Другой взгляд на адвент
Праздник к нам пришел (Игры в День Рожденья, Новый год, 8 марта и.т.д.. А так же чем занять нескольДоброе утро, дорогие! Решила поделиться идеей замечательной женщины, матушки, многодетной мамы и семейного психолога о подготовке к праздникам, для меня статья стала открытием и идеей на следующий год. Ведь дарить подарки намного приятнее, а еще учить заботится и думать о ближних.
Источник https://vk.com/myfamilypsy?w=wall-81773636_41
В РОЖДЕСТВО ВСЕ НЕМНОГО ВОЛХВЫ...
Как-то так совпало, что перед праздниками несколько человек обратились ко мне с одинаковым вопросом. Это были мамы, которые жаловались на трудности в общении со своими детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Проблемы были разного характера, но все эти мамы заканчивали рассказ о них предположением: «Может быть, ребенку не хватает моего внимания?»
Казалось бы, впереди длинные каникулы, прекрасная возможность проверить свое предположение и что-то исправить. Но оказалось, что родители не всегда и знают, как это внимание ребенку дать. Особенно часто такое случается с родителями, которые много работают: вот, и время есть, и ребенок рядом, но что-то не приходит в голову никакого совместного времяпрепровождения, кроме посещения тетра, цирка, кино...
Сходить на новогоднее представление здорово, но если говорить о восполнении родительского внимания, то этого недостаточно. Тут необходимо НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ: какое-то совместное дело, игра. И взрослому человеку, особенно, если большую часть своей жизни он посвящает совсем другим вопросам, не всегда легко настроиться на «детский» лад и придумать интересное совместное занятие.
Поделюсь одной идеей приятного и полезного времяпрепровождения с ребенком, подходящей для праздничных дней.
Мне очень нравится западная традиция Адвента: ребенок следит за приближением праздника по календарю (4 недели до Рождества), каждый день получая небольшой приятный подарочек. А ведь подготовка праздника, его ожидание - это как минимум половина удовольствия от самого торжества.
Однако в нашей семье воплотить традицию адвент-календаря никогда не удается. Особенно в отношении подарков. Дело в том, что за время Новогодне-Рождественских праздников дети успевают получить такое количество подарков и сладостей (от друзей, родственников, от Деда Мороза, на елках), что еще ежедневные сюрпризы адвент-календаря могут попросту свести радость от подарков до минимума, ребенок просто привыкает к ним.
А почему бы не посвятить время ожидания праздника (а можно и время после праздника, например, период Святок - время от Рождества до Крещения Господня) тоже подаркам, только не получению, а ДАРЕНИЮ друзьям и родным?
Дарить подарки, вообще-то, огромное удовольствие, не меньшее, чем их получение. Но не все умеют и любят это делать. И тут как раз самое время объяснить ребенку, как делать по-настоящему хорошие подарки, и научить его получать удовольствие от самого процесса.
Итак, БУДЕМ ДАРИТЬ ПОДАРКИ РОДНЫМ И БЛИЗКИМ. Если облечь это занятие в форму КВЕСТА, то оно станет вдвойне захватывающим для ребенка. Можно писать записки с заданиями, например, от лица Деда Мороза и подкладывать в разные неожиданные места.
А вот примерный список заданий:
1. ПРОЧИТАТЬ РАССКАЗ О.ГЕНРИ "ДАРЫ ВОЛХВОВ". Скорее всего, его придется частично пересказать, так как некоторые отступления слишком сложны для ребенка. Суть рассказа от этого не пострадает. Совместное чтение и обсуждение этого рассказа - прекрасная возможность поучиться у героев тому, что:
- Подарок должен быть сделан от души. Дарить то, что самому не нужно, - это не подарок.
- Хороший подарок - это нечто такое, что действительно порадует того, кому этот подарок предназначен.
Согласитесь, что даже мы, взрослые, не всегда в полной мере учитываем эти факторы. Потому что делать такой подарок - занятие весьма трудоемкое.
2. Теперь можно предложить ребенку ПОМОЧЬ ДЕДУ МОРОЗУ (Санта-Клаусу) в организации Рождественского праздника. Можно рассказать о том, кто помогает Рождественскому деду разносить подарки в традициях разных стран (Снегурочка, эльфы, гномы). А в Испании детям на Рождество подарки приносят волхвы. Кто подобен волхвам, мы уже знаем из рассказа О.Генри.
Предложим ребенку несколько дней тоже ПОБЫТЬ КАК БЫ ВОЛХВОМ. Принесем подарки, которые действительно порадуют. Кому? А всем, кому получится, но прежде всего близким.
