книги, которые формируют. Часть 5
средним школьникам
Юстейн Гордер
«Рождественская мистерия»
Я знаю одну историю, которую очень интересно читать именно сейчас, в декабре. Когда каждый день приближает нас к Рождеству, и почти все, в меру сил и желаний, готовятся к празднику.
Эта история буквально состоит из предвкушения Рождества: в ней есть и адвент-календарь, и предпраздничная суета, и маленький мальчик, и даже снега завались, потому что дело происходит в Скандинавии.
Написал её норвежский писатель Юстейн Гордер, про которого знаю я совсем мало. Знаю, что у него суровая густая борода, ему 61 год и он живёт в Норвегии. Что он получил хорошее гуманитарное образование и тот ещё знаток философии. У него даже книжка есть, вполне популярная, в которой девочка София ведёт переписку с именитым философом, а он её в свободной манере знакомит с основными течениями и значимыми философскими трудами.
Ну а я, больше про другую его книжку хочу рассказать, про «Рождественскую мистерию».
В суетливой толпе горожан, снующих в поисках рождественских подарков, шёл мальчик Иаким. Завтра должен был наступить декабрь, а родители до сих пор не купили ему адвент-календаря, которого он очень хотел. Рядом шёл папа, но поиски от его присутствия продуктивнее не становились: всё равно все календари были раскуплены. Вдруг, в витрине незаметной книжной лавки, зоркий Иакимов глаз заметил вожделенный предмет! Он забежал внутрь и принялся выбирать между двумя видами, как, неожиданно, заметил ещё один, весьма необычный календарь: потрёпанный, словно тот сорок лет пролежал в пыли, но с нетронутыми окошками. За которыми явно скрывалось что-то поинтереснее шоколадных овец.
Тут-то история и начинает набирать обороты. Потому как продавец не смог сказать ничего вразумительного о календаре, поскольку сам не знал, как тот очутился в его лавке. А дома, из окошка 1 декабря, в руку нашего героя выпадает не игрушка, не конфета, а мелко сложенный клочок бумаги, на котором бисерным почерком берёт своё начало история про девочку Элизабет, давным-давно ушедшую из забитого праздничным людом супермаркета и отправившуюся в паломничество к Вифлиему.
С этого момента история несёт в себе две, практически равноценные, сюжетные линии. Одна из них про мальчика Иакима, живущего в наши с вами времена и не избалованного чудесами. А вторая — про девочку Элизабет, которая жила за 40 лет до рождения нашего героя и совершает путешествие к рождённому младенцу Иисусу в приятной компании овец, волхвов, пастухов и ангелов. А если добавить сюда ещё немного детективных ноток (сорок лет назад из супермаркета действительно исчезла девочка Элизабет), то получится вполне ладный набросок вышеназванной книги.
Идеи в мистерии прочитываются разные.
Там и толерантность имеет место быть: к примеру, встречаются чернокожие ангелы, никто никого не делит по расовым, социальным и другим признакам, а все дружно идут поклониться младенцу Иисусу.
Легко и непринуждённо затрагивается тема внутрисемейных отношений: родители Иакима каждое утро приходят прочесть вместе с ним новую главу из календаря, что к концу книги сближает мальчика с ними.
Но главной остаётся идея того, что все чудеса, происходившие когда либо на свете – наши чудеса. И Рождество младенца Христа сейчас, в двадцать первом веке, тоже ликующее чудо, как и на заре нашей эры. Главное, этого не забывать, чувствовать, и тогда праздник случится именно с нами!
Есть и слегка смущающие моменты: иногда восклицаний в духе: «Значит, он один из нас!» становится многовато, накал пафоса зашкаливает, но в детстве меня это ничуть не коробило. Наоборот, даже обостряло ощущения.
Поэтому я рекомендую эту книжку для мальчиков и девочек от семи лет до бесконечности. А для семейного чтения она вообще идеально подойдёт, поскольку по структуре повторяет адвент-календарь — новая глава — дата декабря. Словно специально для того, чтобы каждый вечер рассаживаться поуютнее и слушать о новых приключениях Элизабет и открытиях маленького Иакима.
Уже не первая книга, которой заинтересовалась благодаря Вашим отзывам ))