Почему так бывает: какие-то книги тебе советуют-советуют, в их качестве ты и не сомневаешься, но чтение откладывается без конца, а какую-то только увидел - и молния: "читать, быстрей, нужна!"?!? Если честно, и эту скидывали..., но я, дитя эпохи бумажных книг, ссылку пропустила, а вот обложка Полины Бахтиной не дала пройти мимо)
Чтения электронной версии книги доставило массу удовольствия, но закрепить результат я решила всё же бумажной! Приятным сюрпризом стало наличие ещё одного рассказа в бумажной версии) А теперь по делу и по порядку
Автор: Олейников Алексей Александрович
Художник: Бахтина Полина
Издательство: ? Книгарь, 2015 год
ISBN: 978-5-904691-12-7
Страниц: 112 (Офсет)
в "Лабиринте" , в "Озоне"
В 2009 году сборник рассказов "Велькино детство" уже выходил в издательстве "Полиформ" с этими же иллюстрациями Полины Бахтиной. Автор с трудом достал себе один экземпляр сборника (писал об этом в ЖЖ), а Полина Бахтина высказалась в своём ЖЖ о качестве того издания:
"Разумеется, я недовольна и впредь буду опасаться издательских программ правительства Москвы. Сэкономили на всем, обложка почему-то мягкая, бумага практически газетная, не удержались и от золота, которое криво налепили на переплет. Шрифт прекрасен и многое спасает. Рассказы трогательные".
Это издание отличается: переплёт твёрдый, бумага - белоснежный плотный офсет, "золото" отсутствует, есть "лакированные" буквы и частичная лакировка лука и стрел. Шрифт необычный, мне нравится. Отличия в макете немного есть, вставлю пример чуть ниже. Чтобы представить размер - книга на листе формата А4:
Удивительно светлый, добрый сборник рассказов о детстве, обычном детстве с его глобально-повседневными событиями.
Детство с его выдуманными страхами.
Детство с гениальными идеями-изобретениями.
Детство с желанием помочь от всей души, но обязательно по-своему.
Солнечное детство с ободранными коленками, расцарапанными локтями и безудержной экспериментаторской любовью ко всему прыгающему, летающему, бегающему и скачущему.
Мне кажется, что характеры, поступки очень узнаваемы, психологически точны. Вот при чтении этих рассказов у меня не возникало недоумения, почему так, а не иначе.
Из интервью с автором:
"- «Велькино детство» - это о ком и для кого?
- Наверное, в большой степени книга биографична - но не в деталях, а в атмосфере. Весь мир южного детства, окружающий Вельку, вся его теплота и уютность идут от ощущения моего детства. Если в процентах мерить, то там книга наполовину выдумана. Для кого - для всех, кому может быть интересно. Практика показывает, что нынешние ровесники Вельки - ребята лет 10-11 - читают ее с интересом".
В сборнике 8 рассказов. Можно пересказать сюжет каждого, но делать этого я не буду. Истории меня привлекли своей "многослойностью". Есть какой-то внешний сюжет, но мне кажется, что он часто лишь повод для очень важных и серьёзных раздумий.
Главный герой Велька, московский житель, все летние каникулы проводит у бабушки с дедушкой - в небольшой деревеньке под Ростовом. Маму мы так и не увидим, она незримо присутствует в рассказе "Птица Жалейка" (рассказ о самом большом детском горе: мама не приехала), про папу нет ни слова. У Вельки есть младшая сестрёнка Полинка и двоюродный брат Витька, мама которого, тётя Наташа, родная сестра мамы Вельки. Но все эти герои эпизодические, на первом плане Велька, а также бабушка и дед.
Велька находит себе занятия каждый день, или они сами его находят. Бабушка с дедом с раннего утра и до позднего вечера в делах-заботах, внуки тоже иногда помогают, но Велька любит делать это по-своему:
"...еще больше, чем спать, он любил делать сюрпризы. Это было его страстью - сделать что-то трудное, большое и нужное, причем так, чтобы никто не заметил, что он это сделал.
И только потом, когда все вполне увидят и оценят, какая большая и трудная работа была сделана, когда восхитятся и воскликнут: - "Где же этот неизвестный герой, который совершил этот трудовой подвиг? Где же он, пусть выйдет и покажется!", - только тогда Велька скромно выходил и пожинал заслуженную славу". (рассказ "Абрикосы")
Очередная гениальная мысль не заставила себя ждать: вырубить к Дню рождения бабушки абрикосы, которые ей так мешали:
"- Ишь, дылды, вымахали, - всякий раз ругалась бабушка, собирая редкий фруктовый урожай. - Ниякого проку от вас нет".
И вот что странно: всё в рассказе про то,как бабушке житья нет от абрикосов, какие плохонькие у них плоды, как некогда деду их вырубить, а мне эти деревья очень жалко.
И Велька, проснувшийся с восходом солнца "вдруг отчетливо понял, что ему не хочется рубить".
Но он же пришёл сделать приятное для бабушки и....
"Абрикос разом вздрогнул, будто просыпаясь ото сна".
"...в сторону отлетела черная щепка, обнажая оранжевые волокна".
"Он снова поднял топор, и ударил - теперь уже сильно и точно, целясь прямо в оранжевое сердце, расцветающее на стволе".
