Из истории грудного вскармливания в России
История уничтожения ГВМожет, прозвучит резко, но не пора ли нам, ребятки, оставить свое позорное рабское крестьянское наследие там, где оно и должно быть - в книжках по истории? По всей видимости, расслоение по классовому признаку в далёком прошлом каким-то непостижимым образом всё же влияет на ситуацию с ГВ в семьях людей и сейчас.
Хвалиться не хочу, но у меня одни из предков были из купцов, пусть из самой низшей гильдии, но всё же, это заметно повлияло на уровень жизни и образования нашей семьи в пяти последних поколениях. Моя пра-прабабушка не батрачила, у них была сельская лавка, и они иногда сами нанимали работников, баринами-нахлебниками они не были, а были честными работниками, тем не менее свобода кормить детей была, и нужды не было кормить детей из коровьего рога, и "отдавать на воспитание петухам", выклёвывавшим деткам глазки.
Конечно, раскулачивание чуть было не коснулось нас, "благодаря" подлым завистливым односельчанам, но... ничего у них не вышло: мой прадед был грамотным, приехал в Москву на приём к Калинину, от Калинина он привёз крутую бумагу, в к-й было сказано, что его семья - "середняки" и, стал. быть, завистливым подлюгам пришлось закатать свою губу.
Озлобленность завистников пережили, избежав серьёзных последствий, но, увы, "Советская власть" всё равно сделала так, что прабабушке пришлось на следующий день после родов (29 июля 1933 г.) косить осоку в ледяном ручье. Застудилась, получила лихорадку и "вуаля", у её дочери (т.е. маминой мамы) не было ГВ младенцем, вскармливали козье молоко, вроде, пила.
А потом "Советская власть" сделала так, что моей бабушке самой был декрет только 2 месяца 11 дней, и на работу, куда же ещё! Итак, у моей мамы не было полноценного ГВ младенцем, вероятнее всего, было СВ вперемежку с коровьим молоком. Ну, и дальше со всеми остановками: у моей мамы не сложилось ГВ со мной, т.к. невовремя назрел развод с мужем, в доме была ругань, и некому было помочь в условиях объявленной мною забастовки - отказа от груди, по одной версии.
Такова история ГВ в моей семье, начиная с купеческих времён царизма, и заканчивая советским периодом, где не было консультантов по ГВ, кроме товарища Сталина и ему подобных "светил педиатрии".
Но мы всё преодолели и вышли-таки на правильную дорогу! Я сама прекрасно изучила теорию ГВ, у меня всё должно получиться, и моя сестра под моим чутким руководством тоже сейчас великолепно кормит грудью, и собирается делать это до самоотлучения. Это можно назвать возрождением здоровья нашей семьи, того самого, к-е не получить нигде и никак, а только "с молоком матери". Как в одном посте написали обо мне: "Сиськи наголо! Даешь ГВ!" Да, я действительно убеждена, что настрой должен быть именно такой, и никакой другой, тогда будет щастье, тогда будет успех.
Кстати, а у Вас какие есть наблюдения за ГВ в собственной семье на протяжении нескольких поколений с сопоставлением исторической обстановки и уровня дохода и образования семьи?
Синди, Копирайт 2010
А теперь статья, взято
Из истории грудного вскармливания в России
Демографическая ситуация в России в конце XIX в. отличалась очень высокой рождаемостью и высокой смертностью по сравнению со странами Европы. Причем рождаемость была высокой у всех народов России. Уровень же смертности у разных народностей заметно отличался, и эти различия в первую очередь были вызваны сильной разницей в показателях детской смертности.
Дети до 6 летнего возраста составляли 42,5% общей смертности, и были уезды, где 3 четверти всех смертей падало на детей. До 6-8 лет детей и не жалели, если помрет. Замечательную пословицу привез откуда-то из Зауралья знакомый врач: "Скотинку с приплодцем, детей с приморцем". Причин этому было много - суровые условия крестьянской жизни: плохие жилища, одежда, тяжелый женский труд, низкий уровень развития медицины - лечение магическими ритуалами, различные суеверия, связанные с уходом за младенцем.
