Апельсинные корки. Детские переживания, пастельные рисунки и немного оранжевого настроения
отзывыКогда-то давно в сообществе я увидела эту книгу. Написала это предложение, перечитала. И пришло приятное такое осознание того, что я могу оперировать словом "давно" по отношению к сообществу :) Приживаюсь тут уже, что ли?

Так вот. Совсем не помню, что это был за отзыв (но спасибо всем, кто когда-либо про эту книгу писал), плохо запомнила, о чём книга и что вообще в ней хорошего. Но! Неизгладимым ярким пятном осталась во мне эта апельсинная обложка. А ещё было смутное ощущение чего-то близкого. Несколько раз возвращалась я к этой книге. Смотрела отзывы в лабе, развороты. Сомневалась почему-то. Скорее всего потому, что по фото, выложенным в интернетах, иллюстрации показались мне тёмными, порывистыми и сложными, а сама книга - мрачноватой и даже, пожалуй, депрессивной.
И вот совершенно случайно наткнулась я на "Апельсинные корки" на книжном фестивале в РГДБ. Взяла в руки и так и не отпустила. Вживую впечатление совсем другое. Никакой мрачнухи и уныния. Об этом - со всеми моими впечатлениями-ощущениями-лирическимиотсутплениями - чуть ниже. А для начала, как водится, технические данные.
Автор: Мария Моравская
Художник: Андрей Дубровский
Издательство: Август, 2013 г.
Серия: Русские поэты для детей и взрослых
ISBN: 978-5-904065-08-9
Страниц: 60 (Мелованная)
Масса: 370 г
Размеры: 216x216x10 мм
Праздник начинается с обложки. Моё любимое сочетание цветов: оливково зелёный и оранжевый, сочный, но не вырви глаз, а благородный такой. И всё это разбросано по белому фону с прозрачно-жёлтыми пастельными росчерками.

Любителям вершков корешков:

И вот такой нежно-оливковый форзац. Смотрю на него и, по-девчачьи так, хочу такого цвета платье. Прям стою иногда у зеркала, к лицу прикладываю. Идёт-не идёт? :)
В реале он как-то ярче, красивее. Оказалось, очень сложно его фотать.

Чудесные цвета. Моя ассоциация - Италия. Люблю её. Не страну даже (мне вообще-то больше по душе суровые северные края, а не гедонистическая средиземноморская томность), а сам колорит. Со всех сил пыжилась нагуглить подходящую по духу фоточку. Вот чтобы белокаменный итальянский дворик, и дерево с апельсинами, и оливы. И чтобы цвета подходящие и ощущения. Ничего не попало в точку. Но я уже не могу оставить это место пустым. Поэтому пусть будет так:

Уже пора бы к внутренностям перейти, но я настолько влюбилась в обложку, что циклюсь. Я смотреть на неё не устаю. Я даже мелки отняла у ребёнка и рисовать принялась.


До оригинала, конечно, далеко, но зато какой медитативный процесс и цветотерапия!
Но всё же давайте уже начнём листать.

Мария Моравская. Андрей Дубровский. Издательство Август. Вот, пожалуй, ещё три причины, по которым я не торопилась с покупкой. Кто все эти люди?
Об авторе есть послесловие в книге. Это коротенькая автобиография Моравской:

Мне нравится фон. Напоминает обои в уютной старинной усадьбе, где кресло-качалка на летней веранде, сухие цветы, фарфоровый сервиз с пятнами чая и пухлые ветхие книги.
А ещё в книге есть интересная статья о жизни и нелегкой судьбе польской поэтессы, так любившей русский язык:

Эта книга, однозначно, не для малышей. Ну, в смысле, её, конечно, можно читать, когда угодно. Я вообще против рамок. И отдельно за то, что любые стихи полезны для детского уха в даже - и особенно! - в самом нежном возрасте. Ибо ритм, рифмы, музыка, фонетика, все дела. Но! Самый смак этой книги в переживаниях. И она попадёт, ударит в самое больное место самую точку, когда ребёнок будет в возрасте этих самых переживаний. Когда этот возраст наступит, я не берусь сказать. Алиске до этого далеко, а себя я как-то плохо помню. То есть помню многое, конечно, но больше сами образы, чувства. А когда это было? В восемь? В десять? Да и по-разному же у всех. Тут надо родителям приглядываться.
Книга эта - средоточие детских переживаний. Эдакое торжество эскапизма. Но, не смотря ни на что, нет в ней негатива, нет депрессивности. Это сладкая грусть, маленький личный мирок, который хочется спрятать под подушкой.
Вообще эта книга смелая. Потому что переживания, которые в ней поднимаются, это отчасти табу. Обижаться - плохо. Жалеть себя - как можно?!
Ясно дело, что не стоит вводить такие состояния в привычку. Но ведь как сладко иногда бывает обидеться! Это такой чудный психотерапевтический момент, когда ты смакуешь это запретное чувство, переживаешь его до самой глубины, отпускаешь - катарсис! - и со свежими силами идёшь на новые свершения.

