Валентин Постников. "Карандаш и Самоделкин".
книжное разочарованиеКнигу Юрия Дружкова о приключениях Карандаша и Самоделкина я сама в детстве не читала. Но герои с детства знакомы и мною нежно любимы – журнал «Веселые картинки», как и большинству советских дошкольников, мне выписывали родители. И поэтому, увидев книгу на полке книжного магазина, пролистав и восхитившись иллюстрациями А.Елисеева, я купила ее, не раздумывая. Довольно немаленькая стоимость меня не остановила.
Прочитали с дочкой. Пришли в восторг. Купи продолжение – о волшебной школе, организованной все теми же Карандашом и Самоделкиным. Получили еще одну порцию удовольствия. И одновременно печали – других книг про волшебных друзей Юрий Дружков написать не успел…
Какова же была наша радость, когда мы узнали, что издательство «Игра слов» выпускает продолжение их приключений, правда написанное не самим Ю.Дружковым, а его сыном – Валентином Постниковым! Опять же, не обращая внимания на высокую стоимость (450 рублей за штуку), я кладу его книги в свою корзину. С трепетом открываем, начинаем читать… И… Простите меня, Валентин Юрьевич, но ниженаписанное Вам вряд ли понравится…
Читать вслух книгу «Карандаш и Самоделкин в стране пирамид» я начала бодро и радостно – на эмоциях от предыдущих двух историй. Дочка так же радостно приготовилась слушать. К третьей главе я начала испытывать неприятные ощущения раздражительного свойства. Дочка же начала крутиться на месте – она слабо улавливала суть событий. Но мы с ней девчонки волевые, не привыкли дело на половине пути обрывать – дочитали.
Ну что ж, подумала я. У всех бывают не самые удачные работы. Сейчас возьмемся за вторую книгу «Карандаш и Самоделкин на Марсе», авось, наше мнение изменится.
Мнение не изменилось. Ощущение обмана и халтуры возросло в разы. Теперь я уже не скрывала своих эмоций от ребенка и комментировала все то, что меня, мягко говоря, удивляло – ребенок должен знать, что о книгах можно судить по-разному, и не каждая книга обязана нравиться.
Это все предыстория.
А теперь по пунктам.
1. Характер героев потерян начисто! Больше нет сентиментального Карандаша и деловитого Самоделкина. Теперь есть два безликих героя, к которым присоединился третий безликий – археолог Семен Семенович. Все их разговоры состоят из обмена «информацией». Один начинает, другой его мысль подхватывает, третий продолжает, и так до бесконечности.
2. Да-да, книги состоят из сплошных диалогов. Событий как таковых нет, нет интриги, нет захватывающих приключений – герои просто ходят «из угла в угол» и обсуждают увиденное.
3. Некое разнообразие в события вносят два разбойника – пират Буль-Буль и шпион Дырка. У этих товарищей некий характер присутствует. Но опять же – очень неопределенные у них характеры. Автор сам никак не разберется, добрые они или злые, глупые или умные. Вообще книги стоило назвать «Приключения Дырки и Буль-буля», т.к. хоть какие-то приключения есть только у них, остальные же просто переливают из пустого в порожнее.
4. Эти разбойники постоянно пытаются испортить путешествие Карандашу и Самоделкину, а Карандаш и Самоделкин упорно продолжают таскать их за собой по всей Вселенной. Появляется некое недоумение – Карандаш и его друг совсем идиоты и после миллиона утроенных теми каверз никак не могут понять, что разбойники им совсем не друзья? Или так проявляется крайняя степень мазохизма?
5. Это и есть главная и отличительная особенность книг – отсутствие всякой логики. Поступки героев необоснованны и нелогичны. Происходящее вокруг – вообще за гранью понимания. Возьмем их путешествие на Марс.
Автор придумал, что Марс – это та же Земля, только с точностью до наоборот. На Марсе приветствуются двоечники, дырявые кастрюли и другие непригодные вещи: лучшие музыкальные инструменты – те, которые не играют; лучшие картины – те, которые не нарисованы; лучший атлет – медленный атлет. Мед пчелы не собирают, а наоборот марсиане им его относят.
Все это замечательно и здорово! Но тогда и объясните нам логику марсиан! Придуман факт, его нужно как-то и мотивировать!
В чем марсиане видят плюс двоечников? Как они не умерли все, если ложки и кастрюли у них дырявые, и они ничего не могут сварить и съесть? И несостыковка – если кастрюли дырявые, то как они все-таки готовят еду? Если люди относят пчелам мед, то где они его берут и как он получается? Для чего нужны неиграющие музыкальные инструменты – какое наслаждение от них получают люди? В чем прелесть ненарисованных картин, каждая из которых – это пустой белый лист? И таких вот вопросов на протяжении чтения возникает великое множество! Причем возникают они не только у меня – человека взрослого, но и у моего ребенка, которого, по задумке автора, все это должно было бы позабавить.
6. Автор пишет то, что ему сиюминутно приходит в голову. Типа: «А! Раз на Марсе у меня все наоборот, то напишем, что ходить там нужно по шоссе, а машины должны ездить по тротуару». Все бы ничего, если бы это не пришло ему в голову в последней главе книги! То есть на протяжении двухсот страниц герои ходят и этого факта как бы не замечают: машины на тротуаре их не сбивают. А в последней главе вдруг раз и обнаружили: мол, а вот еще какая тут марсианская особенность!
7. Ни одна задумка до конца не раскрыта. Идет линейное описание фактов: зашли в музей, увидели то-то, обсудили, пошли дальше. А ведь все придуманное можно было обыграть! Написано: у них популярны дырявые ложки. Зачем об этом говорить? Можно же обыграть в каких-то ситуациях, придумать какой-то казус, который случился с этими ложками. Такого в книге нет! Увидели ложки в музее и считают инцидент исчерпанным.
8. Нет единой концепции, смысла. Ну, слетали они на Марс, ну и что? Чему научились? Какова мораль? С какой целью написана книга? Только лишь с развлекательной? Но даже развлечь она нас не смогла, т.к. развлечение – это отдых, а какой тут отдых, если на каждом шагу возникает вопрос, на который не дается ответа.
9. Ну и иллюстрации. Да, все тот же чудесный Елисеев. Но если в книгах Юрий Дружкова он выкладывался на все сто процентов, рисовал забавные сюжетные картинки, то в книгах Валентина Постникова художник как будто устал: большинство иллюстраций – это просто портреты героев в разных позах… Да и по количеству картинок - их в разы меньше, чем это было в книгах Дружкова.
Единственный плюс, который лично я заметила, - это плотная белая бумага…
Полнейшее разочарование и чувство обмана за огромные деньги.
==================
Девочки, дальнейшее комментирование поста запрещено модераторами сообщества да и всеми нами по договоренности;) Теперь пост носит исключительно информативный характер. Спасибо за понимание!