4 дерева из 6 срубил Велька. И хотя бабушка после короткой паузы начинает всё же "рассыпаться в похвалах", в её голосе растерянность:
"...немного растерянно повторила она..."
"В голосе ее по-прежнему жила какая-то потаенная растерянность".
Ничего не произнесёт больше бабушка, ничего не скажет дед, убирающий вместе с Велькой стволы деревьев к бане, но утренней радости,ощущения сюрприза не останется... И автор оставляет читателей да и Вельку без какого-то назидания, нет в рассказе поучительного итога: думайте сами, но
"Два последних дерева так и остались стоять".
Рассказ "Бабка-смерть" своим названием настраивает на какой-то несерьёзный лад.
Семилетняя орава мальчишек приняла старушку в чёрном, косившую траву на кладбище,за саму Смерть. Они сломали ей косу, Федька был вынужден скрываться у Вельки, который к этой истории серьёзно не отнёсся и считал Федьку помешанным.
"- Дурак ты, Федька. И кличку вы ей дурацкую придумали - «бабка-смерть». Она же просто старенькая".
Но ноги сами несут его на старое кладбище,он вспоминает,как был здесь со своей бабушкой:
"...и бабушка долго сидела и что-то шептала у покосившегося обелиска со полустершейся красной звездой".
Жутко ему вдруг становится, видит "бабку-смерть", которая обломком косы убирает траву.
"Собрав срубленные сорняки в густой веник и обметя им могилу, старушка присела возле креста, и, обняв его, некоторое время сидела. Послеполуденные солнце обнимало ее длинными лучами, и таким покоем повеяло на Вельку, что он замер, почти не дыша, и не двигался, пока, наконец, бабушка не встала, утерла платком глаза, перекрестилась и поклонилась до земли перед могилой, и, подхватив лезвие, побрела к выходу.
Спустя некоторое время Велька отклеился от дерева и подошел к кресту. С выцветшей фотографии на него устало смотрел старик в неловко сидящем костюме. Перед ним лежал подсохший букетик полевых цветов, и стояла стопка водки, накрытая кусочком хлеба. Велька положил свой прутик у креста и пошел к выходу".
Вот и не нужны никакие другие слова в финале.
О каждом рассказе я могла бы писать много и долго. Думаю,что вдумчивые читатели здесь заметят много такого, что прошло мимо меня. Но я с удовольствием их перечитаю ещё не раз, погружусь в мозаику летних детских будней, послушаю жалобную трель птицы Жалейки, поглажу разноцветных фасолевых воинов, вдохну абрикосовый аромат и буду наблюдать за совершенно счастливым Велькой, нежно пасущим кочергой стадо нутрий)
На книге: "для среднего школьного возраста (12+)". Уверена,читать можно и раньше.
Да,и предупрежу))) Место действия рассказа "Как Уругвай сгорел" - туалет,обычный деревенский маленький домик ( такой, как и у Петсона с Финдусом). Вдруг кого-то это смутит.
Рассказ "Бричка-катапульта" подвергся цензуре))) В электронной версии бабушка ругает Вельку: "Ах ты засранец такой!" В бумажной - "хулиган". Страшное ругательство деда "етить!" из эл.версии превратилось "да что ж ты!"
Других отличий пока не нашла.
Цветовая гамма моих впечатлений от книги совпала с палитрой Полины Бахтиной! Её иллюстрации солнечные, всё в движении, взгляд из самых неожиданных мест, интересные ракурсы. Их не очень много в книге. На каждый рассказ 1 иллюстрация рядом с названием (на полстранички), 1 полностраничная, 1 на верхнюю или нижнюю половину разворота и 1 маленькая в финале рассказа. Умножаем на 8))) Немножко смутили меня белые страницы рядом с теми, где название и рисунок, но уже привыкаю, к тому же прежняя версия нравится меньше.
Вот так было:
Полностраничная иллюстрация была с рядом белым листом. Мне кажется, этот белый лист (раз уж без него никак почему-то) логичнее вначале. На этой фотографии заметно, что бумага, действительно, была тонкая, просвечивает текст. Сейчас такого нет. У меня была только одна "маленькая капелька дёгтя" - грязь (по-научному "отмарывание"?) рядом с названием и иллюстрацией последнего рассказа(внизу):
Но не было сил отдать книгу и ждать новую)
И самое важное! Мне мало этих рассказов: я хочу ещё читать про Вельку и его жизнь у бабушки с дедом. В ЖЖ автор после первого издания писал о том, что новые рассказы последуют, но прошло уже немало лет... Тишина.
"- Скучно мне, Кардамон - пояснил Велька.
Пес в ответ зевнул, и, встряхнув ушами, полез обратно. Велька обиделся, уперся ногами и потянул цепь на себя. В будке напряглись и сдавленно зарычали. С полминуты мальчик и пес боролись, затем из будки показались лапы и рычащая голова. Когда азартный Велька выволок собаку наполовину, Кардамон умолк и поднял укоряющий взор. Велька устыдился, и отпустил цепь.
- А еще друг человека. Собака ты, Кардамон, последняя собака после этого - вздохнул он. Кардамон благоразумно не возражал".