Достоинства месяца Рамадан и поста.
4.4. Ураза - постС именем АллахаМилостивого, Милосердного!
Достоинства месяца Рамадан и поста.
Сообщаетсясо слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Адазакрываются, и шайтанов заковывают в цепи».
аль-Бухари 1899. Хафиз ИбнРаджаб приведя этот хадис сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословениеАллаха) радовал своих сподвижников наступлением Рамадана. Ученые говорили:«Этот хадис является основой в дозволенности поздравления людьми друг друга снаступлением месяца Рамадан»”. См. “аль-Лятаиф” 279.
Также сообщается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословениеАллаха) сказал: «Когда наступает первая ночь месяца Рамадан, шайтанымаариды из числа джинов заковываются в оковы; и закрываются все без исключенияврата Ада; и открываются все без исключения врата Рая, и призовет тогдаглашатай: “О тот, кто стремится к благу, начинай (творить благое)! О тот, ктостремится ко злу – прекрати!”» ат-Тирмизи682. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани.
Маариды – это шайтаны из числа джинов, обладающие сверхсилой.
В этом хадисе указание на то, что заковываются в цепи в Рамадан не все шайтаны,а лишь маариды из их числа, как на это указал имам Ибн Хузайма в своем «Сахихе»3/188.
От Абу Са’ида аль-Худри сообщается, что посланник Аллаха (мир ему иблагословение Аллаха) сказал: «Поистине, у Аллаха Всевышнего есть люди,которых Он освобождает от Огня каждый день и ночь Рамадана. И поистине, каждыймусульманин и в ночь, и в день Рамадана получает ответ на свою мольбу!»аль-Баззар. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1002.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Тому,кто во время Рамадана будет соблюдать пост с верой и надеждой на наградуАллаха, простятся его прежние грехи». аль-Бухари 38.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)также сказал: «Совершение пятиобязательных молитв, участие в каждой следующей пятничной молитве послепредыдущей и соблюдение поста от Рамадана к Рамадану, искупают грехи,совершенные между ними, если только не было среди них тяжких грехов».Муслим 233. Большие грехи прощаются только при искреннем покаянии.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллахаговорил: «Всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяниеза доброе дело будет десятикратным, но может возрасти и до семисоткратного.Аллах Всевышний говорит: «За исключением поста, ибо поистине, постсовершается ради Меня, и Я воздам за него, ибо человек отказывается отудовлетворения своих желаний и от своей пищи ради Меня!» Постящегося ждутдве радости: одна при разговении его, а другая – при встрече с его Господом. Ипоистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса!»Муслим 1151. Аллах выделил пост из всех благодеяний по той причине, что вотличие от намаза, милостыни, хаджа и джихада, в посте меньше всегоприсутствует показуха. См. “Фатхуль-Бари” 4/107.
Сообщается со слов Сахля, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Поистине, есть в Раю врата, называемые «ар-Райян», через которыев День воскрешенья будут входить постящиеся, и не войдет через эти врата никто,кроме них. Будет сказано: “Где соблюдавшие пост?” – и они выйдут вперед, икроме них не пройдет через эти врата никто. Когда же они войдут, эти вратабудут закрыты, и больше никто через них не войдет». аль-Бухари 1896.Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост – этощит, с помощью которого раб Аллаха уберегается от Огня». ат-Табарани в“Кабире”. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3867. Посланник Аллаха (мир емуи благословение Аллаха) также сказал: «Тот, кто умер соблюдая пост,войдет в Рай». аль-Баззар. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’»6224.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Пост иКоран заступаются за раба Аллаха в Судный день. Пост говорит: “Господь мой! Ялишил его пищи и питья в светлую часть, так позволь же мне заступиться занего!” А Коран говорит: “Господь мой! Я лишил его сна ночью, так позволь же мнезаступиться за него!” - и их заступничества удовлетворяется». Ахмад2/174. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким и аль-Альбани. См.“Сахих ат-таргъиб” 973. Имам аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Уверующих принято считать, что тот, кто без уважительной причины оставил постмесяца Рамадан хуже, чем прелюбодей, сборщик налогов и пьяница. Более того, онисомневаются в его Исламе и считают его еретиком”. См. “аль-Кабаир” 78.
