Зимние занятия - неделя третья
Тематические недели (КАТЕГОРИЯ ЗАКРЫТА) ТОЛЬКО СТАРЫЕ ПОСТЫ!Тема занятий этой нашей недели - северные животные.
Герои недели:
белый медведь
полярный волк
северный олень
тюлень
пингвин
полярная сова
морж

Эта неделя на самом деле была ещё перед Новым годом, поэтому в описании будут встречаться и некоторые предновогодние дела. Они уже неактуальны, но, надеюсь, читатели меня простят. Описать все это раньше не было никакой возможности.
Итак, к делу. Выяснив всё про зиму и про традиционные зимние занятия, решили мы поговорить о тех местах, где зима круглый год, и где живут такие животные, которых в нашем парке не встретить. Кто же это?
Каждый день появлялся один представитель северной фауны и рассказывал об одном факте из северной жизни (северное сияние, полярная ночь и пр.), что и определяло нашу деятельность в этот день. Очень помог набор картинок "Арктика и антарктика" - вывешивала "пройденные" картинки на стену, всю неделю на них смотрели. Вообще, такой способ представления материала мне показался очень правильным - захотел ребенок - подошел посмотрел, в тот момент, когда сам этого хочет, нет - нет. Ненавязчиво, без принуждения и сразу понятно итересно ему это или нет.
Полярная сова
Полярная сова рассказала нам о Северном полюсе и об Арктике. Вместе с ней мы искали эти места на большой географической карте (она у нас где-то 1м х 1,5м, стелим её на полу). Карта эта наш давнишний любимый друг - играем с ней уже, наверное, год. Она из тех предметов, которые дают бесконечные возможности для использования в игре: можно просто рассматривать, можно цвета изучать, можно мосты через реки строить из кубиков или сажать игрушечных героев и отправлять в путешествие по морю, земле или воздуху, а с детьми постарше можно и исторические или географические факты изучать...

А ещё сова рассказала про полярную ночь, которую мы решили изобразить: закрашивали лист бумаги синей краской с помощью губки.

Кажущееся на первый взгляд скучным и малоинтересным, такое задание, к моему удивлению, очень Алеше понравилось. Думаю, ему понравилось губкой работать (раньше не пробовали), он очень старался, почти весь лист сам закрасил.Остановило только то, что краска кончилась. Тем, кто захочет повторить, советую не брать очень маленькую губку, ребенку удобнее держать большую, лучше краску развести в емкости побольше.
Ну и в пальчиковую игру про сову играли:

Пингвин
Пингвин рассказал про вечные льды, айсберги и ледоколы.
Наша полярная ночь разукрасилась снежным пейзажем: рисовали линии клеем-карандашем, а потом сыпали манку. А на клей ПВА сыпали соль: крупную морскую и мелкую обычную - получались ледяные сугробы.

Соль, особенно мелкую, руками лучше не трогать - может раздражать кожу, лучше сыпать ложкой.
Играли в подвижную игру: нужно ходить, изображая пингвинов, одновременно удерживая на голове мешочек или подушечку:
Идут себе вразвалочку,
Шагают вперевалочку
Пингвин - мама
Пингвин - папа
И сынишка-пингвинишка
В черном фраке и манишке
Ну а вечером в ванной у нас появился ледокол

даже два

Из нереализованных идей: строительство айсберга из снега и льда на улице, посещение ледяного городка в парке (например, в Сокольниках).
Белый медведь
Белый медведь рассказал про Северное сияние.
Правда, пока он к нам дошел, где-то потерял свою шубу, так что пришлось помочь ему и сделать новую: обклеивали картинку ватой:

А вот с ватой сыну вообще не понравилось обращаться. И медведя этого я час рисовала! :)
Зато северное сияние с охотой изображал. Сначала намочили лист водой, потом капали туда краску и смотрели как здорово она расплывается, а потом сыпали морскую соль. Когда высыхает - красиво получается.


