Персонализированные сказки. Сказкотерапия. Какие сказки вы читаете детям?
Стихи, загадки, песни, колыбельные, потешки
Без сказок невозможно представить себе счастливого детства. Все мы выросли на сказках. Сказки учат, развивают, воспитывают. Роль сказки в становлении личности просто неоценима!
И сейчас нам бесконечно жаль, что очень многим детям родители не читают сказки. А ведь это так важно! Сказка дает возможность проложить мост понимания между ребенком и взрослым, которые в повседневной жизни разговаривают порой на абсолютно разных языках. Сказочные метафоры понятны обоим, потому как этот язык универсален для всех возрастов. В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебство, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившиеся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?
В последнее время все чаще приходится слышать о том, что сказки, которые мы читали в детстве, никак не подходят для современного и полноценного воспитания добрых, великодушных людей.
И действительно, дети боятся Бабу-Ягу, Кащея, Бармалея и Карабаса-Барабаса. А народные сказки бывают просто удивительно жестокими. Да и мир меняется так быстро, что старые сказки иногда совсем не годятся.
Сказки, на которых выросли все мы, безусловно, интересны и нашим детям, но зачастую они по своему содержанию далеки от проблем и ситуаций, существующих в жизни современного человека. Как тяжело бывает порой объяснить ребенку, почему нельзя разговаривать с незнакомыми, как правильно строить отношения с родными и друзьями, как преодолевать трудности. Со сказками, составленными определенным образом, это сделать намного проще, ведь в каждой волшебной истории Ваш малыш будет чувствовать себя настоящим героем и победителем!
Что именно нам не нравится во многих детских сказках?
Во-первых, как уже было сказано выше, сказки часто не подходят к типу современного мышления. Посудите сами, читать ребенку про бездельника Иванушку-дурачка, который ничего не делает, но всего добивается! Факт остается фактом — разнообразные варианты сказок о везучести младшего ленивого и нерасторопного сына и его преимуществе перед старшими деловыми и энергичными братьями действительно как-то устарели. И, действительно, безделье для России — сродни национальной катастрофе, причем бездельничают именно мужчины, а женщины, героини русских сказок, трудятся, не покладая рук.
Во-вторых, сказки часто бывают страшные и жестокие. Вот, например, сказки о двух ребятишках, которых обедневшие родители завели в лес на съедение волкам, о людоедах, о страшном Диве, который вынес мальчика из подземелья. А по пути малыш кормил чудовище мясом, срезая его с собственных ножек. Или, к примеру, экранизированная сказка «Варвара краса, длинная коса» о короле Еремее, который пообещал отдать своего еще неродившегося сына подводному царю Чуду-Юду и, пока сын рос-подрастал, из всевозможных водоемов и даже из таза для умывания показывался длинный когтистый палец и замогильным голосом требовал: «Должок!». Как же деткам потом к воде подходить?
Неужели дети не боятся? Еще как боятся! И Бармалея, и волка, и Бабу-Ягу. Детям снятся тревожные сны, они просыпаются и от страха лезут в родительскую кровать, а потом вскрикивают и вздрагивают во сне. Ребятишки становятся нервными, легковозбудимыми, их настроение может резко меняться в течение дня. В общем, у страшных сказок могут быть непредсказуемые последствия.
И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Сказкотерапия является одним из самых молодых направлений в современной научной практике, не смотря на то, что она представляет собой самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии. Говоря простым языком, это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с различными событиями жизни.
Cказкотерапия помогает познать себя. Она является, по сути, универсальным методом влияния на детей. Сказкотерапия - это способ передачи знаний о духовноcти и социальной реализации человека. Она является воспитательной системой, подходящей духовной природе человека.
Терапевтические чудо-сказки ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагают ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир вокруг порой несправедлив, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменяет своим нравственным принципам, он в конце концов обязательно победит.
В чем особенность персонализированных чудо-сказок (каталог сказок в соответствующем разделе сайта)? Эти сказки являются целенаправленными - каждая из них несет в себе решение некой проблемы. В них героем является сам ребенок. А ведь многим детям трудно говорить о своих проблемах и страхах открыто, они замыкаются и уходят от разговора.
Слушать историю — совсем другое дело. В этом случае детям не читают наставлений, их не обвиняют и не принуждают говорить о своих затруднениях и проблемах — они просто слушают сказку, узнают что-то новое, что-то сопоставляют, сравнивают, делают выводы в комфортной для себя обстановке.
Все новое, что он узнает, воспринимается им как свое собственное достижение, как результат самостоятельных усилий. Если он хочет побороть страх, как это делает герой сказки, он делает так потому, что решил это сделать сам, а не потому, что ему велели родители. Таким образом, ребенок получает возможность испытать чувство своей собственной значимости, независимости, способность взвешивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.
по материалам сайта www.chudo-skazki.com