Повышенная младенческая смертность особенно наблюдалась у русских, что было связано с распространенным на селе обычаем давать ребенку едва ли не с рождения наряду с материнским молоком жеваный хлеб, кашу и другую пищу, что оборачивалось частыми желудочными заболеваниями, нередко смертельными.
Например, в Пермской губернии (при одинаковых условиях жизни) - у православных крестьян на 1 году жизни из 1000 детей умирало 342 ребенка, а у магометан-татар, живущих рядом, 142 !!! Единственное объяснение указанной громадной разницы в смертности детей православных и магометан - обычай татар кормить детей грудью весь первый год и иногда дольше, что определяло более низкий уровень младенческой смертности.
А русские крестьянки или слишком рано бросали кормить, или заменяли грудное кормление с первых дней излюбленной хлебной соской (заворачивают хлеб, иногда закисший, в кусочек марли и дают ребенку сосать), кашами и просто жеваным хлебом! Уже с 2-6 недели ребенку могли давать разбавленное коровье или козье молоко. Для искусственного кормления - использовали рожок - коровий рог, на который надевался сосок коровьего вымени.
Русская крестьянка испокон веков являлась дорогой работницей для семьи. Общераспространенный факт, что детей часто оставляли на время работы в поле старухам или более старшим детям 6-7 лет. Известны случаи, когда грудных детей съедали животные, петухи, бывало, выклевывали им глаза, дети горели в пожарах, ими же учиненных по шалости, обваривались, становились калеками из-за падений по недосмотру.
Природные условия России таковы, что все участники семьи должны были работать в поле, не только на себя, но и на барина. Женские руки были на счету (существовал обычай «прикармливания невесты» - свекровь старалась понравиться невестке, ведь семья получала новые рабочие руки). На это так же указывает и то явление, что у крестьян не было в обычае давать за невестою такое приданое, которое бы шло в пользу мужа. Крестьянину нужно не приданое жены, а она сама: "На что корова, была бы жена здорова". Как только женщина оправлялась от родов (обычно через 40 дней), она должна была работать, иногда далеко от дома. Кормления получались редкими, молока из-за этого могло быть немного, женщина снова быстро беременела и рожала, не оправившись от первых родов. Дети часто умирали не только от недостатка питания, но и от собственной слабости вследствие частых родов.
Мусульманские народы имеют другую психологию и образ жизни (исконно скотоводческий, если брать российские народы, а на Юге вообще таких усилий по возделыванию земли, как в России, не затрачивалось), следовательно, женщина больше времени проводит дома или недалеко от него, то есть она больше времени может уделять ребенку и успешно кормить его грудью. Еще добавляется религиозный фактор, который влияет положительно. Коран предписывает кормить младенца грудью до 2 лет, и ослушание сурово наказывается. Кормящая мать получает 1 награду (1 саваб) за каждую каплю молока, которым она вскармливает ребенка. Когда у ребенка заканчивается период грудного вскармливания, Аллах посылает к матери ангела с доброй вестью об огромной награде за кормление грудью.
Мою мысль, что тяжелый труд русской женщины мешал успешному кормлению, подтверждают еще такие факты: в Полинезии, теплой стране, были нередки кормления до 6-7 лет, когда впервые покуривший "мужчина", запивал трубку материнским молоком. И так же у эскимосов, где ценится именно труд мужчины-охотника были ситуации, когда 15летний юноша, пришедший с охоты, утолял жажду материнским молоком, т.е там труд женщины не имел решающего фактора в жизни семьи. Мою мысль может подтвердить еще то, что в России правовое положение женщины в семье не было столь печальным, как на юге, в мусульманских странах, опять же исходя из ее роли активного участника трудового процесса.