Вспомнили игры-инсценировки про бурых братьев нашего героя:
"Мишка косолапый" (всем известна) и
"Медвежата":
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили -
Вот так, вот так, головой своей крутили.
Медвежата мед искали, дружно дерево качали -
Вот так, вот так, дружно дерево качали.
А потом они ходили и из речки воду пили -
Вот так, вот так, и из речки воду пили.
А потом они плясали, лапы выше поднимали -
Вот так, вот так, лапы выше поднимали.
Из нереализованного: рисование Северного сияния на улице на снегу (цветной водой из бутылок с горлышком типа спорт) и в ванной (пальчиковыми красками или цветной глиной).
Северный олень
Северный олень рассказал, что северной полярной ночью в небе видны звезды и луна.
Мы сразу же поспешили добавить их на нашу картинку: наклеили звезды и луну из теста, которые сделали на прошлой неделе.
А ещё олень рассказал, что Дед Мороз уже собрался в дорогу, так что пора готовиться к его приходу. Вот мы и решили, что пора нарядить ёлку. Сначала смотрели на наряженные елки в книжках, а потом нарядили свою большую.
Забавно, что Алеша в прошлом году боялся мишуры, а в этом, наоборот, вытаскивал её из всех пакетов, обматывался в неё сам и бегал с визгами восторга.
Полярный волк
Полярный волк рассказал про собачьи упряжки. А ещё попросил Алешу помочь нарядить елочку, которую он нашел по дороге. Ну уж елки мы теперь наряжать умеем - так что сразу согласились волку помочь.
Вот такая она была неприглядная

Наклеили на неё разноцветные кусочки пластилина, а на них - кусочки мишуры (должна же я была придумать какую-то активность с мишурой, раз она так сыну понравилась). Получилось вот что

Волку понравилось, да и нам тоже. А вам?
Тюлень
А вот вместе с тюленем стали мы рассуждать, чем же питаются животные на Севере, раз там всё в снегу и во льдах. Оказалось, что рыбой. И пока мы про это рассуждали, наш тюлень проголодался, так что пришлось ему ловить рыбу.

Сначала в магнитную рыбалку играли. Только вот тюлень сказал, что рыба эта ему не подходит, не северная она. Тогда пошли ловить ледяных рыбок.

В формах для льды в виде рыбок я заморозила пищевые (поскольку не знала, чем эта затея закончится) жидкости разных цветов (сок, морс, компот). Потом "запустила" их в воду, а сыночек ловил ситечком, причем делать это надо было быстро, пока рыбки не растаяли.
Получилось очень весело.
Морж
А вот морж ничего рассказывать не стал, сказал, что Алеша уже всё-всё про Север знает и наверняка сам поймет, куда и зачем ведут странные следы, которые появились в коридоре...

Моё предложение "пойти по следам" Алеша воспринял буквально и шел, стараясь попадать ногой точно в след (вот и задание на координацию и ловкость неожиданно получилось). Привел нас след к снежной поляне, на которой обнаружились и другие неизвестные следы.

Дальше логическая игра. Цель - определить, кто ходил, сопоставляя след на листочке с карточкой-подсказкой. Под крышечками - верный ответ. Хотела ещё использовать лупу для рассматривания следов на листе (ну вроде как физический мини-эксперимент), но не успела её купить. Честно говоря,я и не надеялась, что ребенок такое задание сможет выполнить. Оказалось, смог. Может, потому, что мы часто играем в следы (рисуем их на листе или земле, оставляем отпечатки на снегу), а может, потому, что наши дети развиваются и умнеют быстрее, чем мы это осознаём...
Ну и стали мы рассуждать, зачем это все звери здесь собрались - решили, что пришли они к медведю на День рождения. А что все делают, если День рождения? Гости готовят подарок (слепили для медведя рыбу, Алеша плавники вставлял), а именинник - угощение (слепили маленький пирог и украсили его фасолью и горохом, здесь Алеша уж и сам справился).


Вот теперь и Алешин День рождения можно праздновать, он как раз на конец нашей недели пришелся.
А поскольку тема северная у нас всю неделю была, то и развлечения для маленьких гостей тоже соответствующие были - играли мы в коллективное путешествие на Северный полюс и зимние угощения ели.
Но про это отдельно надо писать.
