Поиск
Ислам

Сетевой маркетинг

0 5
Аватар silenceisgold
Ва алейкум асСалям ва рахматуЛлахи ва баракятух!Фатуа Постоянного Комитета Королевства Саудовской Аравии относительно компаний «Бизнес» и «Хабба аль-Джазира» и других компаний, занимающихся сетевым маркетингом.Постоянному Комитету для научного исследования было представлено множество вопросов относительно работы компаний, занимающихся сетевым (пирамидным) маркетингом, наподобие компаний «Бизнес» и «Хабба аль-Джазира», которые, одним словом, занимаются тем, что убеждают какое-то лицо купить некий товар или продукцию, чтобы тот в будущем побуждал других людей к покупке этого товара или этой продукции. Последние же в свою очередь также будут побуждать кого-то купить у них эту продукцию и т.д. И чем больше слоев, участвующих в этом, тем больше получает первый человек, и стоимость этого вознаграждения достигает тысячи реалов. И каждый из членов побуждает того, кто после него, присоединиться к ним за вознаграждение, которое он может получить, если ему повезет в привлечении новых членов в список участников. И подобная операция называется Сетевым (Пирамидным) Маркетингом.Хвала Аллаху.Постоянный Комитет ответил на данный вопрос следующим образом:Данный вид торговых операций запретен. И это потому, что целью такой операции являются деньги, а не товар. Подобный заработок может достигать десятки тысяч, в то время как цена продукта не превышает нескольких сотен. И каждый разумный человек, если у него будет выбор, предпочтет деньги. И поэтому эти компании основываются в маркетинге и рекламе своего товара на представлении огромных сумм наличных денег, которые может получить участник маркетинга и завлечении большим заработком взамен на покупку какого-то товара за скудную цену. И поэтому продукт, который продает эта компания, является всего лишь прикрытием и путем, ведущим к получению денежной прибыли, и поскольку именно в этом состоит суть работы подобных торговых операций, то они являются запрещенными шариатом по ряду причин.Первое:Это то, что они содержат в себе два вида ростовщичества – ростовщичество надбавки (риба аль-фадль) и ростовщичество отсрочки (риба ан-насия).Тот, кто начинает работать с данной компанией, платит небольшую сумму денег в надежде получить сумму денег, больше той, что он заплатил, а это является операцией – деньги за деньги при этом с отсрочкой и надбавкой. А это и есть ростовщичество, которое является запретным, исходя из текстов шариата и единогласного мнения всех исламских ученых. А тот товар, который продает компания, является лишь прикрытием для такого обмена и сам по себе не является целью для того, кто начинает работать с такой компанией, поэтому (факт наличия продажи товара) не играет никакой роли в вынесении постановления (относительно дозволенности или запретности сетевого маркетинга).Второе:Это является неизвестностью (гъарар), запрещенной шариатом. Потому что человек не знает, удастся ли ему набрать необходимое число клиентов или нет. И вся эта операция сетевого, или пирамидного маркетинга, сколько бы ни существовала, все равно когда-то подойдет к своему концу, и человек, когда он присоединяется к этой пирамиде, не знает, где он окажется – в верхних слоях пирамиды и будет среди преуспевших, или в нижних слоях и понесет убыток. И действительность говорит о том, что большинство слоев пирамиды – проигравшие, кроме малого количества людей на самой ее верхушке. Таким образом, подавляющее большинство оказываются в убытке. В этом и состоит суть неизвестности (гъарара), а это колебание между двумя вероятностями – либо все, либо ничего. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил неизвестность, как это передает Муслим в своем сборнике.Третье:То, что содержат в себе подобные операции, относится к категории поедания компаниями имущества людей не по праву, поскольку от такой сделки выигрывает только компания и те из компаньонов, кому эта компания пожелает дать что-либо, с целью обмануть остальных. И относительно этого есть запрещающие тексты, а это слова Всевышнего: «О те, которые уверовали, не поедайте имущество друг друга не по праву» Ан-Ниса, 29.Четвертое:То, что в этих операциях имеет место обман, подлог и запутывание людей. Это с той стороны, что они выявляют продукт, как будто бы он является целью сделки, однако на самом деле все обстоит не так. А также то, что они обольщают людей большими суммами денег, которые на самом деле в большинстве случаев не достигаются. И это является обманом, запрещенным шариатом. И сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто обманывает, тот не имеет ко мне отношения». Этот хадис передает Муслим в своем сборнике. Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Продавец и покупатель свободны в выборе, пока не разошлись, и если они оба будут правдивы и не будут ничего скрывать, то в их сделке будет баракат для них обоих, а если солгут и скроют, то будут лишены бараката в своей сделке».