, которое каждая мать сможет и должна будет потратить на дежурство в группе; 3) найти во дворе или саду данного или соседнего дома такое мес­то, где можно собрать группу детей для прогулки; место это должно быть тихим, чистым, подальше от помойки: родители должны общими силами привести этот участок в порядок, уб­рать мусор, вычистить, подмести. С самого начала организации прогулочных групп врач и сест­ра совместно с родителями должны привлечь к организации этой работы домоуправление и партийную организацию жакта. Без их помощи будет трудно чего-нибудь добиться.... Если матерям что-нибудь не хватает из оборудования, они принимают меры, чтобы достать откуда-нибудь необходимые вещи. Часть вещей приобре­тается по указанию врача, сестры и педагога консультации за счет самих матерей, часть дает управление дома, в некоторых случаях средства дает консультация»25. Трудно сказать, насколько реальные прогулочные группы, которые, веро­ятно, действительно организовывались в некоторых домах, были похожи на те идеальные образцы, которые нарисовал учебник. Важно другое: в модели ма­теринства, отстаиваемой официальной медициной в 1930-е годы, последней принадлежит роль единственного, по сути, полноценного субъекта в воспита­нии детей, который наделен знанием, волей, ресурсами и правом ими распоря­жаться. Именно врач, или медсестра (а не матери) инициируют прогулочные группы, передают информацию о них «сознательным» матерям, решают, что именно матери должны приобрести из своих средств и даже частично спонси­руют начинание. В продолжение инструкции о прогулочных группах медицинс­кое учреждение «дает деньги на недостающие материалы, например, гвозди и стекло» (для постройки веранды), в то время как «отцы отдают бесплатно свой труд для постройки»26. Характерно упоминание о «бесплатно трудящих­ся» отцах - единственный пример использования категории «труд» примени­тельно к уходу за ребенком. Авторы книги редко описывают то, что делает мать (кормит, ухаживает, гуляет, воспитывает) в категориях труда или работы, сохраняя классическую гендерную асимметрию в трактовке этих понятий, хотя сама идея «прогулочных групп», которые в тенденции могут перерастать в по­стоянные детские площадки и домовые ясли, рождена, среди прочего, в ответ на стремление обеспечить «раскрепощение женщины»27. Власть медицинских институций настолько точно воспроизводит струк­туры политически власти, что между ними почти стирается различие: партя­чейки, судя по книге, могут и должны заниматься вопросом организации прогу­лок с детьми, в то время как медицинские учреждения распределяют финансо­вые и строительные ресурсы. Подводя предварительный итог, можно сказать, что номинально выведенное из сферы производительной деятельности и поме­щенное в сферу природно-натурального, материнство интенсивно медикализируется, но лишь затем, чтобы силой вновь утвержденного авторитета меди­цинского знания стать идеологически и политически нагруженным, более под­властным государственному вмешательству и регулированию. Медикализация материнства - процесс, который происходил почти во всех развитых индустриальных странах Европы и Америки в 1920-1930-е годы. Вызванный отчасти активным развитием медицинской науки в начале 20 сто­летия и прежде всего тех ее отраслей, которые были связаны с женской репро­дуктивной сферой, а также с усилением во многих странах пронаталистской идеологии, этот процесс имел, конечно, свои национальные особенности в каж­дой из стран. Исследования, проведенные в отношении официальной идеологии материнства в США и Канаде, показывают, что дискурс «научного материн­ства», активно развивавшийся в обеих странах в первой трети 20 века, сопро­вождался усилением патриархального разделения труда в обществе, при кото­ром женщине отводилась роль исключительно матери и хранительницы семейного очага, «вплоть до исключения всех остальных видов занятий»28. Медика­лизация материнства работала на усиление того типа идеологии, при котором материнство признавалось высшим призванием каждой женщины и ее нацио­нальным долгом, превращая прежде частное дело воспитания детей в почти профессиональное занятие, требующее значительного количества специаль­ных знаний и времени. Уникальность советского варианта состояла в том, что материнство в Советской России никогда не формулировалось как единственное и исключи­тельное призвание женщины. Несмотря на то, что материнство провозглаша­лось высшей точкой в социальном и эмоциональном развитии женщины, оно никогда не постулировалось как ее единственная роль. Даже пропагандируя «радость и славу» материнства, сталинская пропаганда никогда не утвержда­ла, что место женщины - у домашнего очага, продолжая призывать женщин, как и в первое десятилетие советской власти, вступать в ряды работниц, фор­мулируя призыв в духе идеологии женской эмансипации образца 1920-х. Ины­ми словами, идеология материнства в 1930-е годы