Центры композиции в фотографии
секреты ремесла (композиция, сюжет, съемка)Фотографии, производящие наибольшее впечатление, это те, которые оставляют известные пробелы, места отдыха для глаз, которые позволяют сосредоточить внимание лишь на небольшом числе предметов. Детали частностей, которые не помогают выражению самого главного и характерного не только бесполезны, они вредны, т.к. рассеивают внимание и отвлекают от главного.
Членение композиции на элементы главные, определяющие смысл фотокартины и второстепенные, несущую дополнительную и, соответственно, менее значимую информацию - необходимое условие получения целостной и завершенной картины. В противном случае зрителю будет трудно разобраться в сумятице близкого и далёкого, малого и большого, главного и второстепенного.
На практических работах рассмотрим приёмы формирования зрительного и смыслового центра кадра.
Рис. 1 пример формирования центра композиции в геометрическом центре кадра. Он является доминантой цвета, формы и освещения кадра и не оставляет сомнения в своей главенствующей роли.
Цветовой контраст этой фотографиипозволил четко сформировать композиционный центр кадра.
Первым побудительным импульсом построения композиции кадра, как правило, является размещение её главного, смыслового элемента в центре кадра. Это возможно, но наименее интересно, т.к. заранее делает композицию статичной и мало выразительной (стандартной). Главный элемент композиции может быть размещён на втором плане, в то время как передний план служит как бы подходом к нему. Линейный рисунок кадра, приводящий взгляд зрителя к сюжетному центру картины - один из приёмов формирования этого центра (линии, направленные к главному). Кроме того, организация переднего плана делает картину пространственной, придаёт ей динамику. Передний план притягивает внимание из-за масштабного его преувеличения (особенно при съёмке с нижней и приближенной точки) за счёт закономерностей линейной перспективы.
Наиболее действенным приёмом формирования композиционного центра можно считать оптический акцент на главном, когда стержневой, смысловой элемент композиции изображается чётко и резко, в отличие от элементов второстепенных, дополнительных. Максимально резкий участок изображения притягивает внимание зрителя в первую очередь, и, следовательно, становится первым элементом восприятия, элементом, раскрывающим авторский замысел. Умелое управление глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП) позволяет фотографу эффективно использовать такой приём формирования зрительного центра композиции, как оптический акцент на сюжетно важном элементе композиции )
.
Не следует забывать и о том, что сочетание резкого и нерезкого позволяет сделать картину пространственной (воздушная перспектива), а часто и динамичной.
Одним из приёмов организации зрительного центра кадра является световой акцент на главном. Это такое изображение, где самое светлое пятно становится композиционным центром. Это возможно из-за того, что зритель смотрит в первую очередь на светлое, контрастное, а затем рассматривает более тёмные участки изображения
Привлечь внимание, сформировать зрительный центр кадра, можно освещая главный элемент композиции более других.
На практике фотографы сочетают разные приёмы организации композиционного центра кадра, понимая, что композиция будет рыхлой, невыразительной, малосодержательной, если все её элементы в равной степени резкие, чёткие, одинаковы по расположению на плоскости.
Для решения основного закона композиции - закона получения целостной и уравновешенной картины, необходимо понимание значимости каждого участка плоскости кадра (с точки зрения восприятия его зрителем), умелого расположения элементов композиции с непременным условием создания смыслового композиционного центра кадра