Что касается слов, что такие сделки являются посредничеством, то это неверно, поскольку посредничество — это договор, где посредник сводит покупателя с продавцом за вознаграждение. Тогда как в сетевом маркетинге тот, кто вступает в такую компанию, сам платит деньги за то, чтобы продать товар. Также, при посредничестве целью является именно сам продукт, в отличие от сетевого маркетинга, где истинной целью сделки является продажа денег, а не продукта. И поэтому получается, что тот, кто вступил в эту компанию, продает тому, кто продает тому, кто продает. При посредничестве же посредник продает тому, кто действительно заинтересован именно в данном товаре. И разница между этими двумя случаями очевидна.Что же касается слов, что деньги в данном случае из разряда подарка, то это также неверно. И даже если согласиться с этим, то не каждый подарок дозволен шариатом. Например, если сделать подарок тому, кому ты что-либо должен, является ростовщичеством. И поэтому сказал Абдуллах бин Салям Абу Бурде, да будет доволен Аллах ими обоими: «Поистине, ты находишься на земле. И здесь распространено ростовщичество. И если кто-то что-то тебе должен и он подарил тебе пучок сена или горсть овса или соломы, то это будет ростовщичеством». Этот хадис приводит аль-Бухари в своем сборнике. Подарок имеет такое же шариатское постановление, как и то, по причине чего он возник. И поэтому относительно сборщика закята, который пришел и сказал: «Это вам, а это мне подарили», пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сидел бы ты в доме своих родителей, и тогда посмотрел бы, подарили бы тебе или нет». Этот хадис предали аль-Бухари и Муслим. И эти деньги используются для того, чтобы люди вступали в компании сетевого маркетинга, и какими бы именами это ни называли, будь то подарок, презент, или как-то еще, то это нисколько не меняет сути и шариатского постановления относительно него.И осталось заметить, что появились такие компании на рынке, которые использую стратегию сетевого маркетинга, как например, «Смартс Уэй», «Голд Куест», «Сэвен диамонд», и постановление относительно них не отличается от постановления относительно обсуждаемых выше компаний, даже если они и отличаются тем, какой продукт они представляют.А успех от Аллаха, и да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.Муфтий-шейх Абдуль-Азиз Али Шейхшейх Салих аль-Фаузаншейх Абдуллах ибн Гъудаяншейх Абдуллах аль-Мутлякъшейх Абдуллах ибн Али ар-Ракибаншейх Ахмад ибн Али аль-МубаракиПостоянный Комитет Королевства Саудовской Аравии по научным исследованиям и вынесению фатауа. Фатуа под номером № 22935, дата 14.3.1425 год по хиджре.
Аватар лейсан
Вагалейкум Ассалям,сестра! 9 лет назад мы тоже начали было заниматься сетевым маркетингом,точнее AMWAY,но быстро потом бросили это дело,т.к. тогда один наш друг(он очень образованный в области религии)сказал нам ,что это не халяль.Ответ с вашим вопросом:Сетевой маркетинг — халяль? Вопрос:  Сейчас многие мусульмане в мире занимаются сетевым бизнесом в компаниях Amway, Oriflame, Avon Products, Faberlic, Kirby и прочие. Слышала, что зарабатывать таким образом не совсем халяльно и у меня возникли сомнения. Прошу Вас разъяснить данный вопрос (Вопрос с онлайн-конференции на Ансар.ру). Ответ:  Тема сетевого маркетинга ввиду ее актуальности и большого количества вопросов на эту тему, выносилась в программу Бизнес-Форума в рамках Moscow Halal Expo 2013. Жаль, что многие интересующиеся темой пропустили это важное мероприятие. Каждый год на нем поднимаются не только вопросы развития халяль-сертификации и исламского финансирования, но и разбираются положения шариата по тем или иным актуальным вопросам. А также – презентуются инвестиционные проекты, связанные с развитием халяльного бизнеса. Позволю себе процитировать Булат хазрата Мулюкова, который освещал данный вопрос. «1. Если условием вхождения в «сеть» является приобретение продукции компании на определенную сумму, то это условие, приближает суть сетевого маркетинга к запрещенному исламом майсиру, азартной игре, где не знаешь, в выигрыше останешься или проиграешь 2. Так же в этом условии, по мнению ученых, проявляется риба (ростовщичество). Человек платит деньги, при этом ему, по сути нужна не продукция, а вход в систему для получения бОльших денег. Получается, платит деньги, чтобы получить бОльшие деньги. 3. В сетевом маркетинге зачастую всем сулят большие доходы, хотя на деле это невозможно. Большую часть доходов получают находящиеся во главе сети, при том за счет нижних уровней, зачастую остающихся по причине перенасыщения рынка, без ощутимых доходов. В этом проявляется несправедливость запрещенная Исламом». (М. Калимуллинна, директор Департамента экономики СМР)и вот еще одна ссылка: Дозволен ли сетевой маркетинг в Исламе?
Читать все 5 комментариев