представляла такой же «гротесковый гибрид», соединяющий несоединимые элементы (такие, напри­мер, как объявление материнства сутью и назначением женщины и риторика «освобождения женщины») каким, по мнению В. Голдман, была вся сталинс­кая семейная политика. Одно из возможных объяснений парадокса лежит в сфере экономическо­го развития страны в начале 1930-х годов. Возвращаясь к исследованию Голд­ман, отмечаем, что с началом индустриализации женщины выполняли роль не просто резервной рабочей силы, но были практически единственно доступным источником пополнения рабочих рук в индустрии. «Женщины, - пишет Голдман, - играли беспрецедентную роль во время второй пятилетки. В 1932 и 1933 годах они были единственным источником людских ресурсов на производстве: 100 процентов всех вновь принятых работников в 1933 году были женщины»29. Нуждаясь, как никогда, в женщинах на производстве, государство одновремен­но не могло себе позволить ослабить роль женщины и в сфере воспроизвод­ства. Страхи по поводу уменьшения численности населения, которые охватили многие европейские государства, особенно после первой мировой войны, унес­шей миллионы жизней, были не менее сильны и в России, несмотря на высокий в целом уровень рождаемости. Как отмечает историк Хоффман, «Потери рус­ских в первой мировой войне были еще ужаснее, чем во многих западноевро­пейских державах, а, будучи суммированы с потерями в гражданской войне и последовавшим затем голодом, приближались к 16 миллионам человек» 30. В 1934 году советское правительство инициировало обширное демографическое исследование, которое выявило стойкое падение рождаемости в стране. Более того, исследование выявило строгую корреляцию между падением рождаемо­сти и урбанизацией, а также вступлением женщин в ряды рабочих - тенденции, которые должны были лишь усиливаться с развитием индустриализации31. Как это часто происходило в советской истории, государство попыталось решить проблему методами, которые были по своей природе сугубо полити­ческими и идеологическими. Для того чтобы как-то справиться с пугающими демографическими изменениями, советское правительство запускает пропа­гандистскую компанию по усилению авторитета семьи и роли материнства. Многочисленные статьи, появляющиеся в прессе, рассказывают о радостях материнства и о том чувстве полноты жизни, которое оно дает женщине. В дополнение к законодательным мерам, объективно работавшим на укрепление семьи (главным среди которых было Постановление ЦИК и СНК «О запреще­нии абортов, увеличении материальной помощи многодетным матерям и о рас­ширении системы родильных домов, яслей и детских садов 1936 года, имено­вавшееся в просторечии «законом о счастливом материнстве»), официальная культура все более активно выводит на первый план образы матерей и всепо­беждающей материнской любви32. Как отмечает американский историк Ро­берт Тарстон, в кампании по укреплению советской семьи был лично заинте­ресован сам Сталин, позволявший использовать свое имя, свой образ и образы своих родственников в пропаганде семейных ценностей. «Изображаемый в романах как отцовская фигура, Сталин часто появлялся в Кремле со своим собственным ребенком; он также демонстрировал свою глубокую привязан­ность к детям на многих фотографиях того времени»33. Дискурс материнства как производительной деятельности, доминировав­ший в общественном сознании в 1920-е годы, ставивший материнство на одну доску с работой и карьерой, в целом плохо сочетался с этой новой идеологией «счастливой семьи». Доведенный до логического предела, он требовал материального вознаграждения для матерей, сопоставимого с тем, какое женщины получали на производстве. Объявляя же рождение детей делом максимально естественным, данным женщине самой природой, власть получала возмож­ность эксплуатировать женскую репродуктивную сферу, не предлагая компен­сации и не уменьшая нагрузку женщины на производстве. Постоянный приток женщин на производство поддерживался экономическими рычагами: как пока­зывают исследования динамики заработной платы в промышленности в этот период, оклады рабочих в большинстве отраслей уменьшились почти на 50% за период с 1928 по 1932 годы34. Теперь, чтобы поддержать тот же уровень потребления, семье уже требовалось два работающих вместо одного. Натура­лизуя институт материнства и объявляя его лежащим в компетенции биологии и медицины, государство получало в свое распоряжение рычаги уже не эконо­мического, а идеологического контроля и в сфере воспроизводства. Именно тогда, в 1930-х и складывается специфически советская конфигу­рация гендерного неравенства, при которой женщина ведет домашнее хозяй­ство и отвечает за детей, будучи при этом занята полный рабочий день на производстве. Это уникальное для индустриальных стран распределение обя­занностей, которое в западной феминистской литературе было обозначено спе­циальным термином «двойная ноша» (the double burden) и