В дошкольном возрасте была лишь одна книга! Какие могут быть последствия?

А я расскажу одну историю, про чтение моего брата. Моя тетя всенда была любительницей классики. Читать классику, ходить в театры, сама занималась балетом и своему сыну тоже читала с самого раннего детства. И однажды, рассказала мне такую историю. Брат уже ходил в садик, года 3-4 ему было. Он непоседа, любил двигаться всегда. Воспитатель читала стихотворение, а он что-то нашкодил и она его выгнала из комнаты на кухню, в угол. А сама продолжила читать. И когда окончила, спросила у детей кто сможет пересказать. Никто руку не поднимает, все молчат. А брат перестал егозить и сказал можно я. И пересказал все что читал воспитатель. Это я ктому что чтение очень развивает слуховую память. Из моих личных наблюдений за Агатой, еще и зрительную память и ассоциативную. А люди того поколения, очень крепкие люди, которым нужны основные потребности. И довольны "обедом и хорошей погодой".
28.08.2014
Спасибо за историю.
29.08.2014
Ну во-первых, книга не Репка и не Колобок, в которых и читать-то нечего. Все же — сказкИ ПУШКИНА — там-то есть где разгуляться, чтения не на один вечер, и какого!Во-вторых, пупс и посудка по тем временам — это о-го-го, это вам не оловянная сабелька у Козетты, которой тоже никто ничего не читал и не рассказывал, а помните, как она играла, долго и неподвижно сидя перед куклой:"О, я играю!" Мы же не сомневаемся в ее умении воображать? А кроме пупса с посудой в ее распоряжении была вся комната — с салфетками и тряпками, небось еще и скатерть с бахромой на столе была — вы играли когда-нибудь под круглым столом, с которого свешивается скатерть с бахромой? А ко всем  праздникам всегда присылались открытки, которые можно было разглядывать, из них даже шкатулки шили для ниток, иголок, пуговиц и прочей мелочевки. А фанерные чемоданы, крышки которых изнутри были сплошь заклеены картинками! Может, и сундук такой имелся, мы у бабушки, развесив слюни, на его крышке картинки разглядывали — про разных кубанских казаков и сталинских соколов. А разные шнурки, веревочки, коробки и пузырьки! А рисунки на шторах или обоях или, на худой конец, трещинки на стене — там какие только фигуры и рожи не находились! А полосатые домотканые половики, по которым можно прыгать через одну-две полоски, то прямо, то боком, то назад, то на одной ноге, то двумя! И все в 5 лет умели складывать бумажные самолеты и кораблики...И третье — главное. В те времена в каждой квартире не затыкалось умолкало радио с 6 утра, начиная с гимна и физзарядки, когда руки на поясе, а у рояля Борис Карамышев, и до 12 ночи. И музыка играла, и песни пели, и новости сообщали и время, когда в Петропавловске-Камчатском всегда была полночь, и Пионерская зорька была, и спектакли — и взрослые и детские постановки, и стихи, и сказки, и письма слушателей и сплошные рекорды отечественных производителей. А дети все это в голове крутят, и что там с чем в той голове соединяется, включая еще рассказы и разговоры 10 родственников о том, о сем, и во что превращалось,  нам неведомо, да и автором, наверняка,  забыто...  Но это же совсем не значит, что фантазий не было.
26.08.2014
Да, вы хорошо описали. Просто, видимо, родственница не может все это так описать. То ли уже все почти забылось, то ли не знает, как это сделать. И я из рассказов живых людей очень мало что знаю про после военное время. А мои родители уже много позже жили и у них уже и библиотека дома была и игрушки и т.д и т.п.
