О могиле Пророка Салаллаху алейхи ва салам
2.5. Изучаем жизнь Пророка Мухаммада (СоляЛлаху аляйхи ва саллям) и его сподвижниковВо имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
В начале хотелось бы сказать от себя:
Я благодарна Аллаху за то,что посредством чужого невежества,Он приближает меня к знаниям,заставляет искать необходимую информацию,читать,запоминать и бисмиЛлях делиться с сестрами,которые так же стремятся к знаниям!Я прошу Аллаха чтобы эти "интернетные знания" (по словам некоторых),стали причиной становления на путь нашего пророка саляЛлаху алейхи ва Салям,на правильный путь, многих других сестер,чтобы не осталось причин для споров и обид!Амин!
Вопрос: Скажите, если кто-то пришел на могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), произнося слова приветствия ему и "салават", слышит и видит ли он обратившегося к нему (да благословит его Аллах и приветствует)? И является ли убеждение в подобном, многобожием (ширком)?
Ответ: Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословления нашему любимому посланнику Аллаха, Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам, и всем тем, кто последовал за ними с искренностью до Судного дня. А затем:
Узаконено в Шариате так, что если мусульманин посетил мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине, то ему следует начать с совершения молитвы (намаза) в ней, и если ему облегчится эта молитва в "равде" (место между минбаром и комнатой Аиши - радия анха), то это будет превосходно. Затем, он может отправиться к могиле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и встав перед ней, соблюдая приличное поведение и спокойствие, не повышая голос поприветствовать посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и его сподвижников (Абу-Бакра и Умара - да будет доволен ими Аллах).
Приводит Абу-Давуд, с приемлемым "джейд" иснадом, от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если кто-нибудь поприветствует меня (пошлёт мне "салям"), то Аллах вернёт мне душу, чтоб я мог ответить на его приветствие (ответить на "салям")". Некоторые учёные привели этот хадис в доказательство на то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), слышит в могиле приветствия мусульман, обращённые к нему, когда возвращена его душа. Другие учёные сказали, что этот хадис не является прямым и ясным указанием на это, а так же на то, что в нем идет речь в особенности о "саляме" тех, кто находится около могилы, напротив внешнее указание хадиса охватывает всех мусульман во всем мире.
Достоверно известно от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) что он сказал: "Поистине лучший из дней для вас, это Пятница, так прибавьте в этот день произнесение молитвы "салавата" для меня, поистине ваши молитвы "салавата" будут представлены для меня". Сахабы сказали: "Но как же это о посланника Аллаха, они будут представлены тебе, в то время как ты истлеешь?" Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Поистине Аллах запретил земле поедать тела Пророков". Приводит Абу Давуд, Насаи, Ибн Маджа, с хорошим иснадом.
Так же известен хадис от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) где он пояснил, как доводятся до него слова благословления и приветствия, сказав: "Поистине у Аллаха есть ангелы-путешественники, они доводят до меня "салям" от моей Уммы". Приводит Имам Ахмад и Насаи.
Этот хадис, и те, что пришли в подобном смысле, указывают нам на то, что слова приветствия и благословения, именно доводятся до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но никак ни указывают на то, что он их слышит собственным слухом.
Надо отметить, что категорически запрещено в исламе заявлять на что-то из дел скрытых "гьайб" и жизни могильной, находящейся за преградой "барзахия", не имея на то ясного и прямого доказательства из Корана и достоверной Сунны. Так как эти дела в Шариате называются "тавкьифия", (примечание переводчика: т.е. не позволено в них входить, оперируя предположениями разума и суждениями по аналогии и т.д.) нет в нём место мнениям и самовыводам.
Ведь сказал Всевышний Аллах: "...Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день". Сура Женщины 59 аят.
И мы, в этом вопросе обратились за пояснением к Корану и достоверной Сунне, и не нашли мы в них того, что указывало бы на то, что он (да благословит его Аллах и приветствует) слышит после смерти обращенные к нему слова приветствия и благословления. Однако, исследуя этот вопрос, стало ясно из Сунны, что до него доводятся эти приветствия, а из последнего хадиса, что именно ангелы доводят их до него.
А Аллаху об этом известно лучше.
А что по поводу того, что он (да благословит его Аллах и приветствует), видит тех, кто обращает к нему "салям", то этому абсолютно нет никакой основы ни в Коране, ни в Сунне, и даже того, что могло бы нести отдаленный смысл, указывающий на это. Так же как и на то, что он (да благословит его Аллах и приветствует) знает, что происходит с населением этого Мира и что они делают. И это потому что умерший, прервана его связь с населением этого Мира и прервано знание его о том, что с ними происходит. А то, что часто приводится в этом вопросе, из рассказов, притч и снов, и то, что говорят некоторые суфии, что якобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посещает их самодеятельные кружки, в честь празднования его (да благословит его Аллах и приветствует) дня рождения "мавлид" и знает об их делах, то знайте что это не достоверно, и не является доказательной базой в Шариате, а следовательно нет оснований на это полагаться. Так как Шариатские доказательства ограничены Кораном и достоверной Сунной, а так же "Иджма" (единогласное решение) Учёных исследователей "мухакьиков", а мнения, сны, притчи, нет им места для рассмотрения и суждения в подобных вопросах, и нельзя на них опираться в этой области.
А Аллах является дающим успех, Он нам достаточен и Он наш Покровитель, мир и благословления нашему любимому посланнику Аллаха, Пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам, а так же всем тем, кто последовал за ними с искренностью до Судного дня.
Ответил, Выдающийся Ученый, Имам, Шейх Абдул-Азиз ибн АбдуЛлах ибн Баз рахиматуЛлах в своих фатвах. "Маджмуатуль-фатава" Шейха Бин База 2/764-766.
ДОПОЛНЕНО:
Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) также сказал: «Не превращайте мою могилу в идол» («Маталибуль алия»№1252; Абу Йала «Муснад» №6681, с достоверной цепочкой передатчиков со слов Абу Хурайры)
Шейх ибн Усаймин сказал: «Совершать путешествие с целью посещения каких-либо могил не дозволено. Потому что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Не оседлывайте свое верховое животное, кроме как с целью посещения трёх мечетей: Заповедной Мечети /аль-Масджид aль-Харам/, мечети посланника и Отдалённейшей мечети /аль-Масджид aль-Акса/»56.
Это означает, что нельзя совершать путешествие в какую либо часть света, с целью поклонения там, потому что единственными местами, куда можно отправиться (с целью поклонения) это эти три мечети, и нельзя отправляться (в паломничество) куда-то помимо них. Нельзя совершать паломничество к могиле Пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям), отправляться следует лишь (с намерением) для посещения его мечети, и когда человек попадет в мечеть, /сунной/ является посещение могилы Пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям). Что касается женщин, то для них не является /сунной/ посещение могилы Пророка. И Аллах дарующий успех» («Фатава аркануль ислам» стр 253-54, №83. Изд «Даруссалам»)
Ахмад ибн Саид аль-Хинди в своей книге сказал: «Тому, кто посетит эту могилу, не следует там стоять, виснуть на могиле, зацепившись руками, дотрагиваться до нее руками, и долго стоять около (этой) могилы» («Шифа» стр 480.)
В «Аль-фикх уль-манхаджи аля мазхабуль имам аш-Шафии» говориться: «Нельзя совершать обход могилы посланника Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям), подобно тому как совершается обход Каабы. Это запрещено как сказал имам Навави. Нельзя также прижиматься к могиле, целовать ее, или тереть ее руками. В наше время многие люди поступают так по причине своего невежества» (Мухаммад Абу Зухра «Ибн Таймия» стр 300)