И очень здорово здесь подмечен элемент показушности ("пусть придут, увидят сами, как обидели меня"), так свойственный детям. Ведь чего же плакать-то, в самом деле, если никто не видит?
Это стихотворение открывает сборник, даёт ему название и проходит своеобразным лейтмотивом через всю книгу. Недаром. Самое любимое моё стихотворение.
Следующее стихотворение перекликается с "Корками".

Ну разве не бывало у вас такого в детстве? Убегу, непонятый, на край света! У меня, признаться, и по сей день такое случается :) Но смотрите, какая концовка замечательная. Хоть есть немножко эгоизма (как же без коньков и базаров?), но всё же в итоге перевешивает трогательная забота о близких: "Жалко маму, котёнка и братца! Нет, уж лучше остаться.." :)
А вот, кстати, и про котят. Как хорошей книге, да без котят? :)

И вроде вредничает девчонка. Ведь всё-то у неё есть для счастья: и куклы, и железная дорога, и птенчик заводной. Всё да не всё! И проникаешься этим наивным, но справедливым ребячьим негодованием. Ведь не в бездушных игрушках детское счастье, а в маленьком тёплом комочке.
А это вот на стене там Чехов, что ли?

Есть пара похожих стихов про детскую жажду странствий. К сожалению, тексты на фото читаются плохо, фотограф из меня тот ещё: желания вагон, умения ноль :) Ну и света дневного, конечно, не хватает. Москва, она такая, зимой превращается в Мордор.


А ну-ка, поднимите руку, кто в детстве ни разу не сбегал? Я вот сейчас не про неблагополучные семьи и детей, убегающих от пьяниц-отцов. Другое. Ну вы и сами понимаете, что другое.
Я, помнится, как-то подбила двоюродного брата на эпический поход. Лето мы проводили в деревне, 45 километров от города. Весело было, конечно, и грибы тебе, и ягоды, и на речку, и усадьба большущая у бабушки. Не в дворянском, а в деревенском таком смысле: баня, стайки, навесы, сенник, куры-кролики, участок огромный, с картофельным полем даже, с отдельным закутком для детских игр, соток в пять. Представляете, какой простор? Это в садоводствах раньше полноценные участки по пять соток резали, а тут только для игр. Но приключений хотелось! Путешествий! По-хорошему бы в дальние страны, конечно, но, давай, говорю, до города хоть махнём. Брат сопротивлялся немного, на год старше, здравого смысла, видать, побольше было. Но я его чем-то приманила, не помню уже. Конфетами что ли, которые только в городе можно было купить. И невдомёк же было, что нам и купить-то их не на что :) Собрали котомку наспех - и в путь. Здорово было! Ушли мы, правда, километра на полтора всего. А потом нас настигли родители на великах и всыпали по первое число. Мы маленькие совсем были. Лет семь-восемь, наверное. Но помним всё очень хорошо до сих пор :) Я вообще, что ни вспомню из детства, так всё вертелось вокруг того, чтобы или домик построить, или в путешествие отправиться. Какой-то такой кочевнически-осёдлый образ жизни. Так до сих пор и не определилась, что мне больше по душе.
А ещё мне нравится, как автор рисует дождик в своих стихах. Вот тут, смотрите, не дождик, а праздник!

И рисунок очень мне нравится. Столько всякого зелёного!

Я вообще к пастели как-то неровно в последнее время дышу. Так мне нравятся эти прерывистые фактурные росчерки. Как ни увижу пастельный рисунок, так и вожу по нему носом, всё пытаюсь вычислить, как это нарисовано. И Алисона подсадила. Она только глаз продерёт, сразу - не к книгам, нет, и не к компу даже - к коробоньке с пастелью несётся и свежий ватман с меня требуэ. Уже упаковку на 24 цвета измочалили.
А вот ещё про дождик. Опять переживания детские здорово подмечены.

Ведь оно же как бывает. Родителям дождик - плохо. Простынешь, промокнешь, а то у кого-то - и новые штанцы в грязи извазюкаешь. А ребятне ведь только дай по дождю порезвиться! Я до сих пор, как гроза - так на улицу бегу, как ненормальная. А помните, шаровой молнией в детстве пугали? Ой, опять понесёт щас меня. И зачем только эти детские книги на меня свалились?!
А вот и солнышко после дождя. Да какое! Знойное прямо. И детский лагерь вспоминается. Не пионерский, правда. Не застала я :)

И тут опять о пастели чуток. Смотрите, как иллюстрации пропечатаны. Жёлтые эти росчерки так отсвечивают слегка на белом фоне, будто и не печать даже, а вручную нарисовано.

