Малыши и математика: пять путей к взаимопониманию
Обучение.Что для малышей математика и как учить малышей математике
Есть вещи, которые ребенку по возрасту, а есть - которые не по возрасту. Есть какие-то вещи, до которых он дорос, а есть - до которых не дорос. И когда ребенку в год-полтора-два сказать: «Давай, малыш, мы выучим буквы и цифры» - это не по возрасту. А что - по возрасту? Как заниматься математикой с самыми маленькими?
Первое «по возрасту». Игра.
Игра - естественное для маленьких детей состояние и основная их деятельность, в том числе познавательная. В игре лучше всего усваивается информация и осваиваются навыки. Хотите, чтобы ребенок что-то понял - поиграйте с ним в это. Язык игры - самый понятный язык для детей.
Второе «по возрасту». Язык тела.
Все, чем мы ребенком занимаемся, должно быть пропущено через его тело. Через игру и через тело.
На наших мы все переводим в какие-нибудь понятные ребенку движения. Помаши одной рукой, помаши двумя руками. Встань на одну ногу, похлопай одну коленку, спрячь одну коленку, спрячь две коленки. Спрячь одно ухо. Сколько я пальцев подняла - столько раз стукни. Сколько раз я скажу мяу, столько раз подпрыгни. Сколько раз я хлопнула, столько шагов пройди.
Мы переводим одно движение в другое, а потом уже начинаем переводить их в количество. Мы говорим с ребенокм на языке тела ребенка - понятном ему языке.
Третье «по возрасту». Все надо потрогать.
Когда говорят «мой ребенок умеет считать до 20», «мой ребенок умеет считать до 100», чаще всего имеют в виду, что ребенок умеет произнести скороговорку или стихотворение «один-два-три-четыре-пять-…» и так далее. Но это еще не счет.
Если нарисовать какую-нибудь линию и сказать: «Вот тут у меня 1, вот тут - 10, вот тут - 20, а покажи, где 15?». И когда он дотуда досчитает, тогда он будет знать, где 15. А пока он по порядку все ступенечки не пройдет, он не знает.
Что мы делаем, когда занимаемся с дошкольниками в ?
Во-первых, мы советуем родителей не торопиться со счетом.
Во-вторых, мы по максимуму используем различные счетные материалы. Все, что мы считаем, мы должны считать на каких-нибудь предметах.
Для четырехлеток, например, игры со счетными бусами - это зачастую как волшебство или фокус в цирке. Вы можете любые бусины надеть на шнурок - пять одного цвета, пять другого, этого вполне достаточно для маленького ребенка. И дальше зажимаете несколько бусин посередине в кулак: «Сколько бусин я сейчас спрятала? Какого цвета?» А теперь - сколько я вот так спрятала? Если он не знает - открой и покажи. А потом ребенок говорит - а давай я тебе загадаю, а ты отгадаешь? Он мне загадывает, а я смотрю и говорю - ага, ты спрятал одну синюю и две красные. Ребенок разжимает ладошку - и правда, одна синяя и одна красная! «Ты подсматривала!» - «Нет, я не подсматривала», - «А как ты тогда догадалась?»
Для многих детей в 4 года это наше «как догадалась» - еще не по возрасту. Дорастет - сам догадается!
Мы используем все - счетные палочки, счетные кубики и просто кубики, , считаем на пальцах (мы обязательно считаем на пальцах!)… Когда дети все эти 1-2-3-4-5 потрогают своими пальчиками, переложат из руки в руку или из кучки в кучку, - они их начнут понимать.
Четвертое «по возрасту». Выбирать, сравнивать, делать так же…
По сути, это логические задания. Выявление сходств, различий, закономерностей. И с ними дети справляются, и делают их с увлечением и очень старательно.
Совсем маленьких (2-3 леток) мы просим разложить кубики - красные на красную тарелку, синие кубики - на синюю. Бывает, дети еще не знают, каким словом какой цвет называется, а с заданием справляются.
Справились все, можно двигаться дальше. Вот я сложу их трех кубиков башенку, ты сложи такую же. Многие дети говорят: «Нет, это я сложу, а ты повтори!» Тоже хорошо. В таком варианте можно сделать небольшую ошибку и спросить ребенка: «Я точно сделала, как у тебя? А посмотри внимательно? А может, этот кубик надо на краешек подвинуть? Или треугольный кубик другой стороной повернуть?»
Пятое «по возрасту». Геометрия для 2-4-леток.
А какую еще башенку можно сложить из этих же трех кубиков? Да, треугольный кубик сбоку, не только сверху. А теперь - еще одну, похожую на первую, но у нее кубик с краю. И мы все, что делаем, озвучиваем. Потому что без речи мы никуда не сдвинемся. На, сверху, под, посередине, с краю… Это важно, это пространственное мышление.
С детьми от 4 лет можно строить по схемам, от 5 лет и зарисовывать по клеточкам то, что построили.
Резюме.
Занятия с малышами (2-4 лет) должны быть игровыми! Все, что ребенок узнает, он должен обыграть, а также прочувствовать своим телом и потрогать своими руками. Время абстрактных понятий придет позже. Сейчас же ребенок должен играть, двигаться, разговаривать и трогать!