Если дошкольник употребляет "ненормативную лексику". Личный опыт
Страна вопросов, ответов и полезных советов (Вопросы, Советы, обмен опытом , полезные ссылки)Привет, друзья. Все мы, как молодые родители, периодически сталкиваемся с некоторыми воспитательными и педагогическими сложностями. И даже если ты все 4 с лишним года своего «осознанного» родительства читаешь книги о воспитании даже не десятками, а килограммами, пытаешься полученные знания применять на практике, иногда даже вполне успешно… Все-таки наступает момент, когда ты просто «немеешь от шока» и в голове нет ничего, кроме дежурного: «Нельзя так делать»...
Так на днях случилось и со мной. Я забрала старшего сына из садика (ему 4 года и 7 месяцев) и поднялась в группу за младшей. Пока я одевала дочку, слышу за спиной «Да бл*ть!» голосом моего сына. Сказать, что я была в шоке? [Оговорюсь, что дома у нас вообще не принято сквернословить]. Конечно, я предполагала, что такое может быть, но в ту секунду я испытала необъяснимую смесь чувств (шок, стыд, непонимание и возмущение в одном флаконе). И только и сумела пролепетать что-то вроде «Нельзя так говорить. Это плохое слово». На это мое замечание ребенок только больше оживился…
Но меня беспокоил этот вопрос. Какие же возможны пути решения? Вот некоторые из них:
- Игнорирование проблемы;
- Наказание за «плохие» слова;
- Поощрение за неиспользование такой лексики;
- Объясненительно-воспитательная беседа.
В нашем случае сработала объяснительно-воспитательная беседа с элементами рисунка. Когда мы уже вернулись из садика домой, я немного остыла от «потрясния» и наметила для себя план действий.
Я взяла чистый лист бумаги и карандаш. Разделила лист на две части (старый, как мир, способ). С одной стороны нарисовала улыбающуюся мордочку, а с другой - сердитую. С «хорошей» стороны рисую позитивные для ребенка образы: конфеты, воздушные шарики и пр. Тут подключается ребенок, рисуя телефон, торт, чашку, планшет и т.д.
Потом с другой стороны нарисовали монстра, слезы и даже плохую музыку.
Я говорю: «Видишь, Тёмочка, в нашем мире нас может окружать и хорошее, и плохое (поступки, слова, люди, музыка). И то, что ты выберешь, зависит только от Тебя. И то, каким будешь Ты, зависит от этого выбора». Объяснила, что «новое» для него слово - «плохое».
На следующий день Тёмка вернулся из садика и с гордостью сказал, что больше он не говорил «плохих» слов и даже сказал своим друзьям Максу и Ильюше, что «плохие» слова и нас делают хуже.
В нашем случае это сработало. Вдруг наш опыт кому-то пригодится. Давайте чаще говорить со своими детьми!