Как следует определять начало и конец месяца Рамадан.
Наступление Рамадана определяется двумя способами:
1. Обнаружением на небе месяца Рамадана.
Если полумесяц замечен в ночь с двадцать девятого на тридцатое ша’бана, то это означает, что наступил месяц Рамадан, в течение которого необходимо соблюдать пост, как сказал Всевышний Аллах: «Кто из вас застанет этот месяц, пусть соблюдает в нем пост» (аль-Бакъара 2: 185).
2. Установлением завершения предшествующего ему месяца ша’бана.
Если прошло тридцать дней ша’бана, то тридцать первый день обязательно придется на первый день Рамадана. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его (по причине облачности), то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями» аль-Бухари 1909.
Свидетельства скольких мусульман нужно для фиксации начала и конца Рамадана?
Для фиксации видения полумесяца Рамадана необходимо свидетельство одного благочестивого мусульманина. Ибн ‘Умар рассказывал: “Люди пытались разглядеть молодой месяц, а я сообщил пророку (мир ему и благословение Аллаха) о том, что увидел его. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) принял решение поститься и повелел людям сделать то же самое” Абу Дауд 2342. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хузайма и Ибн Хиббан.
Что же касается окончания месяца Рамадана и видения полумесяца Шаууаля, то для его фиксации должно быть два свидетельства праведных мусульман. Сообщается, что ‘Абдур-Рахман ибн Зайд ибн аль-Хаттаб во время проповеди в день сомнения наступления Рамадана, сказал: “Поистине, я сидел среди сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и расспрашивал их (о начале поста), а они мне сказали, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, увидев новую луну, и разговляйтесь, увидев ее, и выполняйте свои религиозные обряды, а если вам невидно луну, то отсчитайте тридцать дней (от предыдущего месяца). И поститесь и разговляйтесь, если засвидетельствовали два свидетеля из числа праведных мусульман»” Ахмад 4/321. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 909.
Таким образом нам становится ясно, что начинать и заканчивать пост, люди должны при свидетельстве двух мусульман, увидевших луну, но хадис Ибн Умара о начале поста делает это исключением, тогда как о завершении поста у нас нет никаких доказательств, что можно ограничиться также одним свидетелем. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/374.
Постится только та страна, которая завидела луну или все страны?
Самым лучшим мнением в этом вопросе является то, что если луна появилась в определенной местности, то пост становится обязательным для всех местностей, у которых общая ночь, поскольку появление полумесяца разнится в географическом отношении. Например, появление полумесяца в Азии выглядит иначе, чем в Европе, а в Африке иначе, чем, скажем, в Америке. В каждом регионе или стране жители сами определяют время наступления поста. Это мнение ханафитов, шафиитов, ханбалитов и некоторых маликитов. Также этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Къауанинуль-фикъхия” 103.
Пост следует начинать и заканчивать с мусульманами своей страны.
От Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются все, и совершайте жертвоприношение тогда, когда совершают его все» ат-Тирмизи 697. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Муфлих и шейх аль-Альбани.
В этом хадисе содержится опровержение тем, кто считает, что если человек увидел воочию новую луну, но имам не принял его свидетельство, то он должен поститься сам. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: “Некоторые ученые сказали, что смысл этого хадиса состоит в том, что следует поститься и разговляться вместе с джама’атом (общиной) и большинством людей” См. «аль-Джами’» 3/311.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Человек не должен начинать поститься или заканчивать пост в одиночку, даже если он увидел луну. Он должен поститься и заканчивать пост вместе с людьми, как на это указывает хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха)” См. “Маджму’уль-фатауа” 25/114.
Ибн аль-Къайим сказал: “В этом хадисе содержится опровержение для людей, говорящих, что тому, кто знает положение луны благодаря астрономическим вычислениям, дозволено поститься и разговляться, даже если другие не знают.” См. “Тахзибу-Ссунан” 3/214.