20 век принес нашей стране новые катаклизмы. Революция, коллективизация, война, строительство коммунизма и «женщина у станка» так же не способствовали тому, чтобы женщины могли много времени уделять своим детям. Появление заменителей грудного молока – искусственных смесей еще больше потеснило грудное кормление. Эмансипация и «феминизм» так же внесли свой вклад. Конечно, нельзя сказать, что в России не было мам, которые успешно кормили малышей грудью. Однако часто оказывается (из рассказов бабушек), что эти женщины кормили грудью вопреки всему – голоду, разрухе, нехватке времени из-за работы, и они не считали необходимым соблюдать режим кормлений, навязывавшийся педиатрами.
До недавнего времени считалось, что смесь и грудное молоко взаимозаменимы и равноценны. В 50 годы даже утверждалось, что смеси лучше грудного молока. Теперь ВОЗ призывает вообще не использовать слово «заменитель грудного молока», так как состав смесей и молока женщины далеко не равноценен – так же, как и неравноценна обычная пища и витаминизированные пищевые таблетки, о создании которых бредили ученые в начале 60-х годов. Взрослые, осознающие и умеющие сравнивать, предпочтут бульон из курицы, а не из кубика, младенцев же считается за норму кормить разводными консервами.
Искусство грудного вскармливания почти утрачено. Когда мать кормит ребенка из бутылки, приучает засыпать самостоятельно с младенчества, отдает в ясли, не обращая внимания на крики и слезы, она игнорирует здоровые потребности новорожденного и маленького ребенка в угоду постиндустриальному технологическому обществу, во главе угла которого стоит удовлетворение потребностей материальных, стимулирующих развитие технологий, конкуренции, жажду получения прибыли. А от грудного молока какая прибыль? Оно естественно и не технологично.
Может быть, не следует высокомерно относиться к нецивилизованным обществам (например, индейцам Амазонии), которые воспитывают детей с низким уровнем агрессии, ненависти, конкуренции. В этих обществах постоянно присутствует близость матери и ребенка. А если к этому еще добавить тот факт, что отсутствие подобной близости является частой причиной различных отклонений в развитии детей (что признала медицина), то уже не остается сомнений в том, что в развитии ребенка немалую роль играет опыт его рождения и вид вскармливания.
Сейчас семьи редко имеют более 2 детей, дети стали более ценны, и мало что мешает (мы живем в более спокойное время, имеем возможность уйти в отпуск по уходу за ребенком) матери быть близкой с ребенком в первые годы, когда закладывается его психическое и физическое здоровье. В процессе грудного вскармливания формируется целый комплекс тончайших психофизиологических контактов между матерью и ребенком, которые могут остаться пожизненной основой внутрисемейных отношений. Грудное кормление дает ребенку ощущение благополучия и навсегда запечатлеваются в его психике. Есть мнение, что дети, длительно (до 1 года и более) находившиеся на грудном вскармливании, растут более защищенными и приспособленными к жизни, они реже отличаются повышенной агрессивностью, более спокойны и добродушны.
Однако, тем не менее, миф о доступности искусственного вскармливания и его равноценности грудному еще очень живуч, и многие наши мамы и бабушки поддерживают его, не имея опыта успешного кормления. В то же время в результате неблагополучной экологической обстановки количество здоровых детей, увы, неуклонно сокращается. Применение искусственных смесей для их вскармливания – дополнительный фактор ухудшения здоровья.
Надо понять, что стоит осознанно относится к выбору типа вскармливания своего ребенка.
В последние годы в мире изменился подход к вопросам грудного вскармливания, психологии новорожденного. Многие утерянные знания и навыки восстанавливаются, в ходе научных исследований обнаруживаются новые данные о положительном влиянии материнского молока на организм малыша. Ведут просветительскую работу Ла Лече Лиг (Международная Молочная Лига) и ВОЗ, различные общественные группы поддержки. Теперь у вас есть возможность дать малышам то, что не могли сделать предыдущие поколения женщин – вскормить своего малыша своим молоком, ему предназначенным.
Михайлечко Оксана.
по Гундобина О. Ребенок грудного возраста 1901 Спб
Брокгауз и Ефрон 1896 т.48 ? ст. Вскармливание