которое характери­зует разделение труда между полами на всем протяжении советской и постсо­ветской истории, не было, как это часто думают, следствием идеологии женс­кой эмансипащти, возникшей сразу после революции 1917 года. «Двойная ноша» -это продукт более позднего времени, а именно, начала сталинской индустриа­лизации, и, как это ни парадоксально, идеологии «естественного» материнства и счастливых многодетных семей. Начиная с 1930-х и вплоть до конца совет­ского режима «настоящей» матерью считалась та, которая умела соединять «дар материнства», данный ей «самой природой», с работой вне дома, на кото­рой она была бы занята полный рабочий день. Как и любое другое производ­ство, производство матерей в Советской России, явно или неявно оказывалось подчинено принципам максимальной капитализации ресурсов и извлечения прибыли, чему не в малой степени способствовали учебники по уходу за ре­бенком и другая популярная литература, посвященная материнским обязанно­стям. * Детская смертность продолжает быть очень высокой на протяжении всего предво­енного десятилетия, хотя ее уровень несколько ниже, чем в 1920-е. В соответствии с официальной статистикой, в 1937 году на 1000 рождений приходилось 170 смертей детей возрасте до одного года, а в 1940 - даже 182 (Население СССР: справочник. М. : Политиздат, 1977, С, 9). 1. Rich, Adrienne. Of Woman Born: Motherhood as Experience and Institution (New York: Vintage Books, 1976). 2. Weiss, Nancy Pottishman. «Mother, The Invention of Necessity: Dr. Benjamin Spock's Baby and Child Care», American Quarterly, 4, Fall,1977. К числу исследований, рас­сматривающих популярную литературу по уходу за младенцем как инструмент государственного идеологического диктата, можно отнести также: Ehrenreich, Barbara and English, Deirde. For Her Own Good: 150 Years of the Expert's Advice to Women (New York: Anchor Books, 1979); Grant, Julia. Raising Baby by the Book: The Education of American Mothers (New Haven and London: Yale University Press, 1998); Hays, Sharon. The Cultural Contradictions of Motherhood (New Haven and London: Yale University Press, 1996). 3. Коллонтай, Александра. Семья и коммунистическое государство (М.: Госиз-во, 1920). 4. Stites, Richard. The Women's Liberation movement in Russia: Feminism, Nihilism, Bolshevism (Princeton, 1978). 5. Goldman, Wendy Z. Women, the State and the Revolution: Soviet Family Policy and Social Life, 1917-1936 (New York: Cambridge University Press, 1993). 6. Hoffman, David. «Mothers in Motherland: Stalinist Pronatalism in its Pan-European Context», Journal of Social History, Fall, 2000. 7. Waters, Elizabeth. «The Modernization of Russian Motherhood, 1917-1937», SovietStudies, Vol. 44, Issue 1. 8. Ibid. 9. Миронов. Б.Н. Социальная история России периода империи (XVlII-началоXXв.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. 1 (С-Пб.,2000). 10. Гецов Г.Б. О чем говорил ветер: Охрана матери и младенца (Киев: Издательство Сорабкоп, 1923), с. 3. 11. Там же, с. 7. 12. Книга матери (как вырастить здорового и крепкого ребенка и сохранить здоровье) (М.: Издание Отдела Охраны Материнства и Младенчества Наркомздрава, 1926), с. 11. 13. Там же, с. 107. 14. Certeau, Michele de. The Practice of Everyday Life, transl. by Steven Rendall (Berkeley, Los Angeles, London: University' of California Press, 1988), p. 140. 15. Goldman, Wendy Z.  Women at the Gates: Gender and Industry in Stalin 's Russia (Cambridge: Cambridge University Press, 2002), p. 17. 16. Ibid., p. 93-138 17. Сперанский, Т.Н. Ребенок раннего возраста: книга для родителей. M.-Л.: Медгиз, 1941, с.71. 18. Сперанский Г.Н. Азбука матери (М., Наркомздрав СССР, 1924). 19. Сперанский Г.Н. Ребенок раннего возраста, с. 26. 20. Конюс Э. М. Мать и дитя: спутник родителей (М.-Л., Наркомздрав СССР, 1939), с. 6,24. 21. Сперанский Н.Г. Ребенок раннего возраста, с. 60. 22. Там же, с.28. 23. Там же, с. 32. 24. Кларк, Катарина. Советский роман: история как ритуал (Екатеринбург: Издатель­ство Уральского университета, 2002). 25. Гигиена и воспитание детей раннего возраста. Краткое руководство для родителей, под ред. Н.Ф. Альтгаузена. Изд. второе, исправленное и дополненное (М.-Л.: Государственное Издательство биологической и медицинской литературы, 1936), с. 43-44. 26. Там же, с. 46. 27. Там же, с. 48. 28. Arnup, Katherine. Education for motherhood: advice for mothers in twentieth-century Canada (Toronto; Buffalo: University of Toronto Press, 1994), p. 194. 29. Goldman, p. 266. 30.   Hoffman. p. 145. 31. Ibid, p. 146. 32. Гюнтер X. «Архетипы советской культуры», Соцреалистический канон, под ред. X. Гюнтера и Е. Добренко (СПб: Гуманитарное агенство «Академический проект», 2000). 33. Thurston, Robert W. «The Soviet Family During the Great Terror», Soviet Studies, Volume 43, Issue 3, 1991. 34. Goldman, Wendy. Women at the Gates.
04.07.2011
По мнению мусульман... ГВ и красивая улыбка