Это мнение подтверждается и поступками сподвижников. Масрукъ рассказывал: “Я пришел к ‘Аише в день ‘Арафа, и она сказала: “Дайте Масруку каши, и сделайте ее послаще”. Масрукъ сказал: “Ничто не удержало бы меня в этот день от поста, если бы я не опасался, что сегодня день Жертвоприношения”. На это ‘Айша сказала: «День Жертвоприношения тогда, когда все люди приносят жертву, и день разговения тогда, когда все люди разговляются!»” аль-Байхакъи. Иснад хороший. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 1/442.
Можно ли опираться на астрономическое вычисление начала и конца Рамадана?
Вначале уже было сказано, что наступление и окончание месяца Рамадан в шариате установлено только двумя способами:
1. Зрительной фиксацией луны.
2. И в случае облачности отсчитать 30 дней шабана, после чего поститься первый день Рамадана.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ясно и недвусмысленно сказал: «Поститесь увидев полумесяц, и разговляйтесь увидев полумесяц, а если вам не видно его, то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями» аль-Бухари 1909.
Но множество мусульман в наши дни не обращают внимания на эти слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и сообщают людям за год вперед начало и конец поста, опираясь на какие-то астрономические вычисления, в то время, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал поститься и разговляться, завидев новую луну! Ни сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни праведные предшественники (саляфы) не делали ничего подобного. И такой метод вычисление начала и конца Рамадана является нововведением, которое противоречит единогласному мнению имамов уммы, которые сказали, что наступление и конец поста Рамадана должен определяться только зрительной фиксацией. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/423.
Многие ученые передали единогласное (иджма’) мнение уммы относительно недозволенности опираться на астрономические вычисления начало и конца поста Рамадана. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Передал Ибн аль-Мунзир о единогласном мнении, что нельзя опираться на астрономические вычисления в установлении поста!” См. “Фатхуль-Бари” 4/147.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Нет сомнений в том, что Сунна и единогласное мнение сподвижников указывает на то, что нельзя опираться на астрономические вычисления! А тот, кто опирается на это в утверждении начала месяца, тот заблудший в шариате, приверженец нововведений в религии и ошибающийся в разуме и своем вычислении!” См. “Маджму’уль-фатауа” 25/207.
Однако некоторые ученые передали, что этому иджма’у противоречил известный таби’ин Мутарриф ибн Абдуллах аш-Шахир, который якобы дозволял опираться на астрономические вычисления в установлении поста.
Однако хафиз Ибн Абдуль-Барр сказал: “То, что передается от Мутаррифа ибн Абдуллаха, не является достоверным! Но даже если это и было бы достоверным от него, то нельзя этому следовать, по причине ошибочности этого мнения!” См. “ат-Тамхид” 14/352.
Также Ибн Рушд в своей книге «Бидаятуль-муджтахид» 2/557 упоминал, что подобный метод вычисления Рамадана дозволял и имам аш-Шафи’и. Однако это также не достоверно, поскольку в трудах имама аш-Шафи’и нет никаких указаний на это, и известные шафиитские ученые передавали от него мнение соответствующее иджма'у. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Это ложь возводимая на имама аш-Шафи’и у которой нет основы, более того от аш-Шафи’и передается противоположное этому!” См. “Маджму’уль-фатауа” 25/183.
Таким образом, нам становится ясно истинность единогласного мнения в этом вопросе, а то, что противоречит этому, не имеет никакой основы.
Но даже если и подтвердилось бы, что кто-то из имамов дозволял астрономическое вычисление начала и конца Рамадана, то это не указывало бы на дозволенность подобного поступка. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Шариатское доказательство – это Коран, Сунна и единогласное мнение (иджма’)! А что касается обычаев некоторых городов, или даже большинства, или же слов большинства ученых или просто поклоняющихся и т.п. то ничего из этого не может противопоставляться словам посланника Аллаха!” См. “аль-Икътида” 1/270.
