В лабиринте чисел. Лёвшин В.
познавательные книги, энциклопедииВообще-то, когда-то давно я уже писала отзыв на книгу "Алиса в стране математики" Л. Генденштейн изд. Нигма, так что эта - вторая в обзоре.
Фотографии как всегда кликабельны, их можно увеличить и почитать.
Итак, мальчик, по имени Чит, сносно подкованный в математике и довольно сообразительный, попадает в Лабиринт чисел в сопровождении прекрасной, хотя и очень древней Ари (Арифметики), и здесь его ожидает 29 остановок, каждая из них соответствует какой-нибудь букве алфавита. Например:
А - Арифметика. На этой остановке Ари немного рассказывает Читу историю арифметики.
Б - Бесконечность. Здесь просто и наглядно дается понятие бесконечно ряда - без начала и конца. При чем не в форме рассказа, а в форме диалога, в процессе которого Чит сам приходит к выводам и пониманию сути.
В - всевозможные нумерации - очень интересный раздел, в нем появляется новый герой - Попугай Ара, который достает из барабана "лотерейные" билетики с различными нумерациями. Отсюда мы получаем начальные знания о различных нумерациях и системах счисления. Можно посмотреть, как выглядели цифры и числа в Древнем Египте и Китае, В Риме или у индейцев Майя. Все вполне доступно. Лично я не смогла с ходу понять только Вавилонскую систему, пришлось залезть в интернет и разобраться.
Есть раздел о Гармонии, важность которой для математики не все понимают, о Логике, тесно связанной с математикой, Теории вероятности, о Юморе и о Ясности.
Ну и большинство более практичных остановок - о Дробях, Единицах измерения, Корнях и степенях, Множествах, Процентах, Уравнениях и т.д.
Есть интересности вроде Числовых игр, о ряде Фибоначчи, ошибке Зенона, о простых и совершенных числах.
Все это проходят в школе, и ничего сложного из себя не представляет, при этом, конечно, в книге это написано увлекательнее, чем в учебнике. Информация подается в форме диалога - Чит и Ари попадают в определенное место и рассматривают новую тему.
Есть здесь и спектакли цифр и арифметических знаков, благодаря которым легко запомнить, что от перемены места сумма слагаемых не меняется, а вот с разностью это не прокатит; есть и спортивные соревнования чисел по перетягиванию каната, с помощью которых наглядно показано, что такое равенство, неравенство и уравнение.
Интересно рассказано о вероятности: мальчику предлагается выбрать окошко, в котором он вытянет нужный ему билет на балет. При этом на каждом окошке есть число: 100, 10, 5, 2, 1, - это количество билетов на разные мероприятия. Соответственно вероятность выбрать нужный билет равна 1/100, 1/10, 1/5, 1/2, 1. Но не все так очевидно. В окошке с номером 5 нет ни одного билета на балет:), то есть вероятность на самом деле равна 0. Акцента на этот момент нет, сказали и сказали, но зарубка остается, что есть нюансы:) Мне это очень понравилось.
Про Нуль очень подробная и интересная глава.
В общем, мне было читать интересно.
Я думаю, что книга скорее для средних школьников. Читать ее лучше по паре глав за раз, а не всю, как я, в параллель со школьной программой или чуть ее опережая.
Книга оставляет и некоторые вопросы, например, в Главе про единицы измерения рассказывается, откуда взялись метр и и секунда, как их рассчитали, а вот про килограмм рассказать было некогда, так что, это нужно поискать самим:)
Из сложного - я, как уже писала, не сразу разобралась с Вавилонскими числами, и Треугольник Паскаля тоже дался не сразу, но тут, мне кажется проблема в иллюстрации, она то-ли немного обрезана, то-ли художник не потрудился нарисовать треугольник нужного размера. Ну и объяснения довольно сухие.
Есть и устаревшая информация, например про ЭВМ или количество найденных совершенных чисел, все-таки книга была написана 37 лет назад. В таких случаях есть примечания редакции.
В целом книга довольно неплохая, но ей немного не хватает увлекательности, что бы рекомендовать ее всем детям. Если ребенок не любит математику, то эта книга вряд ли будет ему интересна.
Что касается качества, то тут ИДМ порадовал, все сделано добротно и без изысков. Бумага - хороший белый офсет.
Рисунки В.Сергеева. Не знаю, меня они оставили равнодушными. Ну, хорошо, что хоть такие есть.












Вот кому что:)