Иллюстратор Эдуард Гороховский.
Иллюстраторы (красивые иллюстрации)Как же волнительно и трепетно было общаться с Антоном Ломаевым!!! И человеком каким чудесным оказался! И хоть у нас сейчас неделя Ломаева, но не могу больше этот пост в черновиках держать, месяца два писала, так что выкладываю...
Две книги этого художника соединила судьба в нашей семье.
Алиса. Моя. Первая. Конечно-же любимая. Потёртая, зачитанная мной и старшей дочкой. Волшебник. Мужа. Новенький. Прочитанный один раз и аккуратно поставленный на полку. Две книги из детства. Один художник. Очень разный...
Посмотрим?
Сначала Волшебник. Очень нравится своей динамичностью, стремительностью. Больше графики, чем цвета. Живые линии, живые образы, эмоции, настроения, мысли, желания. Даже природа не молчит на этих иллюстрациях.
Что-то я мало фоток сделала, вот ещё две из инета)));
Не знаю, будут ли ещё переиздаваться книги с его иллюстрациями, но мне этот волшебник очень нравится. Пока писала этот пост, выяснила, что его год назад переиздали))))
И девочки в прошлом году хорошо писали про него, извините, если повторюсь в чем-то))))
Э. Гороховский. Памяти художника. 1929-2004гг.
Его имя вошло в историю искусства ХХ века. Наряду с Ильей Кабаковым и Виктором Пивоваровым. Гороховский — один из классиков так называемого московского концептуализма.
Вот так рассказывал Эдуард Гороховский "о себе…":
Родился я в июне 1929 года под знаком близнецов. Все признаки этого знака я ощущаю в себе до сих пор. Произошло это в городе Виннице, что на Украине, то есть по сегодняшним понятиям – за границей. Самые ранние мои воспоминания связаны с рисованием, зрительные ощущения всегда были и остались для меня самыми сильными. Я обмирал, помню, при виде картинки, тем более картины, и был равнодушен к музыке. Отец с матерью были в ужасе, когда поверили в серьезность моего намерения стать художником, и сделали все, чтобы звучное слово “архитектор” связалось с моей судьбой.
Архитектурный факультет Одесского инженерно-строительного института я окончил в 1954 с красным дипломом, но моя архитектурная карьера закончилась через два года в Новосибирске, куда меня послали работать. Я ушел в свободное, но рискованное плавание в океан под названием “изобразительное искусство”. Начал с книжной иллюстрации, о которой мало что знал. Учиться пришлось буквально на ходу. Первая книжка далась мне чрезвычайно трудно, потом стало легче. Я занимался книжной графикой с 1957 по 1990, проиллюстрировал более 120 книг, мои книжные иллюстрации получали дипломы, экспонировались на отечественных и международных выставках. Однако в основном я занимался творчеством и четко отличал книжный хлеб от подлинно творческой работы.
То, чем занимались я и мои друзья, стало носить название “неофициальное искусство”.
Тогда, в шестидесятые и семидесятые годы это неофициальное искусство было подлинно свободным, так как оно не выставлялось, не продавалось и было абсолютно не идеологизировано. Позже, когда началась перестройка, это искусство перестало быть политическим и идеологическим криминалом – оно, как и должно быть, превратилось в товар и обрело свой денежный эквивалент.
Но вернемся в 50-ые годы в Новосибирск, где я жил и работал после окончания института. Там, в Сибири, я встретился с людьми, которые приобщили меня к искусству, о котором в институте, при жестком идеологическом контроле, даже не упоминалось. Открытием для себя импрессионизма, экспрессионизма, кубизма, русского авангарда я обязан, прежде всего, замечательному художнику Николаю Грицюку, ныне покойному. Я считаю его своим по настоящему первым учителем, который открыл мне глаза на многие вещи в искусстве.
Двадцать лет, прожитых в Сибири, были хорошей подготовкой к настоящему пониманию сути и задач искусства. Это понимание пришло после переезда в 1974 в Москву и знакомства с группой художников, именуемой сейчас “Сретенский бульвар”. Семидесятые годы были заполнены интенсивной работой над поисками новой пластической выразительности. Постоянное общение художников друг с другом, обсуждение сделанного, дружеские дискуссии – давали свои результаты. Ни о каких выставках или публикациях тогда не могло быть и речи. Думаю, что все сделанное этой группой художников (И.Кабаков, В.Пивоваров, Э.Булатов и др.) отличается незамутненной чистотой и бескорыстием. Это искусство было по-настоящему свободным. Затем, вместе с перестройкой, начался тяжелый, мучительный процесс интеграции русского искусства в мировую культуру.