26.08.2014
 Сама неоднократно задавалась вопросом о целесообразности наличия большого количества книг для дошкольников и особенно "досадовцев" (карявое слово какое-то получилось))). Думаю, что особенно для деток до 3-х лет, важно наличие книг, вот только для чего? Чтобы потом в свои школьные годы вспоминать прочитанные в раннем детстве сказки? (навеяно комментарием ниже от Leyka ) Ну уж нет!!!!! Раннее развитие и чтение книг (считаю это одно и то же) служит скорее фундаментом для дальнейшего формирования, интересов, взглядов. Многие сказки учат добру, справедливости, честности. Многие показывают малышу всю бескрайность мира вокруг нас!!! (где он еще увидит например вулкан или даже бобра). Конечно можно включить телевизор...... Ох уж этот телевизор. Это просто, быстро для родителей, но телевизор не дает пищи для маленького пытливого ума. Все как на ладони. А даже простая картинка животного дает малышу возможность пофантазировать даже над тем, как оно двигается, ест, прыгает оно или ползает, летает или плавает. Совсем не важно (хотя и очень хотелось бы) вспомнит ли ваш ребенок в 6-10 лет книги, прочитанные вместе с вами. Важно, что он имеет возможность уже сейчас, в свои 1-2-3годика побывать в волшебных местах, повстречаться с удивительными животными, услышать интересные истории. Все это, как и совместное времяпрепровождение с родителями, выезды на природу, в новые места, походы в музеи, театры, катание на лодке и т.д., все это стимулирует работу мозга а вместе с ней и общее развитие ребенка!!!!! А развитие памяти? Особенно при чтении стихов!!! Моя малышка уже столько их может продолжить за мной, что даже у меня голова кругом идет. А она все помнит!!!!! Это ж такая тренировка памяти! Вот что важно для малышей. Сидящая взаперти ваша знакомая не имела возможности получить столько стимулов для развития фантазии, сколько получит ваш малыш-слушающий сказки и рассматривающий чудесные иллюстрации книг. Конечно же книги должны быть выбраны по-возрасту и способности малыша воспринимать информацию. И конечно же в них должны быть не компьютерные монстры-милашки, а настоящие иллюстрации художников!!!!!!! Не разбираешься в этом- добро пожаловать в сообщество "детские книги" на babyblog  idea.gif
26.08.2014
:))
26.08.2014
Моя дочь 8-ми лет не помнит половины того, что было прочитано в дошкольном периоде. Причем я бы не сказала, что мы очень много читали, скорее наоборот, хотелось бы больше. Вывод напрашивается один — не важно количество, важно качество. Лучше несколько раз возвращаться к одной книге, чем гнаться за объемом:" Ой, вот интересная книга, и вот, и вот. Как бы чего не пропустить!"
26.08.2014
explain.gif Прочитайте мой комментарий выше. Мне кажется, что ваша дочь многое получила от вашего совместног чтения и не важно — помнит она эти книги или нет.
26.08.2014
Сказалось конечно, только послевоенное время — оно и есть послевоенное время.. Моя мама жила в Ленинграде, есть нечего было, не то что читать... 
26.08.2014
Да, скорее это, вы правы.
26.08.2014
Если вспомнить как в те времена доставались книги — у меня до сих пор в памяти картинка — как мы получали собрание Пикуля по подписке. Мне в детстве книги брали в библиотеке — мама переписывала в тетрадку стихи, а папа делал рисунки к ним. После 90-х стало проще — и если посмотреть, то в основном все книги с детства — это выпуска 90-х г. и уже на школьный возраст. При этом читать я начала рано в период 3-4 лет (это сейчас уже с младенчества читать учат). Так что поддержу, что количество книг ни о чем не говорит — их может быть много — и просто стоять на полке, а может быть несколько, но их можно так обыграть. Вспомните ситуации в отпуске с ребенком — всю же библиотеку не возьмешь — берешь несколько и обыгрываешь их.
26.08.2014
Да, я понимаю, что если книг всего 5 и с ними что-то  обыгрывать, то тоже хорошо. Но в те времена никто ничего не обыгрывал с детьми. Взрослым надо было воду из колодца носить, туалет на улице. и при этом жизнь в городе. Этой родственнице никто ничего не обыгрывал. И все же одна книга до 7 лет, это не 5 или 10, это уж совсем мало. Не с чем сравнить.