Имам Ибн Къудама говорил: “Если кто-то станет опираться в начале поста на слова астрономов и даже если их слова совпадут с правильным, то его пост недействителен, даже если те астрономы часто бывают правыми (в вычислении Рамадана)! Дело в том, что такой метод вычисления поста не является шариатским доводом, на который дозволено опираться, и наличие такого способа все равно, что его нет. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц», а в другом хадисе сказал: «Не поститесь, пока вы не увидите луну и не разговляйтесь, пока вы не увидите луну!»” См. “аль-Мугъни” 3/9. Имам аль-Хараши сказал: “Пост не утверждается на основании слов астронома. Шариат утвердил пост только на основании видения луны, или свидетельстве тех, кто ее видел или по завершению месяца шабан. И шариат не сообщил о том, что свыше этого. Поэтому если астроном скажет, что месяц закончился или начался, то на его слова и его вычисления нельзя опираться, независимо от того доверяет ли ему сердце или нет!” См. “Шарх мухтасар Халиль” 2/237.
то делать, если мусульманин проживает в стране неверных, в которой начало и конец поста определяют согласно астрономическим вычислениям?
Задали вопрос на сайте шейха аль-Мунаджида: «Я проживаю в Голландии и люди стали разногласить в наступлении первого дня Рамадана. Среди них были те, кто начал поститься вместе с Египтом и те, кто ждал объявление канала аль-Джазира. Что является правильным в этом?» Ответ: “Во-первых, наступление поста не устанавливается кроме как зрительной фиксацией месяца, как говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц» аль-Бухари 1909.
И нет смысла обращаться к астрономическим вычислениям.
Во-вторых, если у мусульман, проживающих не в исламских странах, если некая шариатская организация, к которой они обращаются и которая опирается на шариатский способ в вычислении наступления и завершения поста, то ученые Постоянного комитета дали фатуа, что подобная организация имеет для них статус шариатского правительства и им следует следовать за ними в вопросе начала и конца Рамадана. Однако если у них нет подобной организации, то нет на них греха, если они последуют стране, которой доверяют, которая устанавливает Рамадан на основании шариата, а не астрономических вычислений”.
Их также спросили: "Мы проживаем в Германии, и проблема в том, что имам одной мечети говорит: «Мы скоро начнем пост вместе с Саудовской Аравией», а в другой мечети говорят: «Мы будет поститься вместе с исламской организацией в Европе» Что вы скажите об этом?"
Ответ: “Если эта исламская организация Европы опирается на зрительную фиксацию наступления Рамадана, то правильнее и предпочтительнее следовать за ней в наступлении и завершении поста!”См. подробней вопросы "Суаль уа джауаб" № 1602, 1248, 1226, 12600, 50522.
Спросили шейха Ибн База относительно того, кто проживает в Испании, но начинает и заканчивает пост вместе с Меккой и Мединой. Он ответил: “Что касается вашего поста и разговления в Рамадан вместе с нами по причине того, что вы проживаете в Испании, то нет в этом никаких проблем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, увидев полумесяц, и разговляйтесь, увидев полумесяц, а если вам не видно его, то завершите предшествующий месяц (ша’бан) тридцатью днями». Это общее обращение ко всей общине, и два города как Мекка и Медина больше заслуживают следованию им, чем другие страны, пусть Аллах прибавит им усердие и прямой путь. Причина этому то, что вы находитесь в стране, в которой не живут по Исламу!” См. “Фатауа Ибн Баз” 15/105.
Подводя итог, следует отметить, что если мусульмане проживают в стране, в которой скажем муфтият опирается на астрономические вычисления и за месяц вперед сообщают о наступлении поста, то не надо следовать им в этом. Выше были приведены слова имама Ибн Къудамы: “Если кто-то станет опираться в начале поста на слова астрономов и даже если их слова совпадут с правильным, то его пост не действительный, даже если те астрономы часто бывают правыми (в вычислении Рамадана)!”
Но если муфтият опирается в наступлении поста на зрительную фиксацию и ему в этом вопросе следует большинство мусульман этой страны, то следует поститься вместе с ними. Также если они опираются в начале поста на какую-либо исламскую страну, скажем на Египет, то следует начинать пост с ними, а не опираться, скажем, на Саудовскую Аравию, чтобы следовать велению пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поститесь тогда, когда постятся все». Так можно объединить существующие мнения по данному вопросу.