И пусть это будет непременно СЕКРЕТНЫМ ЗАДАНИЕМ, о котором знают только ребенок и мама. Важно, чтобы никто больше не догадался. Дети обожают секреты, совместный секрет объединяет.
Рассказываем (или пишем все в той же записке), что подарком может быть не только что-то материальное. Всем приятно слышать о себе что-то хорошее, если это говорится искренне. В этот раз БУДЕМ ГОВОРИТЬ БЛИЗКИМ ПРИЯТНЫЕ СЛОВА, ХВАЛИТЬ ИХ.
Мы не так уж часто говорим и слышим похвалу от близких, к сожалению. Гораздо чаще критикуем. А это важно. Каждому хочется знать, что его ценят. Похвалить, высказать свое восхищение, уважение за какое-то качество или поступок - самый простой и действенный способ дать почувствовать близким свою ценность для нас. И они обязательно ответят радостью и благодарностью.
Похвалить от души, кстати, не так уж легко. И с ребенком надо сначала как следует потренироваться. Рассказать ему, чем отличается комплимент от похвалы. Что по-настоящему приятно слышать, когда тебя хвалят за какие-то реальные достижения, а не за то, что от тебя не зависит. Есть же разница между: «Какие у тебя красивые волосы!» и: «Ты с таким вкусом сделала себе прическу, тебе очень идет!» Первое, конечно приятно слышать, но если задуматься, к человеку эта похвала имеет отдаленное отношение, ведь волос может и не быть. Лучше всего воспринимается похвала за конкретные качества и поступки. Похвалить сестру или друга можно, к примеру так: «Какая ты отзывчивая: я еще только успела попросить, а ты уже помогла мне!» Это лучше, чем просто: «Ты - хорошая сестра».
Взрослые люди тоже не очень-то умеют хвалить, так что тренировка должна быть серьезной.
В своей практике консультирования семей я с грустью вижу, что люди порой совершенно искренне не видят в близких того хорошего, за что можно похвалить. Я за полтора часа общения уже вижу, а они - нет.
После тренировки, можно приступать к делу: сначала, возможно, с маминой помощью, потом самостоятельно хвалить тех, кто рядом. Важно делать это ИСКРЕННЕ. Найти, за что похвалить, можно всегда. Очень полезное упражнение.
Задание может быть дополнено просьбой написать ответное письмо о том, удалось ли похвалить и какие были ответные реакции. Ну как минимум это надо обсудить с мамой. Кстати, мама должна, конечно, подавать пример: активно участвовать в этом секретном задании.
3. Теперь можно дать заданиеПОРОАДОВАТЬ ДЕЛОМ. Подарок - это то, что будет действительно приятно, что порадует. Сегодня будем искать, что бы такого сделать, чем бы помочь, чтобы порадовать близких. Важно не забывать о СЕКРЕТНОСТИ задания, это поддержит первоначальный запал в столь трудном задании. То есть, нужно не только увидеть, где можно помочь, но сделать так, чтобы никто не понял, что это задание
.
В конце дня опять же ОБСУЖДАЕМ ОТВЕТНЫЕ РЕАКЦИИ.
4. В последний день будем ПИСАТЬ ЗАПИСОЧКИ и подкладывать их в самые неожиданные места. Если использовать клеящиеся бумажки, то возможности становятся почти безграничными. В записках можно писать о том, как ты ЛЮБИШЬ, ЦЕНИШЬ, КАК БЛАГОДАРЕН. Записки могут прятаться в ботинки, перчатки, приклеиваться к упаковкам продуктов в холодильнике, чем неожиданнее, тем интереснее.
Это задание непременно понравится любому ребенку. Придумывать, что бы такое по-настоящему приятное написать, какие нежные слова сказать, куда спрятать, а потом ждать реакции на неожиданное во всех отношениях признание в любви - занятие увлекательное и сближающее.
5. Закончить все это мероприятие можно заданием испечь "ПИРОГ ТРЕХ КОРОЛЕЙ" - традиционное Рождественское французское блюдо. Испечь и собрать всю семью (можно пригласить гостей), чтобы вместе съесть пирог и поиграть.
В пирог по традиции кладут боб, тот, кому он попадается, становится королем праздника. Дальше играть можно как в фанты. Тому, кому попал боб, надевают игрушечную корону, и он загадывает, кому что делать. А затем корона передается следующему. По нашему опыту, получается очень весело.
За столом при желании можно рассказать о заданиях, поделиться впечатлениями: что было трудно, что приятно, какие «подарки» понравились больше…
ПОСЛЕДНЕЕ ПИСЬМО ребенку может быть с благодарностью от Деда Мороза за помощь и с подарком.