26.08.2014
А еще каждый день приходили газеты с большими заголовками и разными фотографиями, на которых были и летчики, и шоферы, и шахтеры, и комбайнеры, и дояркии, и учителя,  и школьники и в классах, и в Артеке у моря в трусах и панамках, а на последней странице антимилитаристские карикатуры с пузатыми капиталистами в цилиндрах, с черными бомбами и неграми в цепях под пальмами. А еще У ВСЕХ на стенках были отрывные календари, которые  играли роль энциклопедий. Думаете, откуда все знали про день Парижской коммуны? )) Я из такого листочка календаря узнала когда-то, что Интернационал написал Эжен Потье, что рождались и умирали разные писатели, композиторы, ученые, музыканты и прочие знаметости, и стихи к праздникам с этих же листочков учили. И о своей обделенности многие не подозревали — все вокруг так жили, и знали, поверьте, не меньше, чем нынешние дети, а умели гораздо больше — в том числе подолгу играть самостоятельно  подручными средствами.
27.08.2014
Я одно время переживала, что к нам книги доходят с запозданием.. Старалась покупать книги, которые рекомендуют.. И что — у ребенка любимых процентов 50% из всех наших имеющихся книг, остальные — ему не интересны. Перестала я заморачиваться. У каждого свой путь. Что-то читаем, и то хорошо. А то, что не читаем то, что читает большинство наших сверстников, совершенно не страшно, думаю.Сама живу всю сознательную жизнь с людьми, воспитанными в разных культурах. И ничего, находим общий язык ))
26.08.2014
Тут вот еще какая тонкость есть: невозможно сравнивать детей нашего времени и того. Раньше мало учились и много работали, а работа развивает, добавляет мудрость, пусть и бытовую. А сейчас все по-другому. Меня ужасает мир, заполняющий разум людей бесконечным количеством визуальной не наполненной смыслом информации. Если ребенок не читает, он либо ничего не делает вообще, либо пялится в мультики, картинки, интернет и телевизор. А это в основном шелуха, не дающая пищи ни для размышлений, ни для чувств — никакого развития.
26.08.2014
Точно, ведь даже пока она сидела одна в комнате, то не телик смотрела, а видимо как-то играла. т.е. подключала воображение!
26.08.2014
Согласна с остальными, что точно нет прямой связи "количество детских книг-богатое воображение в будущем". Книги — это не вся жизнь, окружение развивает не меньше. А мы тут разве "отрываемся от реальности"? Мы её дополняем, предоставляем чтением возможность другого взгляда, но не факт, что ребенок его воспримет именно из этого источника.
26.08.2014
Согласна. Я, наверное, просто была удивлена, что у нас несколько полок детских книг (что читаем в три года), а у нее была всего одна...
26.08.2014
Отсутствие книг могли компенсировать рассказами из жизни или сказками на ночь?Хотя живого общения — 11 человек в комнате — очень много было.Моя бабушка в 2 г потеряла маму, еще через несколько лет отца. Росла и жила- по сути работала- в семьях старших сестер. Из образования 5 классов школы. Школа была в доме родителей моей бабушки, тк дом был самым большим в деревне. Никаких книг у нее не было. Но с воображением все в порядке. Ее истории и сказки на ночь — мое детство. Моя бабуля могла стать отличной писательницей при другом раскладе ее жизни.....Сейчас это мама 4 детей, бабушка 7 внуков и прабабушка для 14 правнуков!!!!
26.08.2014
Да, я понимаю, что все индивидуально. Может, вашей бабушке рассказывали сказки ил просто истории, действительно. Т.е. мы теперь компенсируем собственные рассказы книгами, выходит, когда читаем нашим детям. Это если сравнивать разные эпохи и поколения.
26.08.2014
Десятилетия;))) 2 моих старших сына воспринимать и смотреть мультики начинали с 1 года. Младший с 2- месяцев. И он узнает. Реагирует. "Машу" мы смотрим 1 серию в день на большом экране. Дети с каждым годом все более готовые для развития....
26.08.2014
Это я к тому...все индивидуально... Дети разные и интересы разные........В первую очередь нужно учитывать то, что хочет ребенок. Мой младший — ему сейчас 4 мес — прекрасно слушает, когда моя мама наизусть рассказывает Айболита. Мое исполнение этого  замечательного стихотворения не воспринимается:)  А "Очень голодная гусеница" ему нравится. Ориентироваться нужно в первую очередь на своего малыша. На его и эмоции и желания. Потом на себя;) Ну не любите вы стишки...можно просто разговаривать с малышом. Рассказывать, что вы делаете и как.
26.08.2014
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Я просто не люблю читать. Сколько "музыкальных" книг нужно для счастья?