А вот это светлое очень стихотворение. Стихотворение-состояние. Томное такое. И будто яблоками даже пахнет. И кажется, что воздух такой плотный вокруг, летний и ароматный.

И здесь вот повторюсь я. Не депрессивная книга, как это может показаться на первый взгляд. Светлая. И всё грустное в ней, на самом деле, лёгкое очень. Такими настоящими ощущениями каждое слово пропитано. Намного более честными и осязаемыми, чем если бы это были исключительно весёлые бабочки, приправленные единорогами на радуге.
И художник очень здорово прочувствовал это настроение книги. Как бы ни были монотонно коричневы некоторые иллюстрации, в них всегда можно разглядеть маленький апельсиновый привет:



А ещё мне очень нравятся маленькие зарисовки в углу каждой страницы с текстом:





Ещё одно напоследок. Близкое. А то я остановиться не могу, я, честно, про каждое стихотворение в этой книге хочу писать. Но я понимаю уже, что перебор, уже самые заинтересованные, наверное, третий кофейник сейчас заваривают. Так вот. Покинутый:

Вы посмотрите, слова какие. Осень бесприютная. Плюются облака. До чего ведь образно. А, может, это из меня опять детские ассоциации прут, как из ведра. Но вспомните, кто бывал в садоводствах по осени. Бабульки, что летом жили на дачах, разъехались. Нивы сжаты, рощи голы. Картошка выкопана, последние приличные дачники поклали свои тыквы с кабачками в рюкзаки, электрички на зимнее время перешли. И тычинки, сухие и острые, торчат на огородах. И трубы не дымят. И только редкая собачонка где-то воет тоскливо, и дождик косой моросит.
Я молчать уже буду. Так просто несколько разворотов добавлю.




Вообще, книга пропитана духом времени. Есть в ней и базары на вербной неделе, и "колбаски для Пасхи", и кадеты, и гимназисты. И стихотворный строй местами необычный, сложный. Всё это - на любителя. Мне лично очень нравится. Полное погружение, что называется :) Но на эту особенность стоит обратить внимание, так как она всё-таки повышает планку читательского возраста.
А ещё.. знаете, приходит к нам иногда в гости друг. Хороший давний друг. Он в курсе моих книжных пристрастий и очень здорово умеет поддержать разговор. И я за это ему безмерно благодарна. Во-первых, уже хотя бы за то, что он готов к диалогу на не особо-то близкую ему тему детских книг. А ещё за новый ракурс, свежее видение, за споры, в которых, как известно, и рождается та самая истина. Надо сказать, что друг этот тяготеет к классике. Знали бы вы, сколько спорено-переспорено было, когда он приметил у нас Карлхена! :) И вообще, вкус у него довольно притязательный. Как и Коли (муш мой который). Он когда Алиске читает чего-нибудь, обязательно придерётся. Что за рисунки, что за рифма кривая, а это что за жесть вообще?! Я аж иногда, бывает, взбрыкну. Дескать, ну давай, сам выбирай тогда книги, раз то не так и это не эдак :) Но читает он, надо сказать, всегда шикарно. Вот оно, лингвистическое чутьё, даром, что инженер-самолётчик.
И это я всё к чему тут опять разглагольствую. Корки были оценены. Обоими. И притязательным мужем, и притязательным другом. И оценены высоко, что для меня было слегка неожиданно. И это много стоит! И это я не к тому, чтоб книгу распиарить. Мне-то оно и не к чему вроде. Мне радостно просто, что в близких людях такая поддержка нашлась и понимание. Как не поделиться-то с единомышленниками?
P.S. Пока я искала фотографии с итальянским колоритом (вы уж и забыли поди, с чего я начинала), наткнулась на замечательную подборку картин, изображающих одесские дворики. И так они мне понравились. Всё думала, как бы их так к посту присобачить, чтоб органично было. И вот оно, удивительное совпадение! Мария Моравская провела всё своё детство - где бы вы думали? В Одессе, ага, в ней самой :)



Ещё один P.S. Вы уж простите меня, что опять своим многословием вам мозги захламляю. Но о том, что мне не нравится или всёравношное, мне писать не хочется. А если уж нравится, то из меня фигачит во все стороны и я остановиться не могу. Я поэтому всё техническое и насущное в самом начале стараюсь писать, чтобы те, кто объективной информации ждёт, не выискивали её потом в этом потоке ассоциаций и детских воспоминаний.
Оранжевого настроения вам, друзья! У меня вот сегодня весь дом апельсинами пропах :)