Шашки для детей
Настольные игрыВ конце лета - начале осени мы с дочкой отдыхали в санатории. Там было большое поле для игры в шашки с большими шашками (дочку они заинтересовали). К сожалению, на тот момент я не помнила правил игры. И вот, изучив этот вопрос, решила поучить дочку игре в шашки.

Далее текст и 3 фото
1. Сначала я познакомилась с общими рекомендациями. Вот они:
«Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно по принципу: от простого к сложному. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры.
Стихи для запоминания правил:
1) Начинать бой можешь смело -
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед - назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры - побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!
Источник
2. Далее я вновь познакомилась с забытыми правилами игры. Этот список показался мне наиболее удачным:
Правила игры в шашки
1)В состязании участвуют два игрока, каждый из которых имеет свой комплект из 12 фигур белого или чёрного цвета.
2)Игра ведётся на стандартной шахматной доске 8 х 8, повёрнутой так, чтобы по горизонтали были буквы, а по вертикали - цифры.
3)Шашки выставляются только на чёрные клетки таким образом, чтобы заполнить три горизонтальных ряда со своей стороны. Таким образом, между фигурами противника остаётся две свободных полосы.
4)Шаги выполняются поочерёдно, причём первый ход делает игрок с белыми фигурами.
5)Ходить разрешается только по чёрным квадратам доски.
6)Если за шашкой имеется пустая чёрная клетка, то она обязательно должна быть «убита» - первый игрок переносит свою фигуру на свободный квадрат, а фишка противника снимается с доски.
7)За один ход бьют столько фигур, сколько можно переступить, без ограничения в количестве.
8)Существует правило зафук, согласно которому игрок, не заметивший возможность «съесть» шашку противника, должен вернуться назад на свою клетку и правильно повторить ход. Это положение пришло на замену устаревшему правилу фука, при котором фигура, сделавшая неправильный шаг, считалась «убитой» и снималась со стола, а ход не повторялся.
9)Если в результате игры простая шашка достигает последней горизонтали на стороне противника, она переворачивается вверх дном и получает название «дамка» с увеличенными возможностями по взятию фигур соперника. Дамка может передвигаться по всей длине диагонального ряда, «съедая» на своём пути все вражеские фишки.
10)И простая шашка, и дамка могут «бить» фигуры в любом направлении - назад и вперёд. Но, в отличие от того, как ходит дамка, простая шашка не может сделать ход назад, если он не ударный.
11) Одним из тактических приёмов игры является «сдача» одной или нескольких собственных фигур для получения возможности сделать ход или для других преимуществ в игре.
12) Игра заканчивается победой одного из игроков, если тот «побил» все шашки соперника, или ничьёй, если на доске фигуры располагаются таким образом, что дальнейшие ходы невозможны с обеих сторон.
13) Если на доске не остаётся ни одной простой фигуры, а только дамки, разрешается сделать 15 ходов, после которых либо определяется победитель, либо признаётся ничья.
Источник
3. Следующим этапом было приготовить доску для игры в шашки и сами шашки. Оказалось, что в процессе переезда они куда-то исчезли. Поэтому я решила нарисовать поле сама.

Вместо шашек я взяла детали от мозаики. Получилось интересно и ярко (хотя новые «шашки» оказались немного крупнее, чем нужно).

4. Ну, и когда всё было готово, мы приступили к игре. Правила, как и рекомендовалось, ввожу постепенно в процессе игры. Дочке понравилась игра в шашки, уже сама, без подсказки, начинает видеть шашку, которую «можно съесть».

Думаю, настоящие шашки всё-таки найдутся, ну или приобретём новые, и мы будем играть по-настоящему 🙂