Публикации о московских неофициальных художниках начали появляться с 1979 г. в парижском журнале “А-Я”, издаваемом русским художником И.Шелковским. До появления этого журнала власти, знавшие о существовании неофициального искусства, не реагировали на него, пока это искусство оставалось в своем подполье вне широких кругов общественности. Когда же журнал “А-Я” стал проникать в Россию и не только в нее, а факт существования неофициального искусства стал известен миру, советская власть тут же прореагировала единственным для нее известным способом – репрессиями. Мы все, так называемые неофициальные художники (каждый из нас имел и официальный статус члена Союза художников СССР), стали многократно вызываться на допросы в КГБ, где при помощи угроз от нас требовали публичного отречения от журнала и его осуждения.
К чести всех художников никто не предал журнал и не отрекся от него. Угрозы немедленно были претворены в жизнь: все мы тут же лишились работы, то есть заработка (многие из нас иллюстрировали книги в издательствах), и, думаю, далее последовали бы более крутые меры, если бы не спасительная перестройка. Начались выставки у себя в стране и за рубежом, поездки в разные страны, то есть потекла нормальная жизнь художника.
Сегодня я провожу большую часть времени в Германии, где много работаю и много выставляюсь. За спиной у меня более 220 выставок во многих странах мира, в том числе и в России. Я счастлив оттого, что могу сегодня жить и работать, где хочу и как хочу, не оглядываясь и ничего не боясь.
– Почему Вы используете старые фотографии?
– Картина становится настоящей.
– Почему живопись в основном монохромна?
– Цвет сильная вещь, надо с ним очень аккуратно.
– Что означают пятна на работе «Белые- Красные»?
– Я не знаю. Когда начинается работа, никогда не знаешь, что получится.
Есть два противоположных начала: концептуальное – когда работает только голова, картина проходит через сознание художника, и экспрессивное – работают только руки. Голова выключена. Руками управляю не я.
– Ваша лучшая картина?
– «Человечность».
Эдуард Гороховский похоронен в Германии, где в г. Офенбах (Франкфурт/Майн) художник проводил значительную часть времени в последние годы своей жизни.
Фирменный стиль Эдуарда Гороховского сложился еще в 70-е годы с его переездом из Новосибирска в Москву: всемирно известные коллажи из старых фотографий с наклеенными на них полосками, треугольниками и квадратами в духе Малевича, покрытые спонтанными текстами или какими-то символами. К своей последней прижизненной выставке в Русском музее Эдуард Гороховский сделал заявление: «Я убежден, что искусство творится некими высшими силами при помощи рук, которые эти силы выбирают». Ведь именно он связал воедино классику, авангард и андеграунд, он изобрел, по выражению одного критика, «концептуализм с человеческим лицом».
Теперь посмотрим его картины. Далее будет понятно, почему их надо увидеть до Алисы.
Гороховский стремился в своих картинах построить некое содержательное пространство с участием фотоизображений, беря за основу старую студийную фотографию и перенося ее в современность.
Коммунальная квартира.
Художник и модель.
Семейный альбом.
Красные - белые.
Три цвета женского счастья.
Черный прямоугольник.
Пейзаж после битвы.
Гоголь.(мне больше beatls напомнило))))
Анна Ахматова.
Антон Павлович...
А теперь можно и с Алисой Гороховского познакомиться...Смотрите, воооон она выглядывает...
Летит:
Растёт:
Не помещается:
Плавает:
Бежит:
Чаепитие, шляпник-бомжик.
Кадриль:
Грифон:
Котик:
Свою любимую технику фотоколлажа Гороховский и применил в Алисе. Думаю, что работал над этой книгой он с удовольствием.
Вот ещё обложки и фрагменты некоторых книг, проиллюстрированых Эдуардом Гороховским, которые мне удалось найти в Интернете:
Среди них - иллюстрации к детским книгам Г. Сапгира, Э. Мошковской, Г. Балла, А. Волкова, Л. Кэрролла, сказкам Ш. Перро и братьев Гримм, В. Гауфа, "Тысяча и одной ночи". Лошарик ,Урфин Джюс и Шахерезада.
Такой Урфин у меня тоже был!
С 1978 г. в течение 15 лет Эдуард Гороховский сотрудничал с журналом "Веселые картинки". В то время в редакции журнала появилось много новых лиц, к работе над изданием привлекли художников-концептуалистов, в том числе и Гороховского, Кабакова, Пивоварова.
Они привнесли в жизнь журнала дух бунтарства и свободы. То, что было невозможно в "серьезных" изданиях, воплотилось на страницах "Веселых картинок". Их работы совершенно изменили лицо журнала, ставшего намного живее и интереснее, изящные иллюстрации Гороховского преобразили журнал.
А это ещё один сюрприз из Волшебника. Может вы обратили внимание, что на первой фотографии из книги "торчит" нога. Вот такая бумажная кукла сохранилась у моей свекрови. Может кто помнит эти долгожданные вкладки к журналу Работница, все девочки во дворе играли в такие куклы, рисовали и придумывали одежду. Вот это я буду точно хранить долго....
Спасибо за внимание.